НУРАНИ
Как уверены многие эксперты, отслеживать события на том или ином треке — задача, в принципе решаемая. Надо просто внимательно следить за новостями — и все. А вот отследить «тренды» куда труднее. Особенно если сигналы приходят, скажем так, «разнонаправленные».
Именно так сегодня развиваются события между США и Россией. С одной стороны, в Вашингтоне продолжается «рашенгейт», расследование обвинений в адрес РФ во вмешательстве в выборы на стороне Дональда Трампа. С другой, Белый дом и Госдепартамент продолжают планомерно усиливать давление на Москву.
США могут запретить американским и зарубежным компаниям заключать сделки с 33 организациями российского оборонно-промышленного комплекса, ФСБ, ГРУ, а также 4 организациями, которые Белый дом называет «разведывательными» — это, указывает РБК, следует из конфиденциального правительственного документа, который опубликовала газета The New York Times.
Строго говоря, на целый ряд вышеупомянутых структур американские санкции уже распространяются. В списке, составленном американской администрацией и направленном на рассмотрение в Конгресс, указаны 33 российских предприятия, концерна и организации, включая «Рособоронэкспорт», «Ижмаш», «Калашников», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «МИГ», «Сухой», «Туполев», «Адмиралтейские верфи», «Алмаз-Антей», Долгопрудненское научно-производственное предприятие, Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», АО «Вертолеты России», концерн «Созвездие», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация и Объединенная судостроительная корпорация, «Уралвагонзавод», НПО «Высокоточные комплексы» (против него уже введены секторальные санкции Евросоюза), Научно-производственное объединение «СПЛАВ», ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина, г. Екатеринбург», Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» и другие.
Из числа разведывательных организаций и ведомств в список вошли Служба внешней разведки (СВР), Главное управление Генштаба Вооруженных сил России (бывшее ГРУ), Федеральная служба безопасности (ФСБ), Специальный технологический центр, компания «Цифровое оружие и защита» (ЦОР) и Автономная некоммерческая организация «Профессиональное объединение конструкторов систем информатики» (АНО «ПО КСИ»). В отношении ФСБ и СВР США ввели санкции еще во время президентства Барака Обамы, напоминает РБК.
Как отмечается в пояснении к документу, меры, которые могут предпринять в отношении указанных структур, не являются санкциями, их активы не будут замораживаться в США. Санкции в виде ограничений на выдачу кредитов, на сделки с недвижимостью, в виде отзывов американских виз и т.п. будут вводиться, начиная с 29 января 2018 года, в отношении любых американских или иностранных лиц, которые в период с 2 августа 2017 года совершили «существенные транзакции» с указанными в перечне российскими предприятиями, учреждениями и ведомствами.
Ранее, 26 октября официальный представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт сообщила, что госсекретарь Рекс Тиллерсон утвердил новый список россиян и российских компаний, связанных с разведывательным и оборонным сектором, на которые в ближайшее время могут распространиться санкции США. Этот документ глава ведомства подписал и направил в Конгресс. Однако на данном этапе он является непубличным и будет доступен только для американских законодателей, предупредила Хизер Науэрт.
Нанесен удар и с другой стороны. Вашингтон усиливает давление на российские СМИ, являющиеся инструментами кремлевской пропаганды. Телеканал RT должен зарегистрироваться иностранным агентом, в США и России этот статус различается, предупредила начальник пресс-службы Госдепартамента Хизер Науэрт на регулярном брифинге для журналистов. «Российский закон об иностранных агентах отличается от того, что мы имеем в США, — пояснила она. — Все, что они RT должны сделать, — зарегистрироваться. И это довольно простой процесс».
Как указывают в Вашингтоне, российский закон об иноагентах «нацелен на организации, которые получают даже минимальное финансирование из любых иностранных источников, правительственных или частных, и участвуют в политической деятельности, определяемой настолько широко, что под нее подпадает и почти вся общественная правозащитная деятельность».
Науэрт пояснила, что в США закон требует от организации зарегистрироваться в качестве иноагента, если та просто «участвует в политической деятельности». «Когда Соединенные Штаты просят кого-то зарегистрироваться иноагентом, мы не влияем и не воздействуем на их способность сообщать новости и передавать информацию», — заключила она.
Спор этот идет уже не первый день. Как информировал телеканал CNN, RT так и не признал себя иноагентом. Главный редактор RT Маргарита Симоньян сообщила, что власти США требовали сделать это до 17 октября. Как отмечает CNN, по мнению опрошенных экспертов в области американских законов, касающихся регистрации иностранных агентов, пока не ясно, какие действия предпримет минюст США.
А сама Симоньян жаловалась, что если RT не признает себя иноагентом, в отношении сотрудников канала будут приняты серьезные меры вплоть до арестов. По ее словам, после признания телеканала иностранным агентом он будет обязан публиковать полные данные всех сотрудников с зарплатами и домашними телефонами и адресами, что сделает работу RT невозможной, поскольку вряд ли люди будут делать выбор в пользу работы, а не безопасности семьи.
Позднее она также сообщала о массовых увольнениях сотрудников телеканала из-за опасений за собственную безопасность. Но в США такие «страшилки» впечатления не произвели.
Кроме того, социальная сеть Twitter сообщила, что запрещает рекламу со всех аккаунтов RT и Sputnik. «Поскольку рекламодатели, приобретая рекламу в Twitter, могут демонстрировать ее не только своим подписчикам, реклама в Twitter подпадает под большее число ограничений», — говорится в заявлении.
«Соответственно Twitter принял принципиальное решение убрать рекламу от всех учетных записей, принадлежащих Russia Today (RT). Это решение основано на том, что RT фигурирует в докладе директора национальной разведки от января 2017 года, и не распространяется на других рекламодателей. RT и Sputnik могут оставаться обычными пользователями нашей платформы в соответствии с правилами Twitter», — отмечается в заявлении компании.
Теперь российские СМИ цитируют новые раздраженные заявления Симоньян: «До последнего не хотели верить, что это будет вот так, что американские социальные сети, в данном случае Twitter, будут прямо ссылаться на доклад ЦРУ для того, чтобы чинить нам препятствия в работе, но это сегодня произошло. До этого, когда кто-либо говорил, что всеми ими управляет ЦРУ, у нас это вызывало улыбку. Теперь мы уже не улыбаемся, это все, конечно, перешло все границы, и стало не смешно. Остается только пожалеть о том, что Россия, очевидно, будет вынуждена предпринимать ответные меры».
Характер этих мер не раскрывается, но газета «Взгляд» уже цитирует комментарий официального представителя российского МИД Марии Захаровой: «Расцениваем это как очередной агрессивный шаг, направленный на блокировку деятельности российского телеканал Russia Today и ставший результатом давления части американского истеблишмента и спецслужб. Ответные меры, естественно, последуют. Подчеркиваем, что воспрепятствование деятельности российских СМИ, в том числе осуществляемое при помощи арсенала спецслужб, свидетельствует о грубом нарушении Соединенными Штатами Америки как международных, так и внутренних законодательных актов, гарантирующих свободу слова. Присоединение к этой кампании частных корпораций свидетельствует о беспрецедентной атаке американских силовиков на СМИ».
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам, глава комиссии по защите госсуверенитета Андрей Климов так прокомментировал запрет социальной сети Twitter на рекламу со всех аккаунтов телеканала RT и Sputnik: «Наша ошибка — мы очень доверяли Западу и размещались на всех этих ресурсах, полагая, что так будет лучше. А сейчас, как только появилось напряжение, не по нашей, кстати, линии, они стали нам показывать, что они могут сделать. И делают они это цинично.
Напрямую сегодня от имени государства США пока размышляют, отвечать или нет. Но на основании бесед с руководством таких структур, как Twitter, они уже начали это делать. И по форме здесь все вроде бы прилично, это же не государственная структура, если подойти формально. Но по содержанию это, конечно, издевательство и очевидное выдавливание нас». Правда, какими могут оказаться конкретные меры, указаний нет.
А тем временем во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона появляется новая «болевая точка» — Северная Корея. Президент США Дональд Трамп заявил накануне в интервью Fox Business Network, что Россия препятствует усилиям США избавить Северную Корею от ядерного оружия, в то время как Китай оказывает помощь в этом. По словам президента США, было бы легче разрешить ядерную проблему Северной Кореи, если бы у США были лучшие отношения с Россией. «Китай помогает нам, а Россия идет другим путем и вредит тому, что мы пытаемся получить» — цитирует Трампа «Голос Америки».
Заявления не то чтобы совсем уж беспочвенные. Ранее Госдепартамент США называл Россию и Китай «главными экономическими спонсорами ядерной и баллистической программы Северной Кореи» и возлагал на обе страны «ответственность за эту растущую угрозу региональной и глобальной стабильности», напоминает портал «Свободная пресса». Минфин США ввел индивидуальные санкции против четырех российских граждан из-за торговых контактов с КНДР. Были названы фамилии. «Это неприемлемо, чтобы физические лица, — подчеркивали в США, — позволяли Северной Корее получать доход для развития оружия массового уничтожения».
По информации Reuters, в 2017 году не менее восьми северокорейских танкеров направились из российских портов в КНДР. По словам сотрудника компании, которая обслуживает танкеры во Владивостоке, все судна (грузоподъемность от 500 тысяч до 2000 тысяч тонн) были загружены дизельным топливом.
В свою очередь, главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, писал, что тактика Москвы в связи с северокорейской проблемой обсуждалась в августе на Совбезе РФ. «С политической точки зрения было признано «необходимым» поддерживать КНДР, создавая американцам дополнительную точку напряжения», — утверждал журналист, которого цитирует «СП».
Но слова Трампа — это уже выход «конфронтации» на новый уровень. И верный показатель, что нормализация отношений Москвы и Вашингтона вновь откладывается.