НУРАНИ
Андрей Макаревич в «золотой век» популярности своей «Машины времени» пел: «Карты вечно тасуются, И в какой-нибудь раз В мире все образуется, Но, наверное, без нас…» И уже после того, как «Отоврут, отпозорятся, — Наперед, про запас. Отвоюют, отссорятся, Но, наверное, без нас…», -предупреждал: «Все грехи доадамовы, Им простят и тотчас Все закрутится заново, Но, наверное, без нас…».
Вот и на рубеже веков в Европе многие были уверены: войны, расколы, перекройки границ уже позади, мечта о Европе без войн и разделительных барьеров становится реальностью, уже нет Берлинской стены, и даже внутренних границ Евросоюза…
Но оказалось, что радовались зря. И кризис в Каталонии — наглядный тому пример. Самая развитая область Испании, члена Евросоюза, с широчайшими местными полномочиями, требует отделения. И что самое страшное, кризис этот продолжает углубляться. Власти каталонского города Жирона объявили короля Испании Фелипе VI персоной нон грата, сообщил новостной портал Vilaweb.
Причиной такого шага стало решение Мадрида отстранить от должности главу каталонского правительства Карлеса Пучдемона и ввести в действие 155-ю статью Конституции Испании, упраздняющую автономный статус региона. Это, конечно, могло бы сойти за курьез, оскорбительный для Мадрида, но все же курьез, если бы не осознание куда более опасной реальности: дело не ограничивает вызывающим шагом городских властей Жироны.
Напомним: правительство Испании еще на экстренном заседании 21 октября решило применить 155-ю статью Конституции для разрешения каталонского кризиса. Кабинет предлагает отстранить от должностей каталонское правительство и в течение шести месяцев объявить о проведении досрочных выборов в региональный парламент. Предполагается, что до тех пор функции каталонского правительства будут исполнять представители центральных властей. Эти меры теперь должен утвердить сенат Испании. Главе женералитета Пучдемону предложили выступить в сенате в четверг или пятницу и провести на заседании дискуссию с представителями испанского правительства. Однако он не поедет в Мадрид, сообщили РИА Новости в женералитете.
Пучдемон назвал решение Мадрида «унижением» Каталонии и нападением на демократию, обвинил короля Фелипе VI в поддержке этих агрессивных шагов и созвал заседание каталонского парламента, предложив ему принять решение о дальнейших действиях.
С утра четверга 26 октября президент женералитета Карлес Пучдемон держал в напряжении всю Испанию, напоминает DW. Было объявлено, что он намерен распустить парламент и объявить досрочные выборы, которые могли бы состояться уже 20 декабря. Тем самым, по мнению наблюдателей, лидер сепаратистов Каталонии получил бы возможность совсем или частично избавить свой автономный регион от установления прямого правления из Мадрида, свое правительство — от неминуемой отставки, а испанцев и каталонцев — от постоянной напряженности и неуверенности в завтрашнем дне.
Тем не менее, выступление Пучдемона откладывалось в течение нескольких часов. Было известно, что накануне глава женералитета провел встречу с советниками правительства, а также с представителями партий и организаций, выступающих за суверенитет, на которой обсуждался возможный ответ автономии на решение Мадрида применить статью 155, которая может приостановить автономный статус сообщества, передает агентство Europa Press со ссылкой на источники. По данным агентства, несмотря на то, что большинство собравшихся склоняются к объявлению независимости автономии, окончательное решение по этому вопросу еще не было принято.
К вечеру 26 февраля Карлес Пучдемон сделал короткое заявление, в котором исключил возможность досрочных выборов. Глава женералитета Каталонии заявил, что не видит гарантий, которые бы оправдали проведение досрочных выборов в регионе. Он сообщил, что рассмотрел такую возможность, однако отказался от нее из-за «недостаточных гарантий». Пучдемон также отметил, что «применение статьи 155 является незаконным и оскорбительным явлением».
Мотивировал он свое решение тем, что выборы якобы уже не способны остановить введения прямого правления. О целесообразности такого правления речь шла вечером того же дня в Сенате, верхней палате испанского парламента. Решение по этому вопросу ожидается 27 октября.
Одновременно Карлес Пучдемон в письме испанскому сенату заявил, что применение Мадридом статьи 155 Конституции, которая позволяет распустить правительство автономии, создаст еще более сложную ситуацию вокруг региона, где прошел референдум о независимости. В письме Пучдемон привел аргументы против применения Мадридом статьи 155 и объяснил позицию своего правительства. «Для решения того, что правительство (Испании — ред.) назвало чрезвычайно серьезной ситуацией, оно создаст более серьезную чрезвычайную ситуацию, отняв у Каталонии ее политическую автономию», — пишет политик.
Наконец, по-прежнему нет полной ясности, объявила ли Каталония о своей независимости или нет. Что не мешает лидерам местных сепаратистов выступать с еще боле радикальными призывами.
Власти Испании не оставили каталонцам «никаких других вариантов», кроме как объявить о создании новой республики, уверял вице-президент Каталонии Уриол Жункерас. Политик пообещал, что его Левая республиканская партия начнет работу по созданию республики, поскольку у них есть «демократический мандат» для ее установления. Это заявление, правда, вице-президент сделал в качестве лидера партии, а не от имени правительства и президента Каталонии, но это в настроениях общества мало что меняет.
«Испания переживает наихудший политический кризис со времен своего возвращения к демократии 40 лет назад из-за несгибаемости двух ключевых лидеров», — говорится в редакционной статье The Washington Post. «Карлес Пучдемон, президент Каталонии, настоял на проведении референдума о независимости вопреки решению Конституционного суда Испании и мнению большинства своих избирателей и теперь не желает отказываться от провозглашения независимости, — указывает газета. — В ответ премьер-министр Испании Мариано Рахой прибег к установлению контроля над провинцией со стороны федеральных властей, что может спровоцировать массовое гражданское неповиновение или даже насилие».
Хотя европейские лидеры заняли сторону Мадрида, как и администрация Трампа, президент Каталонии настаивает на своем, угрожая инициировать голосование в каталонском парламенте по формальному провозглашению независимости.
«Это понравится его партнерам по коалиции, леворадикальной партии «Кандидатура народного единства», чья антикапиталистическая, антиевропейская платформа может отчасти объяснить, почему российский аппарат государственной пропаганды, включая его рупор Джулиана Ассанжа, решительно поддержали сепаратистов», — утверждает The Washington Post.
«Москва будет ликовать, если противостояние между Рахоем и Пучдемоном дестабилизирует испанскую демократию, — считает газета. — Западные правительства должны усерднее добиваться компромисса. Есть два перспективных пути. Первый — это конституционная реформа, которая бы наделила такие регионы, как Каталония, большей автономией. Другой путь — это новые региональные выборы в Каталонии, которые являются правильным способом бросить вызов лидерству Пучдемона».
И это, похоже, больше чем просто допуск и предположение.»На этой неделе один из политиков, который близок к Путину и играет важную роль в российской стратегии, направленной на аннексию территорий бывших советских республик, посетил Барселону, намереваясь установить связи между «орбитой Кремля» и, возможно, независимой Каталонией», — утверждает El Pais, ссылаясь на «источники в испанской разведке».
«Дмитрий Медоев, близкий к Москве осетинский чиновник и фактический министр иностранных дел ирредентистской республики Южная Осетия, в понедельник и вторник побывал в Каталонии с официальным визитом и открыл учреждение в целях установления двусторонних отношений, — указывает газета.
«В понедельник Медоев приехал в Барселону с частной повесткой дня, встретился с предпринимателями и открыл представительство Южной Осетии, чтобы «способствовать двусторонним связям (…) в области культуры и в гуманитарной сфере», как объявили в среду такие российские СМИ, как портал Sputnik. Эти СМИ цитируют слова Медоева на торжественном открытии нового учреждения, подчеркивающие параллели между казусами Каталонии и пророссийских республик, теоретически независимых, а в реальности аннексированных Москвой: «Двадцать шесть лет назад югоосетинский народ сам осуществил те же судьбоносные политические шаги на пути становления собственной государственности».
Газета также пишет, что Медоев побывал в итальянских регионах Ломбардия и Венето и встретился с представителями различных региональных и местных властей. Правда, «ни правительство Каталонии, ни сепаратистские власти Южной Осетии не подтверждали и не отрицали факты каких-либо встреч [Медоева] с высокопоставленными каталонскими чиновниками или законодателями».
Однако еще 25 сентября «власти» Южной Осетии потребовали уважать «право населения Каталонии на суверенитет» и предостерегли, что «репрессии и двойные стандарты неприемлемы». «В последние годы, — продолжает газета, — Россия вложила крупные ресурсы в такие пропагандистские СМИ, как RT и Sputnik, а также в настоящую цифровую войну в соцсетях, путем которой она подогревала раздоры на выборах в США в прошлом году и во Франции и в Германии в нынешнем».
Если верить инструментам Alliance for Securing Democracy, с сентября этого года в «пророссийских информационных сетях» часто упоминаются Каталония и все, связанное с процессом провозглашения независимости.
А тем временем «представители двух российских НПО приехали с визитом в Каталонию в рамках поездки, которую устроила Всемирная организация против пыток (OMCT), чтобы изучить последствия действий полиции, направленных на разгон незаконного референдума 1 октября», пишет El Pais. «Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, и Ольга Захарова, директор аналитического центра Freedom Files, связались с OMCT, чтобы попросить содействия при визите в Каталонию, во время которого они также намерены проанализировать давление, оказанное на прессу руководством движения за независимость, — давление, о котором сообщили «Репортеры без границ».
«Оба посланца состоят в платформе «Гражданская солидарность» (CSP), которая объединяет примерно 90 организаций из Европы, Америки и Азии. Главная задача CSP — сообщать о нарушениях гражданских и политических прав в бывших советских республиках», — продолжает издание.
Словом, «случайностей» и «совпадений» слишком много, чтобы считать их по-прежнему случайностями, а не свидетельством открытых попыток России «взорвать изнутри» европейские институты и даже отдельные страны. А такая политика не может не встретить противодействия.