А.ШАКУР
Ситуация вокруг Ирана продолжает развиваться по трудно предсказуемому сценарию. Формально Дональд Трамп не приостановил действие «ядерной сделки» между странами «шестерки» и ИРИ и даже не заявил о выходе Вашингтона из нее, но тем не менее рост напряженности между США и Ираном налицо.
Палата представителей Конгресса США приняла законопроект, который фактически обязывает президента страны вводить санкции против лиц, имеющих отношение к разработке Ираном баллистических ракет, констатирует ТАСС.
Согласно тексту, автором которого выступил председатель комитета нижней палаты по иностранным делам Эд Ройс, республиканец от штата Калифорния, «политика Соединенных Штатов заключается в том, чтобы помешать Ирану предпринимать какие-либо действия, связанные с баллистическими ракетами», способными нести ядерный боезаряд.
Это касается и испытательных запусков. В связи с этим главе государства, как указано в законопроекте, следует вводить экономические санкции в отношении любого иранского правительственного ведомства, иностранных граждан, учреждений и органов власти, которые способствуют развитию ракетной программы Ирана, в том числе поставляя для этого необходимые компоненты, технологии и оказывая иные услуги.
Ограничения могут коснуться и лиц, работающих с подобными структурами. Если же Иран произведет ракетный запуск, президент США будет обязан в течение 30 дней представить комитетам по иностранным делам обеих палат Конгресса свою оценку события: стало ли это нарушением резолюции 2231, принятой Советом Безопасности ООН в 2015 году в поддержку соглашения по иранской ядерной программе.
Если глава исполнительной власти придет к выводу, что данная резолюция была нарушена, то ему также придется представить законодателям список лиц, причастных к этому запуску, с уточнением, включены ли они уже в санкционные списки, если нет, то почему.
Законопроект также предусматривает введение санкций против иностранных граждан и ведомств, осуществляющих прямые или непрямые поставки в Иран вооружений без одобрения Совбеза ООН.
Формально новый законопроект как бы не касается ядерной сделки как таковой — он направлен на срыв ракетных программ Ирана. Другое дело, что если в политических традициях США не смешивать вопросы, то в Иране, как известно, предпочитают рассматривать всю палитру целиком, не говоря уже о том, что здесь за любым словом, жестом и протокольными деталями усматривают некий тайный смысл, которого там чаще всего не было. Американские дипломаты еще в лучшие времена двусторонних отношений сетовали, что их до крайности утомила склонность иранцев к «расшифровке незашифрованных сообщений».
Теперь же никто не сомневается: законодательная инициатива на Капитолийском холме как минимум заставляет пересмотреть недавние прогнозы скорого «потепления» между Вашингтоном и Тегераном и едва ли не возвращения к временам шаха Мохаммеда Резы.
Тем более что речь идет не об отдельно взятой законодательной инициативе. США не только ужесточают политику в отношении Тегерана, но и явно не теряют надежды выстроить в Персидском заливе этакий «антииранский фронт».
Как напоминает «Голос Америки», во время визита в Саудовскую Аравию и Катар несколько дней назад госсекретарь США Рекс Тиллерсон выступил за укрепление связей между спорящими друг с другом странами Персидского залива и их соседями, чтобы они могли совместными усилиями противостоять влиянию Ирана. Но это еще не все.
На днях президент США Дональд Трамп заявил, что «Исламское государство» терпит поражение на Ближнем Востоке, и боевики перебираются в Африку и другие регионы. Перед тем как сесть в самолет и вылететь в Техас, президент Трамп ответил на вопросы журналистов по самым разным темам, включая прогресс в борьбе США с «Исламским государством» в Ираке и Сирии.
«Мы нещадно истребляем ИГ на Ближнем Востоке, — сказал Трамп. — Сейчас они будут перебираться в районы Африки, в другие места. Когда они там окажутся, мы их там встретим».
Однако ведущий американский чиновник по вопросам безопасности — советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер — выразил мнение, что уход «Исламского государства» не означает конца терроризма в регионе.
В интервью телеканалу «Аль-Хурра» на этой неделе советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер предупредил об опасном влиянии Ирана на Ближнем Востоке. «Исламское государство» разрушило некоторые районы Ирака и Сирии в его стремлении создать исламский халифат. Но это не единственная негативная сила в регионе, напомнил генерал Макмастер.
После чего обозначил главную точку возможного «пересечения интересов» — Ирак. «Как все знают, иранцы проделали очень хорошую работу, просочившись и расшатывая иракские государственные институты и функции, а также создавая ополчения, которые находятся вне контроля правительства Ирака», — напомнил Макмастер, уточнив, что поддерживаемые Ираном ополченцы провоцируют межконфессиональное насилие в нестабильных регионах, таких как курдские территории на севере Ирака. «Они играют политическую роль, раскалывая курдское региональное правительство, раскалывая партию в Сулеймании, Патриотический союз Курдистана, а затем используют эти расколы в своих интересах, — подчеркнул помощник президента. — Это вызывает тревогу».
Также Макмастер напомнил, что Иран вовлекается во все региональные конфликты, в том числе в Ираке, Сирии и Йемене. По его словам, дестабилизирующему влиянию Тегерана необходимо противостоять, пока он не усилит позиции своих ставленников в регионе, например, террористической группировки «Хезболла» в Ливане.
«23 октября мы отмечали 34-ю годовщину массового убийства, в результате которого были убиты американские морпехи, французские десантники, солдаты, которые находились там ради того, чтобы установить мир и покончить с крайне разрушительной гражданской войной, — напомнил Макмастер. — Но «Хезболла» хотела и постоянно пытается максимально затянуть конфликт, чтобы они могли изображать себя покровителями и защитниками притесняемой общины, шиитской общины в Ливане. Поэтому тот взрыв, то массовое убийство обрекло ливанский народ еще на семь лет смертоносной гражданской войны».
Опасения США по поводу Ирака как минимум небезосновательны. Ирак — государство поликонфессиональное. Шииты составляют чуть больше половины его населения. Во времена Саддама Хусейна власть находилась в руках суннитского меньшинства, но после падения его режима ситуация переменилась коренным образом.
Шииты, наконец, получили свой «кусок пирога», а Иран развернул в Ираке свою активность — ту, о котором и говорил Макмастер.
И теперь, после того, как, о чем уже сообщала пресса, в том числе наша газета, Рекс Тиллерсон провел переговоры в Багдаде, а перед этим призвал Иван вывести из этой страны своих «стражей исламской революции» (источник в офисе аль-Абади тогда назвал заявление вызывающим удивление и подчеркнул, что в ополчении воюют иракцы, подчиняющиеся властям страны — Ред.), встречу с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади провел верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Который в ходе переговоров назидательным тоном изрек, что Ираку не стоит доверять США в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство», сообщает Press TV. «Не доверяйте Америке и их обманам… Они определенно попытаются снова навредить Ираку, если найдут возможность», — отметил он, добавив, что единство — самый важный фактор в успехах Ирака в борьбе с террористами и их союзниками.
В Ираке на такое «геополитическое столкновение» реагируют весьма нервно. И это можно понять. Иран не может оказать Ираку такой же финансовой и политической поддержки, как США. Но Вашингтон — далеко, а Иран — рядом, к тому же лояльные США шииты лидеры Ирака не могут не понимать, что у Ирана есть свои «тузы в рукаве» и возможности повлиять на ситуацию по крайней мере в шиитской общине.
Пока что в Багдаде заявляют о нейтралитете. США и Иран не должны переносить свои разногласия в Ирак, Багдад хочет продолжить сотрудничество с обеими странами, заявил Хайдер аль-Абади в интервью газете Wall Street Journal. «Мы всем говорим, включая наших иранских соседей и США, ставших нашими друзьями, поддерживая борьбу с ИГ, что мы приветствуем вашу поддержку, хотим с вами обоими работать, но, пожалуйста, не переносите ваши проблемы в Ирак», — сказал аль-Абади американскому изданию. Он отметил, что попытки навязать что-либо Багдаду будут «неприемлемыми».
Аль-Абади также прокомментировал тему шиитского народного ополчения, ставшего предметом недопонимания между Багдадом и Вашингтоном и слова госсекретаря США, что проиранские группировки должны уйти из Ирака.
«Силы народного ополчения должны быть верными только Ираку и никому больше, верными иракским институтам, верховному главнокомандующему, а не политическим партиям или какой-либо другой силе за пределами или внутри Ирака», — заявил аль-Абади, добавив, что в противном случае любые такие отряды окажутся «вне закона», так как «никто не должен носить оружие за пределами иракских сил безопасности».
Эксперты, впрочем, уверены: Багдаду вряд ли удастся долго «держаться над схваткой». Рано или поздно его лидерам придется определяться. И в чью сторону склонятся иракские политики, станет понятно в ближайшее время.