Экономика, Эхо

ВТО может погубить всю местную продукцию Азербайджана

logistic-trade-torgovlya-business-1Дж.АЛЕКПЕРОВА

«Если Азербайджан войдет в ВТО, то это станет смертельным шагом для местного производства», — заявил Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев.

По его словам, для начала Азербайджану следует обсудить все аспекты сотрудничества с каждой из стран, входящих в эту организацию.

«Наше государство еще не готово стать членом ВТО, в противном случае, это приведет к уничтожению промышленности и всего аграрного сектора. Огромное количество людей просто останется без работы. Дело в том, что Азербайджан будет вынужден впустить на свой рынок продукцию стран-членов ВТО. А поскольку нашу продукцию нельзя назвать конкурентоспособной, то практически местного производства не станет», — пояснил Нариман Агаев.

«Но учитывая, что минусов больше, то о плюсах говорить не приходится. Кроме этого, азербайджанская продукция еще не готова подаваться за рубежом. Наша продукция не готова к конкуренции в мировых масштабах», — сказал эксперт.

По его словам, многие экономисты до сих пор не смогли представить обоснование, почему Азербайджану стоит вступать в ВТО или наоборот.

Между тем, как ранее отметил Echo.Az экономист, исполнительный секретарь движения «Реальная альтернатива» РЕАЛ Натиг Джафарли, вот уже 20 лет Азербайджан ведет переговоры с ВТО по поводу вступления в эту организацию.

«И за это время нами не было достигнуто значимых результатов. Это говорит о том, что азербайджанское правительство не заинтересовано в том, чтобы присоединиться к ВТО», — сказал он.

По словам Джафарли, Азербайджан не хочет торопиться со вступлением в данную организацию, чтобы не навредить развитию внутреннего производства, особенно в аграрном секторе.

«Но за последние 20 лет местное производство не то чтобы выросло, а наоборот, сократилось», — добавил он.

Как считает экономист, в любом случае, вступление в ВТО не будет препятствовать развитию ненефтяного сектора.

«Государственное субсидирование аграрного сектора может продолжиться и после вступления в ВТО. Ведь есть десятки способов субсидирования сельского хозяйства, которые успешно используются членами ВТО», — сказал Натиг Джафарли.

Как он отметил, став членом ВТО, та или иная страна подписывается под введением прозрачных правил игры, в том числе, в налоговой и таможенной системах.

«Если Азербайджан, наконец, решит вступить в ВТО, то нам придется пойти на условия, которые выдвинет перед нами ВТО. Пока же Азербайджан хочет вести самостоятельную таможенную политику и не планирует связывать себя внешними обязательствами. Поэтому наша страна оттягивает срок вступления во Всемирную торговую организацию», — сказал Джафарли.

По мнению эксперта, такая политика негативно сказывается на инвестиционном климате страны.

«А ведь и без того деловой климат в Азербайджане в настоящее время неблагоприятный. Крупные инвесторы перед тем, как начать работать на иностранном рынке, обращают внимание на то, является ли страна членом ВТО. Для инвесторов этот вопрос является одним из приоритетных, потому что в странах, согласившихся играть по правилам ВТО, легче работать и проще решать проблемы,» — отметил он.

Напомним, что летом состоялся очередной этап переговоров по вступлению Азербайджана в ВТО.

По мнению Ильхама Алиева, по вступлении страны в ВТО отечественные промышленность и сельское хозяйство будут переориентированы на экспорт.

«Взвесив все «за» и «против», — конечно, «за» тоже очень много, — мы посчитали, что на данном этапе это навредит нашему сельскому хозяйству, фермерству, частному предпринимательству и местному производству», — сказал президент Алиев.

Что же касается условий, выдвинутых Азербайджаном перед ВТО, то главное из них — согласие организации на субсидирование сельского хозяйства республики.

Баку намерен получить от ВТО право на ежегодные субсидии в агропромышленный комплекс страны в размере 2 млрд долларов, о чем ныне и ведутся переговоры. Азербайджан обосновывает свои требования, в том числе необходимостью осуществления соответствующей деятельности после возвращения Арменией оккупированных территорий Азербайджана.