НУРАНИ
Когда люди начали играть в войну, историки ответить затрудняются. Но, должно быть, произошло это очень скоро после того, как началась и закончилась первая в истории война. А теперь в войну играют не только дети. Нечто похожее на знакомых многим оловянных солдатиков находят даже в культурных слоях, относящихся к античным эпохам.
В средние века с их помощью обучали военному искусству детей из рыцарских семей. Сегодня «реконструкторы» воссоздают исторические битвы прошлого, а генералы на ящике с песком пишут сценарии войн будущего, которые, к счастью, необязательно произойдут. И уж тем более не стоит забывать, что войны лежат в основе множества компьютерных игр. Наконец, даже всем известные шахматы многие считают аналогом «военной игры»: тут и легкие фигуры, и тяжелые, и маневр, и внезапные удары…Есть и совсем просто аналог — знакомый еще со школы «Морской бой».
Правда, в этом самом «морском бое» стороны начинают поединок со строго равным пеналом, который за время игры не могут улучшить, подвезти резервы и даже переместить нарисованные «кораблики». Притом что и опытные геймеры, и профессиональные военные предупреждают: на самом деле сценарии, разыгранные на ящике с песком или на экране монитора, от реальных боевых действий весьма и весьма далеки.
И дело не в излюбленных замполитами разговорах о боевом духе, мужестве и т.д. — современные войны выигрываются в тылу, и здесь экономический потенциал куда важнее «боевого духа» или «духовных скреп», потому как именно он обеспечивает и своевременный подвоз боеприпасов, и эффективность связи, и оружие.
И вот эта забытая премудрость, по всей видимости, и проявляется сегодня в обсуждениях и дискуссиях вокруг расклада сил на Балтийском море.
Напомним: накануне немецкий журнал Spiegel со ссылкой на попавший в его распоряжение секретный отчет НАТО заявил, что Североатлантический альянс не сможет произвести оперативное развертывание войск, если по его восточноевропейским членам со стороны России будет нанесен военный удар. Как отмечает издание, в документе под названием «Предварительный доклад об усилении сдерживания и обороноспособности альянса» ставится под вопрос способность сил коалиции «действовать быстро и в случае необходимости рационально».
Чуть больше подробностей приводит портал «Свободная пресса». По его данным, в документе сказано, что альянс не успеет произвести оперативное развертывание войск, так как «способность НАТО логистически осуществлять быструю переброску сил на сильно разросшейся территории, находящейся в ведении Европейского командования, деградировала с окончания «холодной войны».
Альянс «не может своевременно доставить свои войска на позиции», «в его штабах слишком мало офицеров», «не функционирует снабжение из-за Атлантики». Как подчеркивают авторы документа, «в настоящее время в распоряжении альянса недостаточно железнодорожных вагонов, на которых могут перевозиться танки. Командные структуры Североатлантического альянса были значительно сокращены после окончания «холодной войны».
В командных пунктах, расположенных в бельгийском Монсе и нидерландском Брюнсюме, вместо 23 тыс. военных базируется 6,8 тыс. На сегодняшний день нет четкой процедуры пересечения границ для войск; в этой связи командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес требует создать «военную шенгенскую зону», позволяющую внутри альянса ускорить передвижение войск и материальных средств. Даже войска быстрого реагирования, говорится в докладе, при необходимости не смогут среагировать достаточно быстро».
Все это не позволит своевременно отреагировать на «нападение России». «Какой толк от безумно дорогих боевых систем, если нет возможности доставить их туда, где в них нуждаются?» — задается вопросом издание.
Наибольшую «угрозу со стороны России», по мнению авторов доклада, испытывают страны Балтии и Скандинавии, поэтому нужно усилить их как можно скорее. «После окончания «холодной войны», — пишет Tagesspiegel, — НАТО больше не рассчитывало на крупную военную конфронтацию в Европе. В России начался процесс реформ, который увеличивал шансы на сближение с Западом. Львиная доля американского военного контингента покинула Европу, НАТО сконцентрировалась на иностранных операциях».
«И только после аннексии Россией украинского полуострова Крым и ее интервенции в Восточную Украину в 2014 году пришло понимание необходимости пересмотреть стратегию, — указывает издание. — На саммите в Варшаве в 2016 году Североатлантический альянс принял решение отправить по тысяче военных в три страны Балтии и Польшу». Кроме того, поставлена задача проверить эффективность командных структур. В ноябре в ходе встречи министров обороны стран альянса будут предложены первые идеи на этот счет.
Напоминает Tagesspiegel и о другом: «Еще задолго до аннексии Крыма, в 2010 году, «бригадный генерал в отставке Клаус Виттманн совместно с несколькими экспертами из разных стран опубликовал исследование, в котором указывалось, что альянс делает слишком мало для того, чтобы в случае необходимости эффективно отреагировать на возможный конфликт в Европе. (…) Уже тогда авторы не исключали возможности «небольшого регионального конфликта» с участием России».
Как заявил Виттманн в беседе с Tagesspiegel, тогда альянс учел эту информацию, добавив необходимые пункты в стратегическую концепцию, но «только на бумаге». Генерал в отставке подчеркивает значимость принятого решения дислоцировать контингенты в странах Балтии и Польше: «Это минимум того, что союзники должны сделать для НАТО и самих себя».
Даже небольшой международный контингент имеет высокий потенциал устрашения, поскольку демонстрирует, что атака против одного члена альянса рассматривается как нападение на НАТО, говорится в статье. «Когда я слышу, что, дескать, Прибалтику не защитишь, я отвечаю: Западный Берлин было тоже не защитить, но он был в безопасности благодаря размещенным там американским, британским и французским войскам», — цитирует генерала издание.
В НАТО подобных опасений не разделяют. Североатлантический альянс отверг обвинения германского журнала Der Spiegel в неспособности сил НАТО к быстрому развертыванию и переброске подкреплений по Европе. Как заявила ТАСС официальный представитель альянса Оана Лунгеску, «силы НАТО сейчас более готовы и способны к развертыванию, чем когда-либо за последние десятилетия».
Но эксперты напоминают и о другом. Реагировать на подобные «утечки» можно по-разному. Понятно, что статья в Der Spiegel, том самом еженедельнике, который еще в годы «холодной войны» публиковал на правах рекламы речь «дорогого Леонида Ильича», проливает толику бальзама на душу и на уши российских экспертов: «броня крепка, и танки наши быстры!» На основе чего уже строятся радужные планы: вот теперь на берегах Балтии поймут, что НАТО их не защитит, испугаются и пойдут на поклон к матушке-России, которой остается только не продешевить.
Только вот в Москве, похоже, не учли старой истины: ни один расклад не является вечным. Особенно, если одна из сторон обладает достаточным экономическим потенциалом, чтобы изменить этот расклад в свою пользу.
НАТО готовится одобрить создание двух новых команд для улучшения логистики союзников и защиты морских коммуникаций с целью обеспечить защиту возможных уязвимостей при потенциальном конфликте с Россией, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на представителей альянса. По сведениям газеты, альянс работает над созданием логистической команды, которая займется проблемой более быстрого перемещения людей и техники, а также команды, сосредоточенной на защите от подводных угроз морских путей, важных для снабжения Европы.
«Рекомендации включают в себя создание нового управления НАТО по логистике, которое было бы сосредоточено на более оперативном перемещении людей и материально-технических ресурсов, а также создание команды Атлантического и Северного Ледовитого океанов, задачей которой будет защита морских путей сообщения, важных для поставок в Европу, от угроз со стороны подводных лодок», — уточняет издание.
Затраты на создание новых структур пока не подсчитаны — по словам чиновников, министры обороны стран НАТО рассмотрят новую структуру на своем ежеквартальном совещании в следующем месяце. Но, добавим от себя, необходимую политическую волю альянс уже проявил.
А тем временем в Латвии стартуют учения Baltic Host 2017 — с участием подразделений стран-союзников по НАТО. Военные, согласно сценарию маневров, будут отрабатывать действия в условиях эскалации кризиса в Балтийском регионе, удрученно сообщает Sputnik Латвия со ссылкой на Национальные вооруженные силы страны. Как рассказали в ведомстве, цель учений — проверить готовность военных и гражданских организаций Латвии оказать поддержку находящимся на ее территории подразделениям альянса.
«Будет отрабатываться военное и гражданское взаимодействие», — уточнили в Минобороны.
В учениях примут участие вооруженные силы стран Балтии, представители подразделений НАТО, размещенных в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Словакии, Венгрии и гражданские организации Латвии. С 2009 года учения Baltic Host проходят поочередно в каждой из стран региона. В этом году учения продлятся три дня — с 24 по 26 октября. Но вот сценарий их претерпел, судя по всему, определенные изменения.
Кроме того, 16 октября в Латвии стартовали другие крупные учения НАТО — Silver Arrow 2017 («Серебряная стрела-2017»). В них задействованы более 3,5 тысячи военных из Албании, США, Эстонии, Италии, Канады, Латвии, Великобритании, Польши, Словении, Испании и Германии. Также в этих учениях принимают участие около 200 земессаргов (участников латвийской народной добровольной вооруженной организации) и 30 резервистов. Они продлятся до 29 октября.
Одновременно в Латвии проводятся «Мобилизационные учения-2017», учения резервистов НВС и цикл учений «Малый Намейс-2017», организованные механизированной пехотной бригадой сухопутных сил НВС. А это значит, что расклад сил в странах Балтии может оказаться совсем не таким, как это рисуют в своем воображении российсие стратеги, вдохновляясь неким «секретным документом», попавшим в распоряжение немецкого еженедельника.