Культура и Общество, Эхо

Улица 28 Мая: парадный проспект и чемпион по переименованиям

28-may-baku

О.БУЛАНОВА

Бакуведы уже давно обратили внимание, что многие улицы Баку неоднократно меняли свое название. Для примера приводят улицу Истиглалият: она, мол, рекордсмен в этом деле, меняла свое название пять раз. Но есть еще одна улица, которая меняла свое название семь раз! Это улица 28 Мая.

Это одна из важнейших транспортных артерий города. Начинается она от пересечения с проспектом Бюльбюля и тянется до Старого Черногородского моста, где переходит в улицу Мехтизаде (бывшая 4-я Заводская). Общая ее протяженность — около полутора километров.

На карте города улица возникла с началом железнодорожного сообщения в 80-х гг. XIX в., когда был построен Тифлисский вокзал. На том месте, где была проложена улица, располагались сады и огороды некоторой части бакинцев (место считалось даже не окраиной города, а буквально загородом).

Именно потому, что улица возникла почти одновременно с вокзалом, она получила называние Вокзальной. В то время это была единственная артерия, соединявшая город с вокзалом, хотя и не подходившая непосредственно к железнодорожным путям. Зато она вела напрямую в Черный городок (так тогда назывался Черный город), а затем вклинивалась в район Белого городка.

В 1886 г. Баку обогатился невероятной редкостью и новинкой для того времени — официальным телефонным сообщением. Это новшество являлось поистине гордостью Баку, ведь первый в Российской империи телефонный разговор состоялся всего в 1879 г. и соединил абонентов из С.-Петербурга и Малой Вишеры. «Всего», потому что в то время скорость введения каких-либо новшеств была отнюдь не такой высокой, как в наше время, поэтому Баку и гордился, что у него есть теперь телефонная связь. (Которая, кстати, в частном ограниченном порядке существовала еще с 1881 г.)

Что касается улицы Вокзальной, то на ней были установлены телефонные столбы, проложены телефонные провода, соединившие Баку с Черным городком. (Столбы, а вовсе не телефонная станция, как пишут некоторые журналисты и даже Википедия. Телефонная станция была построена на улице Полицейской, ныне Мамедалиева). В честь этого события улица получила свое второе название — Телефонная. На улице сосредоточились в основном здания транспортных контор и оптовые торговые предприятия, а подвальные этажи заняли товарные склады.

Кстати, название «Вокзальная» не исчезло с карт Баку. Так стала называться улица, которая потом получит имя Пушкина.

С 1889 г. по Телефонной уже проложены рельсы и начала свое движение конно-железная дорога — т.н. конка. Улица стала оживленной транспортной магистралью.

Телефонной она продолжала оставаться 27 лет, правда, с небольшим перерывом: в 1896 г. ее назвали Нобелевской, но с 1898 г. опять вернули название «Телефонная».

Наступил 1913 г. — знаковый год в истории Российской империи. В тот год вся Россия и провинции широко отмечали 300-летие дома Романовых. В ознаменование этой даты во многих крупных городах империи строились новые красивые дома, устанавливались памятники и стелы, переименовывались улицы. Телефонную тоже было решено переименовать, и она стала Романовским проспектом. В принципе, за счет свой длины и приличной ширины она вполне заслуживала «повышение» до статуса проспекта.

Да и крупным масштабом своих строений, высоким качеством отделки фасадов она также выделялась и заслуживала «звания» проспекта. О ее значении для города писал еще Н.Перевощиков в путеводителе «Баку в кармане» от 1909 г.: «Эта улица, если не считать ее торгового назначения, интересна тем, что она, я полагаю, не в далеком будущем будет играть роль Невского проспекта в Петербурге, и, по моему мнению, местность этой улицы для этой цели даже более благоприятна, чем теперь славится Ольгинская улица».

Ассоциация Николая Перевощикова вполне оправдана, улица на самом деле напоминает уменьшенную копию какой-нибудь центральной улицы Петербурга, она поражает своим величием и огромным количеством исторических зданий, каждое из которых неповторимо и имеет богатую историю.

Кстати, много зданий, построенных на улице в начале XX в., принадлежало нефтепромышленнику Мусе Нагиеву. Их создателем являлся польский архитектор Юзеф Плошко (дома NN 4, 6, 10; 1908-1910 гг. постройки). Одни из самых красивых — симметричные здания с богато украшенными каменной резьбой фасадами, располагаются сразу за зданием информагентства «АзерТАдж».

В основном, в начале улицы все здания строились в стиле модерн. Очень образно охарактеризовала модерн кандидат искусствоведения Мехрибан Новрузова: «Стиль сумел не только заворожить современников и будущие поколения, но и совершить настоящую революцию в архитектуре и искусстве. Стилистика его произведений стремительно освобождалась от многовековых пут традиции и входила в ХХ век творчески независимой, свободолюбивой, мечтающей. Именно с приходом модерна совершается эпохальная смена художественно-архитектурной системы Нового времени».

В творениях Плошко стиль, который выдающийся польский зодчий блестяще чувствовал, нашел свое решение не только на плоскости фасада, но и в его объемно-пространственном и планировочном решении.

На Телефонной улице представлено творчество и других известных архитекторов города Баку, таких, как И.В. Эдель (дом N5, 1890-е гг. постройки), А.В. Эйхлер (лютеранская кирха, 1896-1899 г. постройки) и др.

Кирха является, без сомнения, главной достопримечательностью улицы. Практически все путешественники прошлого отмечали, что она придает и самой улице, и всему городу какую-то европейскость, неповторимый шарм и очарование. Многие современные туристы, забредя на эту улицу и увидев кирху, протирают глаза. «У меня было ощущение, что я попал в какой-то чистенький немецкий город», — написал на одном из форумов турист из Беларуси. «Глазам своим не поверила, когда на фото достопримечательностей Баку я увидела немецкий храм. Я решила обязательно побывать в Баку и своими глазами посмотреть на это чудо», — написала пользовательница Интернета из России.

Стиль неоготики, в котором построена кирха, получил свое продолжение в двух симметричных домах по обеим сторонам от храма. Примерно в таком же стиле построена еще одна церковь, находящаяся рядом. Сейчас там концертный зал «Капельхаус».

Романовским проспектом улица пробыла всего пять лет — до 1918 г., когда Азербайджан получил независимость. Представители правительства АДР приняли решение переименовать улицу в честь гражданского инженера Вильяма Линдлея, чей технический вклад в снабжение Баку питьевой водой с помощью Шолларского водопровода сложно переоценить. Это было пятое по счету переименование улицы. Шестое случилось в 1923 г., после советизации Азербайджана. Советам заслуги какого-то там капиталистического инженера были неважны, и улица получила очень громкое название, свидетельствующее о важности, какое улица занимала в городе: ее переименовали в улицу 28 Апреля — в честь даты провозглашения советской власти в Азербайджане.

После вторичного получение Азербайджаном независимости улицу в начале 90-х гг. ХХ в. в очередной раз переименовали — в честь даты получения первой независимости в 1918 г. Итого: шесть названий и семь переименований.

С точки зрения архитектуры ХХ в. эта улица также привлекает к себе внимание. Начинается она с красивых «братьев-близнецов» — домов, стоящих в самом ее начале у перекрестка с улицей Бюльбюля. Речь идет о здании кинотеатра «Художественный» (в наше время им. Низами) и здания напротив — для Наркомата пищевой промышленности АзССР, в котором позже расположилось главное отделение информагентства «АзерТАдж». Здания проектировались в 1934-1935 гг. — сначала кинотеатр, затем Наркомат.

Кстати, «Художественный» в те времена считался крупнейшим на Южном Кавказе кинотеатром — имел три зала: зимний, летний и эстрадный для выступления джаз-оркестра. Его открытие 1 февраля 1940 г. наделало много шума.

Эти монументальные, но вместе с тем легкие и изящные архитектурные шедевры сталинского времени принадлежат выдающимся азербайджанским зодчим Микаэлю Усейнову и Садыху Дадашеву. Начало улицы получило грандиозное и торжественное обрамление, напоминающее чем-то театральные декорации.

На месте кинотеатра «Художественный» располагалась одноэтажная красивая аптека, вход в которую был с угла. Затем следовало еще несколько милых одноэтажных строений.

Еще одно монументальное и по-своему очень красивое здание сталинской эпохи — это здание Железнодорожного управления, смотрящее на улицу правым торцом. Построенное по всем «правилам» сталинского ампира, оно привлекает неизменное внимание. Фасад управления является своего рода театральным задником для очень выразительного памятника Самеду Вургуну. Между памятником и зданием в 50-х гг. ХХ в. был разбит живописный сквер. Раньше на этом месте находилась Ярмарочная площадь.

Напротив сквера Самеда Вургуна — еще один скверик. В советское время он носил имя Ильича. В 20-30-е гг. там располагался фонтан с фигуркой мальчика, а в 50-е — передвижной зверинец (не путать с зоопарком).

Здание Железнодорожного управления резко выделяется на фоне одно- и двухэтажной застройки, которая прекрасно сохранилась на улице в районе вокзала и сквера Вургуна. Эти домики — одно из немногих свидетельств обычной торговой жизни Баку конца XIX в. Многие бакинцы, донельзя огорченные массовым сносов исторических домов по всем районам города, с опаской смотрели на эти домики: а вдруг и их снесут?! Однако в последние год-полтора наметилась тенденция ремонта фасадов и их обновления, так что будем надеяться, что этот уголок старого Баку останется в неприкосновенности.

Вообще улица богата на исторические здания. Например, на ней стояло красивое здание Михайловского училища, в помещении которого в начале 60-х гг. ХХ в. размещался НИИ энергетики им. Есьмана. Училище снесли, и на территории его двора в 70-е построили гостиницу «Бакы». Гостиницу тоже уже снесли…

Другое известное и одно из ведущих учебных заведений на улице — общеобразовательная школа N23 им. Таира Гасанова (ранее она носила имя А.С. Пушкина). Школа начала свою деятельность в 1920 г. В 2012 г. здание было снесено, на его месте воздвигается крупный семиэтажный образовательный комплекс.

Об улице 28 Мая и домах на ней можно рассказывать еще очень долго, и к этому разговору мы еще обязательно вернемся.