За рубежом, Эхо

Парламентская этика с армянской спецификой

НУРАНИ

Жанр детектива в мировой литературе считается одним из самых популярных.

Пусть те, кого можно назвать и взыскательными читателями, и высокомерными снобами, морщатся, называя детективы «низкопробным чтивом»: «лихо закрученные» повествования о преступниках, полицейских, а тем более шпионах находят своего читателя. СССР не был исключением: просто здесь считалось, что «советский детектив» обязан не просто иметь закрученный сюжет, но еще и освещать серьезные проблемы с точки зрения марксизма-ленинизма и генеральной линии КПСС.

В числе прочего, издавались в те годы и политические детективы, немалая часть которых рассказывала о событиях в бывших колониях в Африке, с противоборством спецслужб, военными переворотами и т.д., и т.п. К числу последних относилась и трилогия Евгения Коршунова, посвященная событиям в вымышленной африканской стране Гвиания. Где присутствовали не только «закрученный сюжет» и — куда же без него! — политический заказ, но и неповторимый колорит Африки, причем не в форме дешевой «экзотики».

И в числе прочего, отметил автор и такую деталь: табличку «Здесь не говорят о политике» в местном баре. Предосторожность понятная: споры политике, особенно в странах, только выбирающих свой путь, бывают особенно горячими, а в баре любой горячий спор может закончиться дракой, побитой посудой и сломанной мебелью.

Но одно дело — драка в баре по политическим мотивам. И совсем другое — потасовка «на кулаках» в парламенте. Между тем в Армении события развиваются именно так.

Нет, внешне все вполне пристойно. В парламенте обсуждают необходимость создания временной комиссии по этике. Одни, как водится-, за, другие — против.

Предложили создать комиссию депутаты от блока «Елк», то есть «Выход». А вот толчком послужили события весьма примечательные. 5 октября в Национальном собрании произошла ссора между Николом Пашиняном и Арташесом Гегамяном.

В своем выступлении Пашинян упомянул Гегамяна, отметив, что вместо захвата Муша и Ардахана он лучше бы стал говорить о ленинизме и коммунизме, ссылаясь на коммунистическое прошлое Арташеса Гегамяна. В ответ последний крикнул с места: «Не забывайся!», на что Пашинян ответил: «Ну, ничего себе. У меня нет столько времени, чтоб вы еще отнимали его у меня».

После этого спор продолжился в коридорах Национального собрания. А затем Никол Пашинян написал на своей странице в Facebook: «Только что в коридоре Национального собрания Арташес Гегамян напал на меня с кулаками. Я удачно смог защититься. Это просто в коридоре нового НС Гегамян напал на меня с кулаками. Раза два вычистил до блеска об него свою обувь. Прошу прощения у общественности, что вынужден работать в таких условиях».

В свою очередь Арташес Гегамян опроверг заявления Пашиняна о том, что напал на него с кулаками и нанес удары. «Если бы я ударил кого-нибудь кулаками, его отвезли бы в больницу», — заявил Гегамян, добавив, что он три с половиной года занимался боксом.

Однако позже он признал, что инцидент все-таки произошел.

Уже 9 октября фракция «Выход» («Елк») официально ввела в обращение проект решения о создании Комиссии по этике НС РА с целью рассмотрения недавнего инцидента между депутатами Арташесом Гегамяном и Николом Пашиняном и представления парламенту соответствующего заключения, о чем на брифинге в парламенте Армении заявил депутат от фракции «Выход» Никол Пашинян.

«Я не был склонен придавать данному инциденту политическую окраску. Но когда Республиканская партия Армении пытается создать вокруг инцидента толерантную атмосферу, это заставляет реагировать: в произошедшем есть более серьезное политическое содержание. Факт в том, что и в РПА тоже констатируют: дальнейшие инциденты удостоятся той же судьбы. Они выбрали очень неправильный путь, у которого будут определенные последствия», — сказал он.

«Если данной ситуации не будут даны оценки, нужно психологически быть готовыми к тому, что в НС возможны новые проявления подобного рода», — сказал Пашинян, подчеркнув: «Если это вызов, то «Выход» его принимает». «У меня впечатление, что Гегамяна, как недальновидного человека, вывели на передовую, и внутренняя провокация привела к инциденту», — отметил Пашинян.

Депутат от фракции «Выход» Мане Тандилян в свою очередь указала, что НС РА нового созыва нужно поднять на новый уровень. По ее мнению, Комиссия по этике НС должна рассмотреть инцидент между Пашиняном и Гегамяном, вплоть до обсуждения вопроса лишения Гегамяна депутатского мандата. «Это рычаг, который позволит призвать к порядку остальных депутатов», — сказала она.

Однако инициатива «Елк» натолкнулась на неожиданное, а быть может, как раз ожидаемое препятствие. Дело о драке в парламенте представители правящей партии умело спускают на тормоза.

Само по себе некорректно требовать создания специальной парламентской комиссии по этике, которая занялась бы сообщениями об инциденте между депутатом от фракции правящей Республиканской партии Армении Арташесом Гегамяном и руководителем оппозиционной фракции «Выход» Николом Пашиняном в фойе Национального Собрания РА 5 октября, заявил на заседании Постоянной комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам и защите прав человека ее председатель, экс-глава Минюста Грайр Товмасян.

И вообще, по словам экс-министра, для начала производства необходимы серьезные основания. «Почему обоснование не представлено в проекте решения? Их нет, или они есть, но не представлены? Чем это объяснить?», — спросил он основного докладчика, депутата от фракции «Елк» Артака Зейналяна. Тот отметил, что комиссия по этике должна будет сама выявить фактические подробности инцидента, о котором они заявляли с парламентской трибуны и в ходе брифингов.

Г.Товмасян не согласился: по его мнению, представители фракции «Елк» хотя бы в устной форме должны известить о произошедшем членов комиссии, поскольку в письменном обосновании к инициативе нет соответствующих формулировок. А зампредседателя Постоянной комиссии НС РА по государственно-правовым вопросам и защите прав человека Рустам Мурадян отметил, что необходимо также соблюдать принцип презумпции невиновности.

Депутат фракции «Блок Царукян» Геворг Петросян в ходе обсуждения вопроса о создании временной комиссии по этике в постоянной комиссии парламента Армении по государственно-правовым вопросам заявил: он хотя и не считает требование фракции «Елк» о создании временной комиссии по этике самоцелью, однако обеспокоен тем, что доказательств недостаточно.

«Представленные документы, особенно если проанализировать публичные заявления другой стороны об инциденте, даже при большом желании, не позволяют сделать вывод о том, кто виноват», — сказал он, добавив, что комиссию можно вообще не формировать, поскольку из-за отсутствия доказательных материалов дальнейшие работы осложнятся. И вообще, предстоит пять лет совместной работы и будет правильнее пойти на компромисс.

«Исходя из публикаций, одна из сторон аргументирует тем, что занимался в прошлом боксом и не хотел использовать свои профессиональные навыки. Поскольку нет никаких вещественных доказательств, мы предположительно не можем обвинять человека. А Пашинян совершил какие-то «очистительные» действия», — отметил депутат.

В ответ Никол Пашинян заявил, что они сами решат, будут работать или нет. «Если нужно ходить в коридорах и зале заседаний парламента с дубинками, то мы так и сделаем, у нас с этим проблем нет, — заявил он. — Если инцидент не получит конкретной оценки, мы будем видеть подобное в коридорах, независимо от того, есть доказательная база или нет».

Потом, распаляясь, добавил: хотя и постоянно муссируется идея, что заглавие сформулировано неправильно, нет доказательств, но если есть другие предложения, пусть представят.

«Давайте, представьте проект и озаглавьте его — создать временную комиссию Национального собрания в связи с тем, что депутат парламента Никол Пашинян вытер свои туфли об Арташеса Гегамяна», — заявил депутат, подчеркнув затем, что комиссия создается именно для того, чтобы разобраться есть доказательства или нет.

Председатель комиссии Грайар Товмасян призвал Никола Пашиняна не поддаваться эмоциям, в ответ на что Пашинян отреагировал, что сам решит, как говорить. «Пусть никто не думает, что может ставить какие-то условия. Захотим, будем говорить эмоционально, захотим — неэмоционально, захотим — образно, захотим — необразно. Пусть кто-либо не пытается ставить перед нами условия», — сказал он.

Председательствующий честно пытался погасить страсти. «Не нужно принимать в штыки замечания, если законодательная техника не соблюдалась. В этой комиссии не принято так работать. В этой комиссии принято выслушивать друг друга и убеждать, вносить предложения и пытаться продвигать их», — сказал председатель постоянной комиссии парламента Армении по государственно-правовым вопросам Грайр Товмасян.

Он предложил отложить обсуждение вопроса и представить доработанный вариант документа. В конце концов обсуждение вопроса о создании временной комиссии по этике было отложено. Основной докладчик по вопросу, депутат фракции «Елк» Артак Зейналян отметил, что фракция откладывает рассмотрение вопроса для представления доработанного варианта документа.

Словом, появится ли в парламенте Армении комиссия по этике, пока неясно. Но вряд ли она поможет избежать в коридорах законодательного органа сегодняшней Армении разборок «на кулаках» — просто потому, что одной комиссии слишком мало для того, чтобы изменить уровень и общей, и политической культуры.