За рубежом, Эхо

России стоит готовиться к авиационным санкциям?

НУРАНИ

Еще совсем недавно среди российских журналистов-международников было не очень принято вспоминать, что президент США Рональд Рейган называл Советский Союз «Империей зла». После прихода к власти СССР Михаила Горбачева — а случилось это уже очень скоро после памятного заявления Рональда Рейгана — наступила эра «нового мышления», «перестройки» и т.д. и т.п., получившая ироничное название «Мир, дружба, жвачка».

И уж тем более было как-то неудобно упоминать вслух, что прозвучало это заявление после того, как советский истребитель-перехватчик сбил в небе над Дальним Востоком гражданский самолет «Корейских авиалиний.» Гибель корейского «Боинга» 1 сентября 1983 года не просто потрясла мир. Она в корне изменила отношение к СССР.

Возможно, конечно, что Советскому Союзу повезло тогда больше, чем Ливии, ставшей мировым изгоем после «дела Локерби». Но в том, что повторения истории корейского «Боинга» в Кремле никому не хотелось бы, сомнений нет. Однако теперь история может повториться. Речь идет о расследовании гибели уже не корейского, а малазийского «Боинга» в небе на Донецком 17 июля 2014 года. На борту гражданского рейса МН17 Амстердам — Куала-Лумпур находились 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли, напоминает «Новая газета».

В том, что корейский «Боинг» был сбит советским истребителем-перехватчиком, сомнений не было уже в первые дни после трагедии. С малайзийским «Боингом» все иначе. Как напоминает та же «Новая газета», расследование ведет международная следственная группа JIT, в которую, кроме Голландии, входят Малайзия, Бельгия, Австралия и Украина. В сентябре 2016 года JIT представила выводы, согласно которым пассажирский лайнер был поражен ракетой «земля-воздух» из установки «Бук», стрелявшей из района донбасского поселения Первомайское рядом с городом Снежное, который на тот момент контролировали сепаратисты из «ДНР». Также группа представила доказательства того, что «Бук» был доставлен в Донецкую область с территории России и после рокового выстрела немедленно вывезен обратно. Исходя из материалов JIT можно сделать вывод о том, что отвечал за транспортировку «Бука» боевик по кличке Хмурый; в деле фигурируют перехваченные телефонные переговоры с его участием.

Расследование продолжается. Международная следственная группа, расследующая гибель Boeing в Донбассе, опубликовала новую фотографию «Бука 332». По мнению специалистов, именно из этой установки был сбит самолет. Как сообщается на сайте полиции Нидерландов, на снимке «Бук» запечатлен сбоку. Вероятно, кадр был сделан 17 июля 2014 года в украинском городе Макеевка, передает Bellingcat. Следственная группа призвала очевидцев анонимно сообщить любые данные, которые могут помочь расследованию.

Однако еще до этого Грузия передала Нидерландам ракету для зенитно-ракетного комплекса «Бук». Снаряд планируют использовать в расследовании крушения рейса MH17 в небе над Донбассом, уточняет радио «Свобода». По данным голландского телеканала RTL Nieuws, Министерство обороны Нидерландов хочет получить представление о том, какой урон способна нанести ракета.

Генеральная прокуратура Грузии в специальном заявлении подробно рассказала о процессе передачи нидерландской стороне образца ракеты «Бук», который был куплен Министерством обороны Грузии у Украины в 2006 году. Во время «пятидневной войны» 2008 года грузинская армия сбила несколько самолетов ВВС России, в том числе бомбардировщик Су-24, именно с помощью зенитно-ракетного комплекса «Бук». В заявлении Генпрокуратуры говорится, что в январе 2016 года Министерство безопасности и юстиции Королевства Нидерландов обратилось к главной прокуратуре Грузии с ходатайством об оказании правовой помощи в расследовании крушения рейса MH17.

На основании Европейской конвенции 1959 года «О взаимной помощи по уголовным делам» Грузия удовлетворила просьбу Нидерландов, и 21 февраля текущего года представители Службы военной разведки и Службы безопасности Нидерландов прибыли в Грузию на грузовом самолете Lockheed- 130 Hercules. Они вылетели обратно через сутки и доставили ракету «9M38M1» на военную базу в Нидерландах.

Сказать, что для России это неприятный сюрприз — ничего не сказать. После прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» здесь на полном серьезе надеялись, что если не сегодня, так на будущей неделе Грузия превратится едва ли не в сателлита России, а теперь выясняется, что никакого пересмотра внешней политики Тбилиси не произошло.

Но по-настоящему тревожит Москву другое: расследование гибели рейса МН-17 идет глубоко, обстоятельно и по весьма опасному для России сценарию. И Москве есть от чего беспокоиться. Прежде всего, ЗРК «Бук» затруднительно «купить в любом универмаге», как в свое время выразился президент РФ Владимир Путин по поводу экипировки «вежливых молодых людей» в Крыму. Более того, предоставлять неуправляемым бандам, незаконным вооруженным формированиям, разного рода «ополченцам» и т.д. оружие, из которого можно разбить гражданский самолет «на эшелоне» — это, по неписаным международным правилам, преступление куда большее, чем снабдить тех же полевых командиров новейшими танками или бронетранспортерами.

Наконец, в Москве не могут не понимать и другого. При всем внимании, которые Запад уделял и уделяет войне на Донбассе, для большинства эта война все-таки была чужой. Но после гибели в небе на Донецком гражданского «Боинга» ситуация переменилось коренным образом. И хотя пока еще против России не введены реальные санкции за сбитый «Боинг», это еще не значит, что таких санкций не будет вообще. Особенно, если будет доказана ответственность российских военнослужащих за гибель авиалайнера.

Следственная группа, тем временем, настроена всерьез. Главный прокурор Фред Ветсербеке возглавляет международную следственную группу (JIT) по делу малазийского «Боинга», заявил в интервью «Новой газете»: «Мы знаем, что «Бук» пришел к месту рокового запуска в Снежном с границы России и Украины. Мы знаем, что после выстрела по самолету установка отправилась обратно в Ростовскую область.Теперь мы копаем дальше и дальше, чтобы ответить на вопросы, кто транспортировал установку, кто ее сопровождал, кто нажимал на кнопку, кто давал приказ». И самое главное, предупредил: «Мы не остановимся, пока не найдем всех причастных, включая командиров и начальников, и пусть это держат в уме те, кто надеется, что убийство невинных может сойти с рук».

Эти заявления Ветсербеке вызвали весьма нервозную реакцию российских властей. Москва считает несправедливыми и предвзятыми обвинения прокуратуры Нидерландов в недостаточном содействии в расследовании катастрофы малайзийского Boeing на востоке Украины в июле 2014 года, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. «В очередной раз подтверждается то, что мы наблюдали изначально в вопросе расследования катастрофы МН17 — только теперь это озвучивается официально, от лица генерального прокурора Нидерландов. Я говорю об очевидно предвзятом отношении к России и крайне избирательном подходе Голландии к формированию доказательной базы, что никак нельзя назвать объективностью», — цитирует Захарову RT со ссылкой на сайт МИД. По ее словам, интервью Вестербеке, оказывается, продемонстрировало, что вкладу в расследование Украины и США, а также сведениям из Интернета «почему-то приписывается невероятно высокая ценность», в то время как любая помощь от России «намеренно умаляется».

Захарова напомнила, что именно Нидерланды в свое время стали одними из тех, кто отказал российской стороне в желании стать полноправным членом Совместной следственной группы.

Только вот эти нервозные заявления госпожи Захаровой показывают: в Москве по поводу расследования гибели малазийского «Боинга» нервничают всерьез. И основания для такой реакции есть, причем весьма серьезные.

Здесь, пожалуй, нужно вспомнить еще одну историю. Вскоре после аннексии Крыма Россией Симферополь открыл новоявленный лоукостер «Добролет» — низкобюджетная «дочка» «Аэрофлота». Против этой авиакомпании тут же были введены санкции. Западные страны отказались обслуживать ее самолеты. В результате весь авиапарк «Добролета» просто остался на земле.

Как напоминают специалисты авиационной отрасли, эксплуатация самолетов — дело сложное, затратное и, самое главное требующее постоянного и сертифицированного технического обслуживания. В «Боингах», «Эйрбасах», «Эмбрайерах» и т.д. необходимо своевременно заменять изнашивающиеся детали, проводить осмотр важных узлов и агрегатов, и все это надо делать в исключительно в сертифицированных ангарах и т.д. Никакого контрафакта, изготовленных «на коленках» деталей современная авиация не приемлет.

И, как утверждали многие знающие люди, после того, как санкции по сути дела уничтожили «Добролет», ведущие российские авиаперевозчики, как бы это помягче выразиться, забеспокоились. В Крым летали почти все. А в случае с «Добролетом» Запад продемонстрировал, как легко он может оставить на земле практически весь российский авиапарк.

Когда мировая общественность ограничилась одним «Добролетом», который никуда, кроме Симферополя, и не летал, в российском воздушном транспорте вздохнули с облегчением. Но теперь вновь забеспокоились. Будут ли введены аналогичные санкции против других авиакомпаний России в ответ на уничтожение малазийского «Боинга», эксперты отвечают весьма условно. Во-первых, предвосхищать выводы следствия и решения суда в цивилизованных странах не принято. Во-вторых, рассуждать о еще не принятых решениях тоже можно исключительно с известной долей допуска. Особенно, если юридическая ответственность России за гибель малазийского «Боинга» еще формально не доказана.

Но это в странах Запада. А в Москве уже, по всей видимости, рассматривают варианты поведения. И к тому же здесь куда лучше, чем в Малайзии, Австралии и Голландии вместе взятых, знают, что доказательства причастности РФ к гибели гражданского авиалайнера действительно существуют и могут быть представлены в суде. Да тут еще прокурор дает понять, что собрал предостаточно доказательств, включая снимки и видеозаписи «Бука», показания свидетелей и многое другое.

А на вопрос о показаниях радаров ответил весьма образно: «Представьте ситуацию: у вас есть свидетели, которые видели момент преступления — как один человек стрелял в другого. И еще у вас есть видеозаписи и фотосъемка того, как преступник покупал оружие. И еще он обсуждал все это по телефону. У вас уже есть все доказательства. Так какой смысл искать и исследовать другие вооружения в городе да еще задаваться вопросом «а где данные радара?»»

Так что России, по всей видимости, стоит готовиться к авиационным санкциям.