Дж.АЛЕКПЕРОВА
«Ни в одной стране мира нет конкретного закона «О проблемных кредитах». Считаю, что его не следует принимать и в Азербайджане», — заявил Echo.az автор книги «Банковское право в Азербайджане», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.
По его словам, предложение выдвинутое в Азербайджане о принятии закона «О проблемных кредитах» не целесообразно.
«Надо понимать, что этот документ будет содержать. Сегодня у подавляющего большинства банков доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле составляет не менее 10%. В стране есть закон «О банках», существуют фундаментальные правила, принятые Центральном банком АР и Палатой надзора за финансовыми рынкам. Эти акты не совершенны, нуждаются в доработке, но их нельзя считать неприемлемыми. Могу сказать, что правовая база имеется, но банки ей не следуют», — сказал он.
Эксперт отметил, что Милли Меджлис Азербайджана, Исполнительная власть и в целом правительство могут предпринять меры по снижению уровня проблемных кредитов и оказать помощь, как добросовестным заемщикам, так и банкам.
«Для начала необходимо провести расследование и выявить, откуда такой большой объем проблемных кредитов. Понять, кому выдавались кредиты в крупном объеме. Я неоднократно говорил, что подавляющее большинство проблемных кредитов возникло в результате недобросовестных действий владельцев и менеджеров финансовых институтов. Если бы мне дали доступ ко всем банкам, я бы в течение месяца представил бы результаты расследования,» — отметил эксперт.
«При таком подходе, как минимум на 60-70% снизится объем проблемных кредитов. Наше законодательство позволяет проводить такие проверки, как Палате надзора за финансовыми рынками, так и правоохранительным органам, а Милли меджлис имеет право отправлять соответствующие запросы в банки и государственные структуры», — сказал он.
Акрам Гасанов говорит, что естественно, есть определенная часть заемщиков, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации и потеряли возможность оплачивать свои кредиты в силу отсутствия доходов.
«Для граждан стоит принять закон, который предусматривал бы помощь таким лицам. Как правило, большой проблемой для таких заемщиков являются долларовые кредиты. Милли Меджлис может принять закон, согласно которому «потери» после девальвации перераспределят между самим заемщиком, банком и государством. Например, курс до первой девальвации был 0,78 манатов за доллар, а стал 1,70. Разница в 92 копейки. Так вот, можно перераспределить эту суммы между вышеуказанными игроками», — сказал Гасанов.
Он считает, что самой большой проблемой сегодня являются аресты «проблемных заемщиков».
«Эти люди фактически являются банкротами, и законодательство позволяет их таковыми признать, но суды никак не идут на это. Милли Меджлис в связи с этим может внести изменение в действующий закон и более детально прописать процедуру банкротства физических диц,» — отмечает эксперт.
«Мы направили жалобы в связи с арестами граждан в Европейский суд по правам человека. Скоро будет вынесено решение, и государству придется выплатить заемщикам, которых посадили, компенсацию. Об этом уже известно правительству, и в знак протеста буквально накануне они посадили заемщика-женщину на 10 суток. Соответствующий запрос от ЕСПЧ поступил правительству АР, и до 16 января оно обязано ответить на него», — сказал он.
Комментируя предложение российской Госдумы разрешить должникам выплачивать сначала долги, потом штрафы, Акрам Гасанов сказал, что подобный закон предлагал Азербайджану давно.
«Я считаю данный подход верным, поскольку, как правило, люди изначально выплачивают штрафы, пени, проценты, а сумма долга так и остается прежней. Надо позволить гражданам сначала погашать долг. Я и немецкий профессор три года готовили проект нового закона «О кредитах», где именно этот момент тоже затрагивался. Документ прошел все инстанции в государственных органах, но по неизвестным причинам его так и не принимают», — сетует юрист.
Отметим, что в Азербайджане общий объем просроченных кредитов на 1 сентября 2017 года составил 1,824 млрд манатов. Как сообщает Report со ссылкой на Центробанк Азербайджана (ЦБА), объем проблемных кредитов в месячном сравнении увеличился на 11,2 млн манатов или 0,62%, на начало года — на 351,4 млн манатов или 23,86%, в годовом исчислении — на 231,1 млн манатов или 14,51%.
Отметим, что в конце августа доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле достигла 14,74%. Это отношение на конец июля составило 14,1%, на конец прошлого года — 8,95%, в аналогичный период прошлого года — 9,46%.
Азербайджанские парламентарии обеспокоены растущим уровнем проблемных кредитов в стране и деятельностью Палаты надзора над финансовыми рынками.
В стране предлагают подготовить законопроект о проблемных кредитах. Раньше доля проблемных кредитов в общем кредитном портфеле составляла менее 10%, сейчас этот показатель выше. Нет смысла продлевать просроченные кредиты. Эту проблему необходимо искоренить. Об этом ранее сказал на пленарном заседании Милли меджлиса член парламентского комитета по экономической политике, предпринимательству и промышленности Али Масимли.
Он также отметил необходимость стимулирования малого бизнеса.
«Нигде в мире граждан не сажают за кредитные долги, поэтому и в Азербайджане должен быть принят закон, который позволит решать подобные проблемы законодательным путем. Мы знаем, что уже год, как в Азербайджане сформировались проблемные кредиты, возвращение которых невозможно, поэтому, следует ускорить процесс принятия соответствующего законодательства для решения данного вопроса», — цитирует депутата abc.az. По его словам, в Азербайджане у каждого четвертого гражданина есть банковский кредит.