Э.РУСТАМОВА
«Как банковские, так и небанковские кредитные организации в Азербайджане практически приостановили процесс кредитования. Сроки, когда возобновится выдача кредитов в массовом порядке, не известны.»
Об этом в беседе с Echo.az заявил известный банковский эксперт, директор юридических фирм «Акрам Гасанов и партнеры» и «Антиколлектор», член коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов.
«Малый и средний бизнес в стране фактически остался без финансовой поддержки. Скорее всего, в 2018 году ситуация не изменится», — считает Гасанов.
По его словам, кредитование в коммерческих банках Азербайджана, как, впрочем, и в небанковских кредитных организациях сократилось в разы.
«Причин этому много, но основные из них следующие. В первую очередь — это сокращение числа платежеспособных клиентов. Кредитные организации боятся идти на риск и выдавать деньги клиентам, причем как рядовым гражданам, так и представителям бизнеса, которые впоследствии могут не погасить свою задолженность и тем самым ухудшить и без того плачевное положение банков и небанковских кредитных организаций,» — пояснил Гасанов.
«Центральный банк Азербайджана за последние полтора года поднял учетную ставку с 3% до 15%. Следовательно, если регулятор выдает кредиты под 15%, то коммерческие банки вынуждены делать это по более высоким ставкам. Это не выгодно даже тем заемщикам, финансовое положение которых в целом можно назвать стабильным. Они на такие условия не согласятся, поскольку прекрасно понимают, что вернуть кредит будет достаточно сложно», — отметил эксперт.
Что касается бизнеса, то, как продолжил банковский эксперт, никто из предпринимателей не станет взваливать на себя кредит под 25-28%.
«Снизить ставку было бы полезно, но на сегодняшний день это не представляется возможным, поскольку сразу же даст знать о себе инфляция, а курс маната вновь пошатнется», — предупредил он.
Правда, по его словам, самое смешное и ужасное в этой ситуации то, что даже под 30% получить кредит сейчас в Азербайджане очень сложно.
«Есть граждане, которые находятся в безвыходном положении, поэтому готовы даже по таким ставкам брать кредиты. Но банки ужесточили процедуру оценки залогового имущества, поэтому многим клиентам отказывают. При этом дело еще и в том, что даже в тех случаях, когда залог равноценен сумме кредита, кредитные организации отказывают гражданам, объясняя это нежеланием рисковать и отсутствием свободных денег. На этом фоне было бы неправильно говорить о полноценной деятельности азербайджанских банков», — сказал Акрам Гасанов.
Кроме этого, как добавил эксперт, Центробанк проводит депозитные аукционы.
«Избыточные средства банков регулятор привлекает на 14 дней под определенные проценты — в начале 2017 года это было 14%, в настоящее время — 10%. Для чего банкам выдавать населению и представителям бизнеса кредиты, когда они могут на две недели передать регулятору деньги и заработать гарантированные 10%, при этом не рискуя потерять свои средства. Центральный банк публично не поощряет банки в связи с приостановлением кредитования, но получается, что на деле это не совсем так. Банки наращивают свой кредитный портфель, по большей части для ЦБА, и регулятор, понимая это, ничего не предпринимает,» — подчеркнул Гасанов.
«Для того, чтобы выдавать кредиты физическим и юридическим лицам, у банков должны быть деньги, а они на руках Центробанка. Для предотвращения дальнейшей девальвации и инфляции регулятор сократил денежную массу, естественно, это сказалось на снижении кредитования банков. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Центральный банк причастен к тому, что население и бизнес не могут получить кредиты в банках страны», — отметил эксперт.
Как он сказал, ситуация с кредитованием в Азербайджане может улучшиться за счет стабилизации курса национальной валюты.
«В последние месяцы мы наблюдаем процесс укрепления маната. Однако поддерживать курс удается искусственном путем. Сегодня нет уверенности в том, что эта тенденция будет иметь долговременный характер. Рано или поздно регулятору придется отпустить курс маната. Понимая это, банки и небанковские кредитные организации не хотят выдавать кредиты», — отметил банковский эксперт.
При этом, Гасанов отметил, что отказ от кредитования отчасти улучшил финансовое положение банков (по последним данным, суммарная чистая прибыль банков в Азербайджане на 1 сентября 2017 года составила 350,3 млн. манатов — Авт).
«Конечно, проблемные кредиты все еще осложняют жизнь банков и тянут их на дно. (по информации Центробанка, в Азербайджане общий объем просроченных кредитов на 1 сентября 2017 года составил 1,824 млрд манатов). Однако нужно сказать, что банки не отказывают особым клиентам в кредитовании. Более того, лица, имеющие тесные связи с владельцами или руководителями банков, всегда имеют возможностью получить кредит по низким процентным ставкам. Конечно, это нечестно по отношению к другим клиентам банка. Условия должны быть одинаковыми для всех,» — сказал Гасанов.
Как считает эксперт, дело не только в несоблюдении правил и условий.
«Такие банки мешают процессу оздоровления банковского сектора. Финансовые органы совместно с правоохранительными структурами должны провести расследования в банках, иначе банковский сектор Азербайджана еще не скоро придет в себя», — заключил Акрам Гасанов.
Отметим, что объем выделенных банками Азербайджана кредитов на 1сентября 2017 года составил 11 907,2 млн манатов, что на 485,7 млн манатов, или 3,92% меньше показателя на 1 августа 2017 года. Это отмечается в данных Палаты по надзору над финансовыми рынками. С начала года объем выделенных банками Азербайджана кредитов сократился на 3,893 млрд манатов, или 24,64%.
Напомним, что кредитный портфель банков Азербайджана на 1 января этого года составлял 15 800,2 млн манатов.