НУРАНИ
Россия продолжает нести потери в Сирии. В этой стране погиб житель города Мегион Ханты-Мансийского автономного округа Марк Неймарк, пишет Ura.ru со ссылкой на знакомых Неймарка. В свою очередь организация Conflict Intelligence Team, занимающаяся расследованием военных конфликтов, сообщила, что погибший предположительно являлся действующим российским военнослужащим, бойцом Сил специальных операций.
По имеющейся информации, Неймарк подорвался на мине. Министерство обороны РФ о гибели военнослужащего не заявляло.
СМИ, впрочем, комментируют другую новость: в Сирии погибла примкнувшая к «Исламскому государству» уроженка Мурманска Дарья Цинкова, в прошлом риэлтор и детская писательница. О смерти женщины первым сообщил в своем Твиттере сирийский журналист: «На границе с Ираком под обломками домов, возле погибших тел мирных жителей они нашли российский паспорт на имя Дарьи Цинковой(…) Скорее всего, вместе с ней и ее дети погибли».
В свою очередь, «симоньяновский» канал RT сообщил об уроженке Мурманска, которая работала в Заполярье риэлтором, а затем переехала во Владимирскую область и работала в издательстве, писала детскую литературу. Она трижды была замужем. Издание утверждает, что третий раз мурманчанка вышла замуж за боевика из Канады и родила от него дочь. Впоследствии ее муж был ликвидирован в Дагестане. Ребенка от второго брака женщина похитила и увезла с собой. Женщина погрузилась в ислам в 2010 году, неоднократно выезжала в Дагестан, а после в Ирак, занималась организацией сбора денег для ИГ, под ее руководством другие женщины продавали детские вещи и мыло ручной работы, а выручку направляли боевикам. Шла ли речь об ИГ или умеренной оппозиции, можно только догадываться: Россия именует «ИГ» все силы, противостоящие Асаду.
Однако не исключено, что куда больше «пищи для размышлений» дает здесь новость, прямого отношения к РФ вроде бы не имеющая. Как передает, в частности, «Голос Америки», Турция размещает своих военных наблюдателей в сирийской провинции Идлиб — в рамках усилий по прекращению контроля джихадистов над этим регионом.
Как пояснили турецкие военные власти, турецкие силы в этой провинции создают наблюдательные посты. Газета Hurriyet, в свою очередь, уточняет, что Турция направила в северо-западный сирийский регион более 100 солдат и 30 единиц бронетехники, а в ближайшие дни будут развернуты дополнительные турецкие подразделения.
Цитирует VOA и телеобращение Реджепа Тайипа Эрдогана: «Мы сказали, что придем неожиданно ночью, и вчера ночью… мы начали операцию». Как пояснил турецкий лидер: «у нас есть граница длиной 911 километров с Сирией, и нам угрожают».
В свою очередь наблюдатели поясняют: все делается в полном соответствии с договоренностями, достигнутыми в Астане. Нынешняя турецкая военная акция в Сирии началась после того, как еще в прошлом месяце турецкие, иранские и российские дипломаты договорились о создании зоны деэскалации в Идлибе, которая включала бы размещение наблюдателей.
О том, что Анкара координировала операцию в сирийской провинции Идлиб со странами-участницами астанинских переговоров, заявил председатель Национального собрания Турции Исмаил Кахраман на ассамблее Межпарламентского союза в Санкт-Петербурге, передают «Известия».
Как подчеркнул турецкий парламентарий, Россия и Иран участвовали в принятии решения о вводе в Идлиб турецкой армии, Анкара считает принятые меры правильными и намерена продолжать операцию. «Турция, Россия и Иран собрались вместе в Астане и приняли совместное решение в качестве гарантов по Сирии. У них есть общий план по деэскалации ситуации посредством создания зон деэскалации в Сирии и для обеспечения территориальной целостности», — приводит «РИА Новости» слова Кахрамана.
Однако теперь события принимают неожиданный оборот. Спикер парламента Сирии Хаммуд ас-Сабаг заявил, что Дамаск требует немедленного вывода войск Турции из страны без предварительных условий. Выступая на пленарном заседании все той же ассамблеи Международного парламентского союза (МПС) в Санкт-Петербурге, он отметил, что большое число военно-транспортных средств и машин скорой помощи было стянуто в район турецкой провинции Хатай.
Генштаб Турции заявил о начале разведывательной операции в сирийском Идлибе в рамках создания зоны деэскалации. Ас-Сабаг также заявил, что вторжение Турции в провинцию Идлиб угрожает безопасности граждан страны и ее суверенитету. «Сирийский парламент осуждает такие действия по вторжению со стороны Турции, которые совершенно не связаны с соглашением, достигнутым в Астане», — заявил он.
О том, что Сирия может и не согласиться с договоренностями, достигнутыми в Астане, эксперты говорили с самого начала. Но на сей раз все куда сложнее.
Конечно, велик соблазн увязать заявление представителей асадовского режима с давней «напряженностью» в отношениях Турции и Сирии, Как уже указывалось в прессе, в том числе и в нашей газете, бессчетное количество раз, отношения Сирии и Турции никогда не были безоблачными. Промосковскую Сирию и натовскую Турцию разделяли рубежи «холодной войны». Во многом благодаря им между двумя странами тлеет серьезный территориальный конфликт — Сирия претендует на турецкую область Хатай.
В столице Сирии по традиции обвиняют Турцию, построившую крупные гидроузлы в верховьях Тигра и Евфрата, в «несправедливом» использовании вод этих рек и провоцировании засухи в Сирии. Уже во время нынешней гражданской войны власти Сирии обращались с просьбой «распечатать» знаменитое «хранилище Судного дня» на Шпицбергене и выдать им образцы семян — дескать, сирийские селекционеры должны работать над созданием засухоустойчивых культур. Какая может быть селекционная работа в разгар гражданской войны, не пояснили.
Можно вспомнить что еще во времена Хафеза Асада, отца Башара Асада, в Дамаске активно налаживали военное сотрудничество с Арменией — с вполне понятным подтекстом. До конца девяностых годов то в Сирии, то в контролируемой ею ливанской долине Бекаа скрывался и «отец-основатель» РКК Абдулла Оджалан. Именно из-за поддержки, которую Дамаск оказывал РКК, в 1998 году две страны оказались на грани войны.
После того, как Турция стянула к границе войска, в Дамаске уступили: Оджалан, которому Сирия отказала в гостеприимстве, вынужден был «сменить явку», «всплыл» сначала в Москве, потом в Риме и, наконец, был арестован в столице Кении Найроби с южнокипрским паспортом. Затем между Анкарой и Дамаском наступил краткий период «потепления». Пришедшее к власти в Турции еще в начале «нулевых» правительство АКР, как казалось многим, весьма успешно «растопило лед» во взаимоотношениях с Сирией. Башар Асад посетил Турцию с визитом и даже признал суверенитет Анкары над Хатаем.
Но вскоре идиллия закончилась — после того, как в Сирии началось восстание против Башара Асада. На начальных этапах внутрисирийского противостояния, пока еще на авансцене не было ИГ, Турция взяла на себя роль посредника между властью и оппозицией. На переговорах удавалось достичь соглашений, но в Анкаре явно были не готовы к тому, что Башар Асад будет обещать на переговорах серьезные реформы, а в реальности продолжать репрессии и приказывать обстреливать мятежную Латакию, вернее, ее туркманские кварталы, из корабельной артиллерии.
В результате Турция от посредничества отказалась. В Дамаске в ответ началась масштабная и разнузданная антитурецкая кампания с попыткой штурма посольства Турции, провокациями на границе, «случайными» артиллерийскими обстрелами и новой волной вооруженной «подпитки» РКК.
Но нынешние обвинения в адрес Турции могут иметь и «внесирийские» корни. Эксперты не исключают: заявления представителей Сирии — одно из свидетельств нового «охлаждения» в отношениях Анкары с Москвой.
К явному неудовольствию России, Реджеп Тайип Эрдоган отправился с визитом в Украину. В ходе переговоров с президентом Украины Петром Порошенко Эрдоган не только подтвердил, что его страна не признает российскую аннексию Крыма — Анкара закрыла свои порты для кораблей, заходивших в Крым. О том, что Турция не будет принимать корабли, прибывающие из портов Крыма, сообщил корреспонденту ТАСС представитель палаты судоходства Турции.
«Кораблям, которые будут приплывать в нашу страну из Крыма, не будет дано разрешение войти в наши порты. Введенный запрет касается кораблей под любым флагом», — подчеркнул собеседник агентства. Он также добавил, что «данное решение было принято Министерством транспорта, судоходства и коммуникаций Турции».
Накануне пресс-секретарь генерального прокурора Украины Лариса Сарган на своей странице в Facebook выложила копию документа палаты судоходства, в котором говорится, что «суда, прибывающие из региона Крыма и его портов, не пропускаются в нашу страну (Турцию), а разрешение на отплытие из портов этого региона не предоставляется». Кроме того, Анкара обнародовала подробности военно-технического сотрудничества с Украиной. Турция и Украина реализуют проект по модернизации танков, разработке авиационных и электронных систем, заявил замглавы секретариата оборонной промышленности Минобороны Турции Исмаил Демир.
Турецкий чиновник подчеркнул — у двух стран существуют возможности для расширения сотрудничества (в том числе в оборонной сфере). Оборонная промышленность — один из основных факторов, влияющих на рост товарооборота между Турцией и Украиной, указал представитель турецкого ВПК. Накануне секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов сообщил: по итогам прошедших в Киеве переговоров президентов Петра Порошенко и Реджепа Таийпа Эрдогана стороны договорились о поставках украинской полиции средств связи.
«Турция, естественно, хотела бы получить доступ к таким технологиям, которых раньше она никогда не имела», — отметил в комментарии газете «Взгляд» главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский.
А эти технологии, уверены в Москве, унаследовал от СССР украинский ВПК. Но так как в третий раз возопить об «ударе в спину» со стороны Турции Москве уже неудобно, то против Анкары выдвинули очередной «форпост».