НУРАНИ
«Дипломатия на коротком поводке» — именно этот термин наиболее точно характеризует историю переговоров Армении и ЕС. В ноябре 2013 года Армения готовилась подписать соглашение об Ассоциации с ЕС, но в последнюю минуту передумала и вступила в Евразийский союз.
Теперь на повестке дня подписание соглашения о партнерстве, уже с учетом членства Армении в ЕАЭС и проистекающих из этого обстоятельства обязательств. Подписать этот документ планируется в ноябре нынешнего года. И вроде бы на сей раз тоже все «утрясено» и согласовано.
Однако теперь, судя по многим косвенным признакам, общественное мнение Армении готовят к тому, что новый документ вновь не будет подписан.
Напомним: накануне Европейская комиссия опубликовала парафированный текст Рамочного соглашения Армения-ЕС. Этот объемистый документ содержит 357 страниц — в Брюсселе никогда не скупились на бумагу и формулировки. Однако ереванские СМИ вынесли из всех этих 357 страниц два постулата.
«В преамбуле Соглашения отмечается, что стороны выступают за мирное и долгосрочное урегулирование карабахского конфликта в рамках усилий Минской группы ОБСЕ на основе принципов Хартии ООН, Хельсинкского заключительного акта, в частности, неприменения силы, территориальной целостности и права на самоопределение, — сообщает «Лрагир». — В главе об энергетическом сотрудничестве отмечается, что Мецаморская АЭС должна быть закрыта и заменена иными мощностями, которые позволят обеспечить энергетическую безопасность Армении».
По логике вещей, наиболее острые дискуссии здесь должен был бы вызвать «карабахский» пункт, где упоминается столь ненавистный Армении принцип территориальной целостности. Что же до «самоопределения», то, как показал пример Каталонии, в Европе принцип этот не считают основанием для дробления признанных государств. Не говоря о том, что в то время, как на карте мира есть Республика Армения, армянский народ уже «самоопределился» в собственном государстве. Так что право учиться на родном языке, издавать книги и газеты, учреждать местное самоуправление у армян Карабаха должно быть, но вот «вплоть до отделения» — уже нет.
Но «карабахского» пункта преамбулы в Армении постарались не заметить. Выступать против основополагающих норм международного права на фоне санкций против России за Крым несколько боязно — мир не ограничивается одним Советом Европы с Ягландом во главе.
Разъяснять, что это означает для Армении, боязно тем более, и прежде всего для армянских же дипломатов, которые «допустили», «не предотвратили», «согласились» и вообще «предали армянское дело».
Но вот пункт о закрытии Мецаморской АЭС вызвал нешуточные страсти. Причем особое рвение проявляют здесь промосковские СМИ.
Так, Eurasia Daily, процитировав текст соглашения по ЕС. «Сотрудничество в этой сфере будет включать закрытие и безопасную консервацию Мецаморской АЭС, скорейшее принятие «дорожной карты» или плана действий с учетом необходимости обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении» — и интригующим тоном поясняет: «Под «альтернативными возможностями» имеется в виду развитие возобновляемых источников энергии. «Зеленую» энергетику в Армении продолжительное время «продвигают» американцы и европейцы, обещая многомиллиардные инвестиции и помощь в проведении необходимых инфраструктурных реформ».
Напомнив, что недавно о намерении США, при обеспечении определенных условий, проинвестировать в эту сферу 8 млрд долларов заговорил посол Соединенные Штатов в Ереване Ричард Миллз, а Брюссель ранее обещал выделить 200 млн евро с целью консервации ААЭС, ED поясняет: «Подобная «щедрость», безусловно, имеет свою объяснение. Следует отметить, что Армянская АЭС — одна из важнейших площадок армяно-российского сотрудничества. На средства российского кредита в 270 млн долларов и гранта в 30 млн в настоящее время осуществляются работы по продлению сроков эксплуатации АЭС на 10 лет.
К тому же на долю АЭС приходится порядка 40% вырабатываемой в Армении электроэнергии. Как отмечают наблюдатели, попытки консервации АЭС в Мецаморе в числе иных задач могут преследовать чисто геополитические цели, направленные на ослабление позиций РФ в такой ключевой сфере, каковой является энергетика. Соображения же экологической безопасности в данном случае служат европейцам некой ширмой для продвижения собственной политической повестки».
О том, что «ЕС, в обмен на сотрудничество, требует от Армении закрыть атомную станцию. По наблюдениям армянских экспертов, под этим требованием скрывается намерение ослабить позицию Армении. Армения может оказаться на пороге нового энергетического кризиса», пишет и ереванский «Спутник». По мнению бывшего министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, «это направлено на ослабление безопасности и позиций Армении в регионе».
Отказ от Мецаморской АЭС лишит Армению экспорта электроэнергии и ударит по национальной безопасности страны, сказал Sputnik Армения эксперт в сфере энергетики Ваге Давтян. Как напомнил эксперт, ЕС выступал за закрытие Армянской АЭС с конца 90-х, ссылаясь на сейсмические проблемы, но, как поведал эксперт, большую роль в этом сыграло и турецко-азербайджанское лобби.
А затем принялся излагать позицию своей страны: «Мецаморская АЭС — системообразующий элемент армянской энергетической системы. Главный принцип, который был заложен в нее еще в советское время — это экспортоориентированность. Он выстраивался на мощности Армянской АЭС», — уверял Давтян.
О том, какую опасность всем, и прежде всего самой Армении, несет старая АЭС в сейсмоопасной зоне и рядом со «спящим» вулканом Алагез (Арагац), в Ереване даже не вспоминают. Зато наперебой запугивают друг друга страшилками на тему «Армения без ЕС не выживает».
Рекорд же поставило агентство «Регнум». «Когда Евросоюз требовал от Литвы, Болгарии и Словакии закрыть АЭС, то взамен он гарантировал вступление этих стран в ЕС. Армении никто и ничего «Соглашением о расширенном и всеобъемлющем партнерстве между Арменией и Европейским Союзом» не гарантирует. От Армении требуют добровольно уничтожить свой основной источник электроэнергии даже не в обмен на «стеклянные бусы» или «огненную воду», а просто так, — стращает агентство слабонервную аудиторию. — Насколько велико пренебрежения интересами Армении со стороны ЕС хорошо видно по тому, что от Украины (при подписании соглашения с ЕС) никто не требовал закрыть атомные энергоблоки.
Хотя на Украине (в Украине — Ред.) достаточно реакторов того же типа, что и на Армянской АЭС. Единственное, чем эксперты ЕС обосновывают причины для остановки Мецаморской АЭС, — это сейсмическая опасность. Однако спитакское землетрясение станция благополучно пережила, с достаточным запасом прочности».
О том, что следующий толчок АЭС может и не пережить, «Регнум» умалчивает, зато приводит еще один «неотразимый» аргумент: «Перспективы строительства новой АЭС в Армении весьма призрачны. Ни Россия, ни другие страны не готовы будут инвестировать крупные средства для строительства АЭС в этом регионе (кто «вложится» в энергосистему Армении, где за электроэнергию расплачиваются куриными яйцами, электросети пришли в катастрофическое состояние, а попытка поднять тарифы до экономически обоснованного уровня, в «Регнуме» не поясняют — Ред.). А значит, Армению делают энергетическим заложником Азербайджана, Грузии и Турции. А что такое быть заложником у Азербайджана и Турции, в Армении должны хорошо помнить».
«В переводе»: без нормализации отношений с соседями Армении не приходится рассчитывать на энергетическое выживание, но эта тема для Армении слишком опасная, чтобы даже инициировать ее обсуждение.
На этом фоне международный эксперт, член правления АОД Ованнес Игитян не удивлен разговорам о возможном неподписании рамочного соглашения РА — ЕС. В беседе с Tert.am он отметил, что в первую очередь следует понять, что должна подписать Армения.
По его мнению, интрига о неподписании соглашения на руку именно властям, чтобы в дальнейшем представить подписание как дипломатическую победу. Более того, по мнению Игитяна, рамочное соглашение РА-ЕС не очень отличается от уже давно подписанного Соглашения об ассоциации и партнерстве.
Только вот слишком многое указывает на то, что и это соглашение Армения не подпишет. И Мецаморская АЭС здесь не более чем повод. Просто, находясь на коротком поводке у Москвы, не стоит надеяться выстроить успешную дипломатию на европейском направлении.