Политика, Эхо

Кяльбаджар и половина Лачина останутся за новой линией соприкосновения войск?

Дж. АЛЕКПЕРОВА

Вчера завершился визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Швейцарию. В Женеве состоялась встреча президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна.

В переговорах приняли участие главы МИД Азербайджана и Армении, сопредседатели МГ ОБСЕ и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Отметим, встреча глав государств прошла на основании предложения сопредседателей Минской группы с целью обсуждения путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Затем состоялась встреча один на один президентов Азербайджана и Армении. Об этом на своей странице в «Twitter» написал пресс-секретарь президента Армении Владимир Акопян.

Комментируя данную информацию, глава Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ) Мубариз Ахмедоглу сообщил Echo.az, что это единственная встреча за последние годы, когда посредники действуют, фактически по готовым сценариям. Есть два разных подхода, которые выработаны встречами президентов в Вене и Санкт-Петербурге.

«Там были согласованы такие моменты, как размещение установок для мониторинга на линии соприкосновения. Я думаю, что Армения хочет, чтобы эти установки были размещены на нынешней обозначенной линии соприкосновения. Если это произойдет, значит, статус-кво останется неизмененным,» — сказал Ахмедоглу.

«Я думаю, что сопредседатели сегодня выступают за идею размещения установок для мониторинга на линии соприкосновения, а также одновременно за изменение статуса-кво. Я думаю, что существует договоренность возвратить Азербайджану пять оккупированных районов и половину Лачина. А Кяльбаджар и вторую половин Лачина оставить за новой линией соприкосновения. Я думаю, что для сопредседателей этот вариант самый удобный, но я не уверен, что армянская сторона сразу на это согласится, и удастся подписать новый документ», — сказал он.

По его словам, сопредседатели должны будут детально обговорить этот сценарий со сторонами, добиться доверия, и уже в начале ноября-декабря организовать новую встречу президентов. То есть, либо в рамках саммита ЕС или министериала ОБСЕ в Вене. Поэтому сегодня необходимо, чтобы президенты поверили в новый сценарий и согласились действовать по нему.

Напомним, что в апреле 2016 года армянские войска осуществили провокацию и для защиты гражданского населения ВС Азербайджана провели контратаку, в результате которой были освобождены высоты в районе села Талыш, а также пункт Сейсулан, была взята под контроль стратегическая высота Леле тепе, расположенная в направлении Физулинского района. Также ВС Азербайджана обеспечили контроль над дорогами в направлении Агдере-Мадагиз.

Президенты Ильхам Алиев и Серж Саргсян дважды встречались после апрельских столкновений. Встречи в Вене и Санкт-Петербурге считались позитивным сигналом для разрешения конфликта. Но армянская сторона снова разрушила надежды на мир, продолжая провокации на линии фронта.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — 20 процентов территории Азербайджана — находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.