Это интересно, Эхо

Призрак коммунизма в Зимнем дворце

Г.САЛАЕВ

Призрак коммунизма, который, по словам Карла Маркса, бродил по Европе, решил поселиться в России. По причине ряда неудач Российской империи на полях фронта Первой мировой войны и, как следствия, политического и экономического кризисов в стране, ровно сто лет тому назад — 2 (15) марта 1917 года император Николай II отрекся от престола.

Рухнула империя, самодержавие. Борьбу за власть в стране весь 1917 год вели различные политические партии — большевики, меньшевики, эсеры, в результате чего вслед за самодержавием, спустя несколько месяцев, пало и Временное правительство. Эти два события потрясли мир: Россия круто изменила свой курс на историческом пути, а события, которые происходили в течение всего 1917 года, коренным образом изменили политическую карту всего мира.

Важное событие произошло в ночь с 25 на 26 октября (7 на 8 ноября) 1917 года в Петрограде. Прошел штурм и взятие Зимнего дворца, резиденции Временного правительства, в результате которого оно было низложено и арестовано. Интересно проследить события этих минут и часов штурма, пронаблюдать беспомощность этого правительства.

В условиях открыто подготавливаемого и уже начинавшегося восстания большевиков, штаб Временного правительства не вывел на защиту ни одной солдатской воинской части. Не была проведена подготовительная работа и с юнкерами в военных училищах, поэтому их оказалось ничтожно мало на Дворцовой площади 25 октября, и было бы еще меньше, если бы юнкера не приходили самостоятельно. Единственной воинской частью Петроградского гарнизона, принесшей присягу Временному правительству, были казаки. На них и возлагались основные надежды в дни смуты.

Казаки были готовы выступить на помощь Временному правительству, но при условии, что полки будут обеспечены пулеметами, броневиками и вместе с казаками выступят пехотные части. К Зимнему были отправлены две сотни казаков и пулеметная команда. Остальные полки должны были присоединиться к ним по мере выполнения требований казаков, гарантирующих, что их напрасные июльские жертвы не повторятся. Однако эти требования не были выполнены, поэтому в дневном заседании Совета казачьих войск было принято решение отозвать отправленные ранее две сотни и никакого участия в подавлении восстания большевиков не принимать.

По мнению историков революции, октябрьский отказ казачества от подавления восстания большевиков стал большой трагедией для России. Утром 25 октября (7 ноября) небольшие отряды большевиков начинают занимать главные объекты города: телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию. Эти «военные операции» походили на «смену караула», так как никакого сопротивления не оказывалось. Временное правительство оказалось практически без защитников: оно располагало лишь юнкерами и ударницами женского добровольческого батальона.

Вопреки позднейшим победным реляциям большевики, при полном отсутствии каких бы то ни было сил у правительства, действовали нерешительно: они не решались идти на штурм Зимнего, так как ни рабочие, ни гарнизон Петрограда в целом участия в восстании не принимали. А наличествовавшие на бумаге «десятки тысяч» большевистской «красной гвардии» на самом деле с большевиками не выступили. Огромный Путиловский завод, якобы имевший 1500 красногвардейцев, выставил для участия в восстании лишь 80 человек.

К середине дня большая часть ключевых объектов была занята патрулями большевиков без сопротивления. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский около 11-часов на автомобиле покинул Петроград, не оставив никаких инструкций правительству. Особо уполномоченным по водворению порядка в Петрограде был назначен штатский министр, лидер кадетской партии Н.М.Кишкин.

Позиция, занятая правительством, была достаточно нелепой и безнадежной: отсиживаясь в Зимнем дворце, где шли заседания членов правительства, все ждали прибытия войск с фронта. Видимо, все рассчитывали на ненадежность выведенных большевиками отрядов, надеясь на то, что «такое войско разбежится и сдастся при первом холостом выстреле». Не было добыто ни боеприпасов, ни продовольствия. Вызванных днем к резиденции правительства юнкеров не смогли даже накормить обедом.

В первой половине дня к охранявшим Зимний юнкерам присоединились ударницы женского батальона, отряд казаков с пулеметами, батарея Михайловского артиллерийского училища, школа инженерных прапорщиков, а также некоторое количество добровольцев. Поэтому в первой половине дня членами правительства трагичность их положения, скорее всего, не ощущалась: около Зимнего собралась некоторая военная сила, возможно, достаточная для того, чтобы продержаться до момента прибытия войск с фронта.

Пассивность атакующих также усыпляла бдительность Временного правительства. Вся деятельность правительства свелась к обращению к населению и к гарнизону с рядом запоздалых и потому бесполезных воззваний. К вечеру 25 октября ряды защитников дворца сильно поредели: уходили изголодавшиеся, обманутые, упавшие духом. Ушли и те немногие казаки, которых смущало то обстоятельство, что вся пехота правительства оказалась «бабами с ружьями». К вечеру покинула Дворец часть артиллерии и часть юнкеров.

Броневики Временного правительства были вынуждены уйти с площади Зимнего дворца из-за отсутствия бензина. К вечеру стали учащаться редкие до того одиночные выстрелы. В 6 часов 30 минут вечера в штаб осажденных прибыли представители Петропавловской крепости с ультиматумом от В.А.Антонова-Овсеенко (Антонов-Овсеенко — один из руководителей захвата Зимнего дворца, расстрелян в феврале 1938 года — Авт.) о сдаче Временного правительства и разоружении всех его защитников. В случае отказа большевики угрожали обстрелом со стоящих на Неве военных судов и из орудия Петропавловской крепости.

Правительством было решено в переговоры не вступать. Наконец, начав осознавать степень критичности своего положения, министры решили обратиться за моральной поддержкой в Городскую думу и начали искать по телефону какую-либо физическую подмогу. Кто-то даже пошел в Городскую думу и обошел ее фракции со словами о том, что наступает трагическая развязка, что нужно выступить на защиту правительства и призвать также население. Но кроме плана военных действий против большевиков ничего существенного не было сделано.

Члены правительства стали предпринимать какие-то реальные шаги к собственной самозащите, чтобы продержаться до подхода войск с фронта, ожидавшихся к утру. Все силы были стянуты непосредственно ко дворцу. Распределены функции защитников на случай штурма, расставлены брошенные ушедшими казаками пулеметы.

В 21 час Временное правительство обратилось к стране с радиотелеграммой: «Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил Временное правительство низложенным и потребовал передачи ему власти под угрозой бомбардировок Зимнего дворца из пушек Петропавловской крепости и крейсера «Аврора», стоящего на Неве. Правительство может передать власть лишь Учредительному собранию, а потому постановило не сдаваться и отдать себя под защиту народа и армии, о чем послана телеграмма в Ставку. Ставка ответила о посылке отряда. Пусть народ и страна ответят на безумную попытку большевиков поднять восстание в тылу борющейся армии».

Но помощь пришла не к правительству, а к атакующим. Поэтому штурмовать Зимний дворец большевики решились лишь после прибытия им на помощь из Кронштадта уже испытанных в июльские дни и составлявших 25 октября в Петрограде реальную силу нескольких тысяч матросов Балтийского флота. В то же время о силах, охранявших Зимний дворец известно, что на момент штурма они составляли примерно 137 ударниц женского батальона смерти, 2-3 роты юнкеров и 40 инвалидов Георгиевских кавалеров. Практически одновременно с последним воззванием правительства к России, в 21 час 40 минут из бокового орудия крейсера «Авроры» был произведен один холостой выстрел.

По версии ряда советских источников, он послужил сигналом для начала штурма Зимнего дворца. Первая атака представляла собой ружейный и пулеметный обстрелы при участии броневиков сопровождавшийся ответным огнем защитников дворца, и длилась около часа. По итогам атаки руководитель обороны Зимнего дворца П.И.Пальчинский отметил в своей записной книжке, что сил для защиты вполне достаточно, однако трагично отсутствие командного состава — среди защитников Временного правительства присутствовало всего пять офицеров.

Одновременно с началом штурма Зимнего проходило заседание петроградской Городской Думы, принявшей решение оказать поддержку осажденному Зимнему дворцу и предпринявшей попытку шествия к Зимнему дворцу с целью помочь министрам Временного правительства. В 23 часа большевики начали обстреливать Зимний дворец из орудий Петропавловской крепости, сделавших 35 выстрелов боевыми снарядами, из которых только 2 слегка «царапнули» карниз дворца. Позднее Троцкий был вынужден признать, что и самые верные из артиллеристов преднамеренно стреляли поверх Зимнего дворца.

Любопытен и тот факт, что когда поднявшие восстание захотели пустить в ход 6-дюймовки крейсера «Аврора», то выяснилось, что в силу своего расположения, крейсер стрелять по Зимнему дворцу не может физически. И дело ограничилось устрашением в виде холостого выстрела. Для штурмующих Зимний дворец не мог с представлять серьезного препятствия, так как его обороняли только со стороны фасада, и при этом забыли запереть задние двери, через которые стали без труда проникать не только матросы с рабочими, но и просто любопытствующие и любители поживиться. В результате этой случайной оплошности защитников, вслед за парламентерами хлынула толпа с Дворцовой площади, и стала распространяться по всем лестницам и коридорам дворца.

В некоторых эпизодах юнкера пытались кое-где оказать сопротивление, однако были быстро задавлены толпой и к ночи сопротивление прекратили. Членам правительства было сообщено о захвате Зимнего дворца, предложение о капитуляции и обещание сохранения жизни. В 2 часа 10 минут 26 октября 1917 года министры Временного правительства были арестованы. Россия вступила на новый путь своего развития, по которому шла 73 года.

О потерях сторон точных данных нет. Наверняка известно, что погибли шестеро солдат и одна ударница. Того факта, что хулиганствующие элементы из числа штурмовавших дворец грабили Зимний, не отрицали даже мемуаристы-большевики и советские историки. Грабеж происходил как во время штурма, так и в дни, последовавшие за ним, когда, как писал очевидец событий американский журналист Джон Рид, «некоторые люди… крали и уносили с собой столовое серебро, часы, постельные принадлежности, зеркала, фарфоровые вазы и камни средней ценности». В попытке грабежа, по словам этого же журналиста, были уличены и некоторые из защитников Зимнего дворца. Новые власти пытались остановить разграбление, но тщетно.

В тех местах, где в течение пяти дней «хозяйничали» грабители, были явные следы вандализма: у портретов прокалывались глаза, с кресел срезались кожаные сиденья, дубовые ящики с ценным фарфором пробивались штыками, ценнейшие иконы, книги, миниатюры и т.п. были разбросаны по полу дворца. Комиссия оценила ущерб, нанесенный Зимнему дворцу грабежом и вандализмом, в 50 тысяч рублей. Часть предметов позднее удалось вернуть — они были найдены у перекупщиков, на базарах и у иностранцев, покидающих Россию.

В винный погреб, представлявший собой ценность в несколько миллионов золотых рублей, на первых порах грабителям проникнуть не удалось. Но … Содержание винных подвалов начали уничтожать ружейным огнем, устроили настоящий винный погром. Как вспоминал об этих событиях Троцкий: «Вино стекало по каналам в Неву, пропитывая снег, пропойцы лакали прямо из канав». Чтобы пресечь бесконтрольное разграбление вина, ВРК вынужден был пообещать ежедневно выдавать представителям воинских частей спиртное из расчета по две бутылки на солдата в день.

Призрак коммунизма российского образца 1917 года ликовал.

Несколько слов из истории Зимнего дворца. 255 лет назад ( в 1754 году) в Санкт-Петербурге по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, началось строительство Зимнего дворца в стиле барокко, которое было завершено в 1762 году. Но переехать во дворец она не успела, т.к. умерла в декабре 1761 года. Следующий император Петр III также не успел пожить в этом дворце — его убили 6 июля 1762 года. Вскоре работа была завершена, но уже при Екатерине II, после чего Дворец с 1762 года стал резиденцией российских императоров. Архитектор дворца — Франческо Бартоломео Растрелли.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной. Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина — 175 метров, высота — 22 метра. Общая площадь дворца — 60 тысяч квадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц. В те времена во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, где были помещены 332 портрета участников Отечественной войны, к дворцу пристроены Петровский и Фельдмаршальский залы. В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар. Многие вещи удалось спасти, однако само здание сильно пострадало. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод.

С 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе. С 1904 года Зимний дворец стал местом для торжественных приемов и парадных обедов. В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет. После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1925-1926 годах здание перестроили под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны во дворце размещался диспансер для ученых и деятелей культуры.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс — «Государственный Эрмитаж».