НУРАНИ
В России вводятся в обращение новые купюры — теперь к «линейке» бумажных денег добавились ассигнации номиналом в 200 и 2000 рублей соответственно.
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, представляя новые «дензнаки», подробно рассказывала, что они прочнее, надежнее и долговечнее прежних, что в их оформлении предусмотрены «опции» для слабовидящих и что подделать их будет значительно труднее. Заверила, что новые купюры не «взвинтят» инфляцию в России.
Только вот обращает на себя внимание еще одна сторона вопроса. Как сообщают российские СМИ, в оформлении купюры в 2000 рублей использованы символы Дальнего Востока. Сама банкнота выполнена в синей цветовой гамме. На ее лицевой стороне — мост на остров Русский, на оборотной — космодром Восточный в Амурской области. Оптически переменный защитный элемент выполнен в виде стилизованного изображения моста на фоне солнца.
Основной цвет банкноты номиналом 200 рублей — зеленый. И на ней изображены основные символы оккупированного украинского Севастополя. Так, на лицевой стороне нарисован памятник затопленным кораблям, а на оборотной — вид на Херсонес Таврический. «Символы для новых банкнот были выбраны в ходе конкурса в 2016 году. Из более 5000 заявок в промежуточный список конкурса вошло 76 предложений с различными достопримечательностями из 49 регионов.
По итогам всероссийского социологического исследования из этого списка были выбраны 10 финалистов. На последнем этапе конкурса голосованием по всей стране, в котором приняли участие более 3 миллионов человек, были определены победители — символы Дальнего Востока и Севастополя», — пишет российский Центробанк в своем релизе.
То, что после «крымнаша» узнаваемые символы оккупированного Севастополя появятся и на российских дензнаках, наверное, следовало ожидать, как и того, что Кремль и Центробанк постараются реализовать эту «задумку» при первой же возможности. Другое дело — выбор номинала купюры. Не беремся утверждать, имела ли здесь место случайность или же виды Севастополя именно на двухсотрублевую купюру дизайнеры Гознака поместили вполне сознательно, только вот аналогия с «грузом 200», как в армии называют цинковые гробы с телами погибших, получилась слишком уж прямая.
И дело не только в продолжающейся войне на востоке Украины. Как радостно сообщило посольство России в КНДР в своем Facebook, северокорейское издательство «Научная энциклопедия» выпустило политический атлас, на котором полуостров Крым находится в составе России. Обрадовавшись, российские дипломаты обратились за комментарием в МИД Северной Кореи, где им подтвердили: Пхеньян, оказывается, «уважает результаты состоявшегося в Крыму референдума», а итоги голосования считает «легитимными и полностью отвечающими международно-правовым нормам».
Сотрудники посольства уже поясняют журналистам: оказывается, КНДР официально обозначила свою позицию по вопросу принадлежности Крыма еще при голосовании в ООН в 2014 году. Тогда Генассамблея ООН приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины: «за» проголосовали 100 стран, еще 58 воздержались. Среди стран, проголосовавших против резолюции, были, в частности, КНДР, Россия и Армения. А среди тех, кто сегодня готов признать Крым российским, наличествуют еще и Венесуэла, Сирия, Никарагуа…
Здесь, пожалуй, не обойтись без небольшой ретроспективы. 17 февраля 2008 года, после десяти лет переговоров с центральными властями в Белграде, о своей независимости объявило Косово, что, мягко говоря, не соответствовало нормам международного права. Тем не менее, США и их союзники очень быстро признали Косово субъектом международного права.
Сегодня Косово признают уже 111 стран (Азербайджан привержен принципу уважения территориальной целостности и Косово не признает). Владимир Путин тогда обещал, что Россия «не будет обезьянничать» и признавать в ответ независимость Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Но…уже в мае под видом учений на Северный Кавказ перебрасываются дополнительные военные части, а 8 августа 2008 года начинается пятидневная агрессия России против Грузии, после которой Москва признает субъектами международного права оккупационные режимы в Сухуми и Цхинвали.
Вероятно, в РФ ожидали, что вскоре последует не менее впечатляющий «вал» признаний от союзников и сателлитов Кремля. Но…признание получилось на карикатурном уровне: Москву поддержали Никарагуа, Венесуэла, островные «малютки» вроде Науру…и ни одна из стран СНГ. В какой-то момент о готовности признать Абхазию и Южную Осетию объявила Сомали — классическое failed state, то есть «несостоявшееся государство».
Именно тогда колумнист «Газеты.ру» Наталья Геворкян прокомментировала ситуацию весьма едко: «Оставим в стороне вопрос о том, с какой стати Сомали заинтересовалась далекими во всех отношениях территориями или за что именно она ими заинтересовалась. Но, честное слово, я бы на месте России доплатила, чтобы вот такого рода страны с неурегулированными собственными внутренними конфликтами, одиозными правительствами и умирающим от голода населением в историю с признанием Абхазии и Южной Осетии не лезли. Очень невнятная, мягко говоря, собирается компания признающих, от которой хочется держаться подальше».
Как продолжила журналистка: «Допускаю, что перед МИД поставлена задача любой ценой увеличить цифру сторонников признания независимости двух территорий. Но парадокс состоит в том, что небрезгливость к качеству превращает ситуацию в малоприличный фарс, который работает на международной площадке против Южной Осетии и Абхазии, не говоря уже о том, как в этой милой «тройке» выглядит Россия».
Конечно, когда к «блестящему списку» стран, признавших оккупационные режимы в Сухуми и Цхинвали «субъектами международного права», добавлялись островные тихоокеанские малютки вроде Науру, с которыми «договаривались» даже за не очень крупный кредит, это вызывало сначала смех, а потом уже возмущение. И даже в Вашингтоне на вполне официальных брифингах позволяли себе этакий, как выражаются в молодежной среде, «стеб».
Во всяком случае, в декабре 2009 года официальный представитель Госдепартамента США Иан Келли, когда его попросили прокомментировать решение властей Науру, заявил, что США признают территориальную целостность Грузии, а затем добавил: «Что касается Науру… Я правильно произношу — Науру?… Я бы сказал, что признание Абхазии и Южной Осетии со стороны Науру не значит практически ничего, и не способствует легитимизации правительств де-факто двух этих сепаратистских регионов».
Но сегодня все иначе. Напомним: год назад, 19 октября 2016 года, российские СМИ радостно объявили: сирийские власти признают Крым неотъемлемой частью России! Оказывается, председатель парламента САР Хадия Аббас заявила, что Крым был частью Советского Союза.
И добавила: «Сегодня Крым вернулся к своим истокам после свободного волеизъявления народа на референдуме в Крыму, что в результате напрямую отразилось на интересах жителей полуострова. Они приняли решение объединиться со своей страной. Вот что произошло! Мы признаем, что Крым — неотъемлемая часть России».
Заявление Хадии Аббас, что отношения между РФ и Сирией являются стратегическими и перспективными, добавив, что правительство САР будет работать над развитием данных отношений с РФ во всех сферах: политической, экономической, социальной и даже консульской.
Главное, впрочем, «официальная хроника» оставила за кадром. Россия к этому моменту стягивала силы к городу Алеппо — «северной столице» Сирии, и мировая общественность с минуты на минуту ждала его штурма.
В «ближнем кругу» Башара Асада по вполне понятным причинам предпочитали, чтобы Алеппо взяла штурмом и «зачистила» от террористов именно Россия. Переход под контроль Асада «северной столицы» Сирии открывал дорогу к решающему «силовому» успеху, но сделать это могла только Россия. Сирийская армия к этому моменту банально разбежалась, иранские «стражи исламской революции» и боевики «Хезболлах» справиться с вооруженной сирийской оппозицией не могли.
Это оказалось потруднее, чем расстреливать на улицах Тегерана студентов, протестующих против фальсификации выборов, или палить из «катюш» по поселкам на севере Израиля. Но и от России Асад ждал чего-то более существенного, чем воздушная поддержка, и признание Крыма казалось вполне логичной «платой». Алеппо вскоре «зачистили», и масштаб гуманитарной катастрофы был таким, что в мире заговорили о введении санкций против РФ.
После того, как Мурат Алтынташ в декабре того же года застрелил в Анкаре посла РФ в Турции Андрея Карлова, выкрикнув: «Это вам за Алеппо!», говорить о санкциях стало уже неудобно. А тем временем Россия продолжает все глубже «втягиваться» в сирийский конфликт. Жертвы среди самих сирийцев российские СМИ не считают. Но и в Россию с Ближнего Востока регулярно приходит все тот же «груз 200». И это не только «воздушная поддержка», но и «сапоги на земле», от военных инструкторов сирийских подразделений до «частных военных компаний».
А теперь о признании Крыма объявила Северная Корея. Та самая, чьи власти регулярно обещают нанести ракетный удар то по Сеулу, то по Токио, то по американской базе на острове Гуам. В США еще не отдали приказ атаковать КНДР, но и не скрывают, что военный вариант тоже рассматривается.
По последним сообщениям, два сверхзвуковых стратегических бомбардировщика ВВС США B-1B, которые во вторник осуществили полеты в районе Корейского полуострова, отрабатывали нанесение ракетных ударов по сухопутным целям КНДР с морского направления. Об этом сегодня сообщает Объединенный комитет начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи.
Самолеты, как пишет агентство Reuters, вылетели с авиабазы Андерсен на американском острове Гуам в Тихом океане и совершили подлет к Корейскому полуострову со стороны Японского моря, имитируя нанесение удара крылатыми ракетами по целям на востоке КНДР, а затем пересекли юг Корейского полуострова и, развернувшись над Желтым морем, повторили заход на цель с запада. Американских «стратегов» сопровождали японские и южнокорейские истребители F-15.
А теперь на таком фоне КНДР решает объявить о признании Крыма российским. И вряд ли без предварительного торга с Москвой, масштабы и содержание которого позволяет раскрыть статья в Gazeta Polska под красноречивым заголовком «Угрозы Кима, написанные кириллицей». По мнению газеты, «резкий рост напряженности на Корейском полуострове — это в первую очередь дело рук России. Москва помогла Пхеньяну развивать ракетную программу, а сейчас настраивает Ким Чен Ына против Америки и ее азиатских союзников».
Как уверено издание, «хозяин Кремля хочет по примеру Сирии превратить Корею в свой козырь на переговорах с американцами. Политика Москвы в отношении режима Кима, а также конфликта вокруг ракетной и ядерной программ Корейской Народно-Демократической Республики исходит как минимум из трех мотивов. Во-первых, Путин (примерно, как в Сирии) хочет любой ценой показать, что Москва может быть куда лучшим переговорщиком, чем Вашингтон.
Во-вторых, Кремль стремится убедить россиян, что их страна остается великой державой (свою роль играют в этом приближающиеся выборы). В-третьих, Россия надеется возглавить группу государств, недовольных доминированием США». И какой кровью уже на Дальнем Востоке обойдется признание Крыма российским со стороны КНДР, сегодня остается только гадать.