НУРАНИ
«Слова, которые нельзя говорить», именуют в «письменной речи» по-разному. Их называют «нецензурными», «нелитературными», «ненормативными», «обсценной лексикой». Есть и такое определение, как «непарламентские выражения». Но как быть, если подобная лексика звучит… ну, скажем, в городском совете столицы страны?
Между тем именно так развивались события в Совете старейшин Еревана. Сначала обсуждали вопрос о присвоении званий почетных граждан Еревана. Такой городской награды удостоились кинорежиссер Артавазд Пелешян, диктор Нара Шлепчян, поэт Размик Давоян и гендиректор Viva Cell Ральф Йирикян.
А если этот выбор не устроил дам — депутатов от партии «Еркир Цирани», то есть «Страна абрикоса». Как рассказывает «Новое время», «членам от фракции напомнили, что заседание не митинг, но урезонить крикливых дам не удалось. Они во всем обвиняли мэра и сказали, что решение он принимает единолично. Это вполне похоже на правду, если иметь в виду лес рук, которые обычно дружно поднимает совет старейшин. Те, кто «против», большая редкость. Такая традиция…». Но затем накал страстей возрос.
«Начались взаимные упреки вплоть до редко произносимых в приличном обществе выражений. Дальше — больше. Абрикосовые дамы были категорически против передачи в дар квартир певцу Рубену Матевосяну, актеру Рудольфу Гевондяну и балетному танцору Севаку Аветисяну, — продолжает газета. Члены Совета старейшин Левон Игитян и Астхик Геворкян, а также первый заммэра Камо Ареян мужественно и беззаветно бросились защищать честь своего беззащитного градоначальника. Стало неловко. В пылу борьбы Игитян назвал одну из членов партии женщиной легкого поведения, а Ареян посоветовал оппонентам «заткнуть пасть»».
«Политический класс» в Армении состоит не из «кисейных барышень» — это общеизвестно. Ереванская «Аравот» еще в середине «нулевых» с ужасом констатировала, что к власти в Армении приходит, по ее выражению, «шпана». Но все же выражения в стиле «заткни пасть» прямо в зале заседаний совета старейшин Еревана — это слишком даже по местным меркам.
«Состав нового совета старейшин Еревана очень быстро смог приобрести репутацию самого вульгарного и дешевого. Нескольких созванных заседаний было вполне достаточно, чтобы понять, что сложилась среда, где высокочтимые отбросы общества могут самопроявиться максимально свободно и безнаказанно. А сегодняшнее заседание совета старейшин стало апогеем сказанного» — сетует Shame.am.
Как того и следовало ожидать, на защиту своих соратниц встала лидер «Страны абрикоса» Заруи Постанджян, квалифицировав действия Левона Игитяна как хулиганство. Прозвучали и политические выводы: по ее мнению, поведение республиканцев на внеочередном заседании Совета старейшин Армении, их ругательства говорят о состоянии их души — их обуял страх.
«Если бы не боялись, то не было бы необходимости ни употреблять ругательства, ни выступать с подобными заявлениями. Они понимают, что лишатся своей доли. На данный момент они находятся в таких условиях, как в раю, и так как этот рай однажды может закончиться, они именно этого и боятся. Перед нами стоит задача не превратить их жизнь в ад, а изменить систему, и мы движемся в этом направлении. Мы отвергаем все те инструменты, с помощью которых они действовали в этой старой системе. Для нас это впредь уже бывшая система, которая себя исчерпала», — подчеркнула Заруи Постанджян.
Казалось бы, «республиканцам» бояться особо нечего. Серж Саргсян и его «команда» уверенно «рисуют» себе победы на всех выборах. Но эксперты предупреждают: не стоит исключать и «силовой вариант», в том числе и социальный взрыв. Который становится в Армении все более реальным.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Армянские СМИ со ссылкой на правительственные источники любят приводить оптимистичные прогнозы относительно местной экономики. Но, как предупреждают знающие люди, экономическая статистика нередко трудна для понимания. И не только потому, что обычному человеку с непрофильным образованием порой бывает непросто разобраться во всех этих «инфляционных ожиданиях», «дефляционных рисках».
Просто оценка, скажем, роста ВВП — это одно, а вот прогноз социальных рисков — уже другое. Здесь уже играют роль не «два процента роста» или «полтора процента падения», а еще и накопленный (или не накопленный) населением «финансовый жирок». Россия начала ХХ века — пример классический. С одной стороны, перед первой мировой страна демонстрировала завидные темпы экономического роста. Но, с другой, по-прежнему была отсталой и бедной.
И в результате вступление в первую мировую войну и нарастающие социальные проблемы (а война — дело дорогостоящее) привели здесь к социально-политической катастрофе. Уровень жизни, объясняли социологи и экономисты, упал во всех странах, но если немецкий или французский обыватель просто стал жить хуже и вынужден был даже «растрясти накопления», то для его российского брата по классу все это означало реальную нищету и голод.
Вот и в сегодняшней Армении неприятности не то чтобы катастрофические. Здесь растут цены на потребительские товары, в том числе мясо и масло. Представитель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Армении во время обсуждения в Общественном совете сложившейся ситуации подтвердил: процесс подорожания масла начался еще с мая прошлого года, и он пока не приостановлен. Потому вполне возможно, что этот процесс продолжится.
Резкое повышение цен на масло должностные лица объяснили подорожанием этого продукта на европейских рынках, особенно по части новозеландского масла, но от этого армянскому потребителю не легче. Тем более, что дорожает не только масло.
Так, председатель организации «Объединение осведомленных граждан» Даниел Иоаннисян в беседе с Tert.am сообщил: редко какие товары из 1400 товаров, подешевевших в результате вступления Армении в ЕАЭС могут понадобиться потребителю, вместо этого, свыше 7000 наименований товаров первой необходимости подорожали. Так, подешевели кондиционеры, таможенная пошлина на которые снизилась на 5%. Вместо этого повысились таможенные пошлины на ввоз телевизоров.
Только в результате повышения импортных ставок, которые теперь Армении придется приводить в соответствие с требованиями ЕАЭС, здесь подорожают: говядина — на 5%, замороженное или свежее мясо ягненка, мясо курицы подорожают на 10-15%. Импортная ставка на сыр «Шабцигер» повысится на 20%, плавленый сыр, рокфор, козий сыр — на 5%, Чедер — на 8.3 %. Действующая ставка на йогурты и кефиры с 10% повысится до 15%, на масло до 18.3%.
Теоретически страна могла бы нарастить собственное производство продуктов питания. Но… Армения по-прежнему ввозит большую часть продовольствия из-за рубежа. А ее сельское хозяйство продолжает погружаться во все больший упадок — главным образом в результате миграции. Вот и вспыхивают в Армении скандалы с «неблагонадежными» продуктами.
Газета «Жаманак» с ужасом констатирует: еще не успел затихнуть скандал вокруг азербайджанских яблок, неизвестным путем попавших на армянский рынок, как уже в сети супермаркетов «Нор Зовк» продается турецкая крупа булгур. Причем на коробке крупы булгур под названием Dosa четко указано, что продукт произведен и упакован в Турции. Как добавляет газета, турецкая крупа попала на армянский рынок без сертификата безопасности, в магазинах также нет копии сертификата безопасности, который в данном случае является обязательным условием, поскольку Турция считается страной, представляющей риск. Если даже к крупе и прилагался сертификат, то все равно здесь следовало бы провести лабораторное обследование, что не было сделано. Но… везти турецкий булгур в Армению по-прежнему прибыльно и выгодно.
А тем временем ереванский «Спутник» уныло констатирует: здесь лопнул очередной громкий проект. «Армения уже давно должна была стать производителем сахара и даже страной-экспортером. Подобное обещание семь лет назад, в октябре 2010 года, дали на церемонии открытия Ахурянского сахарного завода представители власти.
Согласно тем же обещаниям, строительство завода должно было способствовать развитию свекловодства в Ахурянском районе. С этой целью еще в 2008 году была даже установлена концепция развития свекловодства, — рассказывает агентство. — Семь лет спустя официальная статистика констатирует — только в первом полугодии 2017 года импорт сахара увеличился в 10 раз, в то время как отечественное производство сократилось. А в селах Ахуряна свекла практически не растет».
Словом, сладкая жизнь для Армении откладывается. Во всех смыслах.