Сабина АЛИЕВА
Равные права и равные возможности для каждого гражданина страны… Пожалуй, те страны, которые достигли данного уровня в своем развитии не на словах, а на деле, и правда могут гордо именовать свое общество высокоразвитым и демократичным. Для того, чтобы у всех граждан были равные возможности в достижении поставленных целей, необходимо создание соответствующих условий.
Если мы говорим о гражданах с ограниченными физическими возможностями, то без соответствующих условий их права и возможности ну никак не могут быть равными с теми гражданами, у которых все со здоровьем хорошо. Одним из прав, которым государство наделяет каждого гражданина своей страны — право на получение образования.
В законе «Об общем образовании» говорится о том, что дети с ограниченными возможностями могут получать образование в особых школах-интернатах или дома. Но в современном мире существует такое понятие, как «инклюзивное образование». Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В последнее время все разговоры об особых детях, их социализации в обществе, специализированном образовании для них мы ведем в весьма и весьма выдержанных выражениях. Говоря о них, мы как бы придаем всему этому «приличную», цивилизованную форму. Все стараются не называть диагнозов, не давать определений, все предельно корректно.
Однако это не означает, что общество, наконец, стало лояльным к таким людям, на самом деле за этой формой кроется наше желание оставаться в стороне от проблемы. Говорить, выбирая корректные выражения, — пожалуйста, но на этом все заканчивается. Трудно увидеть реальную нужду родителя ребенка-инвалида, трудно почувствовать его боль, понять сложности, с которыми он сталкивается каждый день, не став частью его жизни.
Убедиться в том, что общество страны по большому счету не готово к тому, чтобы принять в обычные образовательные школы детей с различными формами инвалидности, достаточно просто. Стоить поговорить с мамами детей, обучающихся в так называемых инклюзивных классах.
Недавно автор данной точки зрения общалась с родительницей, чей ребенок посещает частные подготовительные курсы к школе. Туда же приводят двоих детей с ДЦП. Так, женщина была крайне недовольна, говорила, что переведет оттуда своего ребенка по той причине, что считает, что подобное соседство «здорового ребенка с больными» (именно так она выразилась) негативно может повлиять на ее чадо.
«Мой ребенок уже начинает копировать походку одного из этих детей, мне и моему мужу это очень не нравится, я против инклюзивного образования и таким детям не место в обычных школах», — категорично заявила женщина.
Вот вам и ответ на вопрос, которым уже давно задаются некоторые зарубежные эксперты, мол, почему на постсоветском пространстве, несмотря на принятые законы об инклюзии в образовании, подвижек в данном вопросе до сих пор нет? Потому и нет, что психология граждан от принимаемых законов не меняется, а никто не спешит им ничего разъяснять. Да и сама система образования, начиная с неприспособленной инфраструктуры подавляющего большинства отечественных школ и заканчивая самими педагогами, не готова дать таким детям то, в чем они так нуждаются.
Кстати, на сегодняшний день системой инклюзивного образования в Азербайджане охвачено менее 0,5% детей с инвалидностью.
Надо сказать, что в международной практике система инклюзивного образования включает учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Эксперты утверждают, что кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Отметим, что на данный момент в Азербайджане проживает около 65 тысяч детей с инвалидностью, но инклюзивной системой из них охвачены всего 288 детей, что является мизерной цифрой.
Так как же возможно изменить данную ситуацию и вообще возможно ли это в условиях азербайджанской системы образования?
Единственный доступный способ сделать жизнь семей с особыми детьми частью социума, принять идею инклюзии, которая заключается во включении всех детей вне зависимости от состояния здоровья в общую жизнь. Но тут нельзя ограничиваться исключительно парой плакатов на остановках — вот идут дети с рюкзаками в школу, а вот рядом с ними едет ребенок-колясочник. При этом у всех радостные лица, а внизу подпись про «равные возможности».
Родители инвалидов, отдавая в сад или, тем более, школу своего необычного ребенка, задаются вопросами: «а потянет ли?», «а сможет выполнить?», «а будет соответствовать?»
И здесь кроется самая большая ошибка, из-за которой идея инклюзии в таком виде обречена на провал. Потому что на самом деле инклюзивное образование — это детальный, поэтапный и очень бережный процесс включения особенного ребенка в общую образовательную среду, которая должна учитывать его индивидуальные особенности и опираться на его сильные стороны. Пока мы не примем эту простую истину, инклюзивное образование так и будет оставаться лишь в теории…