НУРАНИ
Можно ли судить о политической ситуации в стране по «кино-музыкальным» предпочтениям ее граждан? Вопрос сложный. Во времена Великой депрессии в США рекорды били вовсе не «остросоциальные» ленты, а легкие водевильчики и комедии: проблем в жизни было более чем достаточно, и на экране хотелось легкости и развлечений.
В СССР на пике популярности были песни Владимира Высоцкого — так непохожие на официальную «причесанную» эстраду. Потом бил рекорды хит Виктора Цоя «Мы ждем перемен!» — потому что страна действительно ждала перемен.
Песня в исполнении Евгения Кемеровского «Братва, не стреляйте друг в друга!» и снятый по ней клип рекордов популярности не били. Но, без сомнения, тоже могут быть отнесены к своеобразным «памятникам эпохи» ранних «лихих девяностых», с их малиновыми пиджаками, «стрелками» и вооруженными «разборками», в результате чего одной из весьма прибыльных сфер не очень крупного бизнеса в России стала поставка роскошных гробов для все той же «новорусской братвы».
Не беремся утверждать, перевел ли кто-то песню Кемеровского на армянский язык. Только вот призыв «Не стрелять друг в друга» звучит для сегодняшней Армении более чем актуально. Здесь обсуждают очередной инцидент со стрельбой — на сей раз в Араратской области. Материалы по делу готовятся в Масисском отделе полиции.
По сведениям местных источников, 9 октября, в районе 22:50 по местному времени, в селе Норамарг местный житель Тигран Ованнисян внезапно услышал выстрелы. Стреляли, как показалось, по его дому. Тигран выскочил на улицу и увидел группу молодых людей, у одного из парней было охотничье ружье. Ованнисян сделал им замечание, на что один из собравшихся, некто Армен, пригрозил, что убьет его и сбросит в канал. Вскоре на место прибыла полиция, но молодых людей не обнаружила.
Тем не менее в СМИ уже просочились сведения, что стрелял 27-летний Армен Геворкян из села Мргавет Араратской области, директор агрономического предприятия «Грашк-айги» («Чудо-сад»). Он так же известен, как Армен Гогор: его отец Григор (Гогор) — бывший водитель экс-премьер-министра Овика Абрамяна.
Наверное, это происшествие можно было бы посчитать мелким и не заслуживающим внимания, если бы не некоторые обстоятельства. Прежде всего, «челядь олигархов» в Армении мелькает в разного рода криминальных сводках слишком часто — и, как правило, уходит от ответственности. Но куда важнее другое: за оружие здесь берутся не только персоны вроде Армена Гогора.
Не успела ереванская публика отойти от шока после автоматной стрельбы в медцентре «Армения», как местные СМИ и информагентства сообщили о новом пугающем происшествии: в Ереване ограбили филиал «Конверс-банка», похитили 96 млн. драмов (чуть больше 200 тысяч долларов США) и еще «применили насилие» в отношении управляющего.
Как теперь цедят сквозь зубы армянские правоохранители, 9 октября примерно в 11:00 предполагаемый преступник вошел в офис филиала «Конверс-банка» на улице Саят Нова и, «угрожая управляющему банком применением опасного для жизни насилия, а именно осуществлением взрыва в банке, потребовал от последнего и похитил денежную сумму в особо крупном размере. По предварительным подсчетам, была украдена наличность в разных валютах, эквивалентная 95.750.000 драмам».
Теперь следственным отделом по административным районам Кентрон и Норк-Мараш следственного управления Следственного комитета РА по Еревану возбуждено уголовное дело по факту разбойного нападения на управляющего филиалом банка ЗАО «Конверс-банк». В действиях преступника правоохранители усматривают действия, подпадающие под пункт 1 части 3 статьи 175 (разбой, совершенный в целях хищения имущества в особо крупных размерах) Уголовного Кодекса РА.
«Предпринимаются необходимые следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление обстоятельств произошедшего, обнаружение предполагаемого преступника. Произведен осмотр места происшествия. Исходя из интересов следствия, иные подробности на данном этапе расследования не подлежат разглашению» — рапортует «Следком».
Банки, конечно, в Армении грабили и раньше. Здесь случались ограбления сберкасс, а в 1977 году двоюродные братья Калачян умудрились обчистить даже Госбанк Армянской ССР — таких уголовных «прецедентов» на тот момент в СССР еще не было. Правда, в 1977 году грабители предпочитали действовать тихо и не привлекать к себе внимания. А вот то, что произошло в филиале «Конверс-банка», заставляет вспомнить о другом событии — захвате Оттоманского банка в Стамбуле 26 августа 1896 года.
Тогда дашнакские боевики, угрожая самодельными бомбами, тоже захватили заложников в главном банке Османской империи. Другое дело, что тогда имела место не простая уголовщина, а политический террор: дашнаки то ли пытались таким образом вынудить правительство Османской империи к выполнению собственных требований, то ли привлечь к «армянскому делу» внимание европейской общественности. Так или иначе, о соучастниках того захвата сегодня в Армении говорят как о героях.
А кое-кто, наслушавшись этих рассказов, воспринял «акцию» дашнаков в Оттоманском банке как руководство к действию. 24 августа 2016 года, через 120 лет после захвата Оттоманского банка в Стамбуле, уже в Москве, на улице Большая Никитская, в отделение Ситибанка вошел некий Арам Петросян, 55 лет, заявил, что захватывает присутствующих в заложники, и угрожал им самодельной бомбой: у него на груди действительно висело некое устройство с проводами.
В момент захвата в помещении находились 15 человек, девять из них, в том числе беременную женщину, злоумышленник отпустил сразу. Одним из оставшихся заложников оказался заместитель главного редактора Информационного агентства России ТАСС Глеб Брянский. Он передавал с помощью мессендежера на смартфоне информацию о происходящем в агентство, сотрудники которого сообщали ее правоохранительным органам.
В конце концов Петросяна удалось уговорить отпустить заложников и сдаться полиции. «Взрывное устройство», которым он угрожал, оказалось муляжом, но специалисты предпочитают в таких случаях не рисковать. По версии следствия, Петросян задолжал банкам и физическим лицам более 10 млн руб. и хотел таким оригинальным образом привлечь внимание к своему бедственному финансовому положению.
По результатам психолого-психиатрической экспертизы, проведенной в сентябре 2016 года в Институте имени В.П.Сербского, Петросян был признан вменяемым. Правда, у него было выявлено истерическое расстройство.
И по меньшей мере показательно, что ереванская «Лрагир», комментируя еще по горячим следам инцидент в Ситибанке, отметила: «Арам Петросян мог бы сделать более сильный ход. Например, провозгласить себя Одержимым из Сасуна и потребовать деколонизации Армении. Это могло стать прецедентом и положить начало деколонизации».
Напомним: «одержимыми из Сасуна», или «Сасна црер», называли себя террористы, захватившие летом 2016 года в Ереване полицейскую базу. Понятно, что для настоящей деколонизации Армении надо начинать с нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией, но «Лрагир» такого не напишет. Но этот ее комментарий — красноречивое свидетельство, что в Армении значительная часть политического класса готова принять террор в качестве вполне допустимого метода борьбы. Во всяком случае, профессиональный террорист с ливанским опытом Жирайр Сефилян, находящийся в тюрьме (власти Армении обвиняют его в попытке организации вооруженного мятежа, частью которого и был захват полицейской базы), призвал создать в Армении «фронт национального сопротивления».
И даже составил список тех, кто, по его мнению, может туда войти. В нем, как утверждается, 31 имя, в том числе лидеры альянса «Оганян — Раффи — Осканян» — Сейран Оганян, Раффи Ованнисян и Вардан Осканян. Бывший министр обороны Армении Сейран Оганян положительно оценил формирование фронта национального сопротивления.
Председатель партии «Демократическая Родина, осуществляющий работы по координации фронта, отметил в беседе с корреспондентом газеты, что предусматривалась встреча с Сейраном Оганяном, однако она по каким-то причинам не состоялась и в ближайшие дни состоится. А пока армянский оппозиционный фланг проводит встречи и переговоры, утрясая формирование «фронта». А это уже делает «войну всех против всех» в сегодняшней Армении вполне вероятным сценарием.
Власти, правда, это не особенно пугает. Как утверждают знающие люди, в соглашениях об объединенной группировке войск России и Армении, недавно ратифицированной армянским парламентом, есть пункт, предусматривающий защиту не только от внешних, но и от внутренних врагов. А значит, полагают в «ближнем круге» Сержа Саргсяна, в случае чего на улицы Еревана выйдет российская бронетехника.
Как свидетельствует история, Хафизулла Амин, афганский диктатор, пригласил в Кабул для своей защиты так называемый «мусульманский батальон» — советское «спецподразделение», набранное из числа представителей народов Центральной Азии, тех, кто и по внешнему виду, и по языку мог сойти за афганцев.
Правда, он даже в страшном сне не мог себе представить, что именно этот «мусульманский батальон» сыграет решающую роль в штурме президентского дворца в Кабуле в ночь на 24 декабря 1979 года, в результате которого Хафизулла Амин будет убит.
Впрочем, так глубоко афганскую историю в Ереване вряд ли изучают.