НУРАНИ
На Южном Кавказе предпринимаются усилия по возобновлению переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.
И хотя переговоры еще по-настоящему не стартовали, эксперты отмечают: у Армении уже есть все основания чувствовать себя проигравшей.
— Во-первых, как о том заявил уже бывший сопредседатель Минской группы от США Ричард Хогланд, обсуждается на переговорах вывод войск из семи районов, окружающих бывшую НКАО.
— Во-вторых, Армении, которая вскоре после апрельских боев выдвигала множество условий своего возвращения за стол переговоров, приходится к этому диалогу возвращаться, не добившись ни отвода снайперов, ни размещения «устройств видеофиксации».
— В-третьих, по-прежнему за бортом переговоров — ханкендинские марионетки Еревана, которых здесь всячески стараются выдать за самостоятельную фигуру и даже выдвинуть на первый план. А пока что используют любую возможность «мелькнуть в новостях».
Так, по сообщению Tert.am, «министр иностранных дел» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) новоявленной «Республики Арцах» Масис Маилян принял членов законодательного органа американского штата Калифорния.
Приветствовав визит парламентариев Калифорнии в «Арцах», Маилян что-то там говорил о важности принятия совместной резолюции Ассамблеи и Сената Калифорнии в поддержку «независимости Арцаха» и выражал уверенность, что международное признание «независимости НКР» станет важным вкладом в укрепление мира и безопасности в регионе.
О том, что решение местных властей — это не международное признание, что законодатели отдельных штатов, городских собраний и т.д. такие вопросы не решают в принципе, понятное дело, умолчал.
Зато с удовольствием развешивал «словесные кружева», что, оказывается, за последние годы была создана хорошая основа для развития отношений между «Арцахом» и Калифорнией в различных сферах, и настало время придать взаимодействию практический характер. В этом контексте стороны обсудили перспективные направления сотрудничества.
«В переводе»: визиты лоббистов и демонстративные «вечера солидарности» — это хорошо, но господину Маиляну и компании хотелось бы получить от Калифорнии реальные инвестиции. Но вот незадача: калифорнийский бизнес, в том числе и представленный этническими армянами, во внеправовое пространство не торопится.
А днем ранее тот же Масис Маилян удостоился аудиенции у главы МИД Армении Эдварда Налбандяна. Это была их первая встреча после того, как Масис Маилян возглавил «МИД» этого никем не признанного «недогосударства».
Еще в конце сентября газета «Жаманак», ссылаясь на собственные источники, писала, что для уже бывшего «главы МИД» так называемой «Нагорно-Карабахской Республики» Карена Мирзояна отставка стала неожиданностью. Он узнал о ней лишь за несколько дней до опубликования состава нового «правительства», как пышно в Армении именуют созданный в Ханкенди оккупационный режим.
«Решение Бако Саакяна пришлось Мирзояну не по душе, хотя, согласно официальной версии, министр сам написал заявление об уходе с должности по семейным обстоятельствам. По нашим сведениям, он не будет отправлен в кадровый резерв и получит новую должность. Недовольства работой Карена Мирзояна нет, просто Бако Саакяном предпринята попытка назначить «главой МИД» некогда своего противника (Масиса Маиляна, «Новости Армении» — NEWS.am), создав этим в Карабахе фон демократии. Не исключено, что Карен Мирзоян будет назначен новым представителем «НКР» в Армении», — отмечает «Жаманак».
Однако не исключено, что спешная отставка Мирзояна действительно произошла по его собственной инициативе. Во-первых, здесь самое время вспомнить нашумевшую «утечку»: в середине сентября газета «Айкакан жаманак» сообщила, что в качестве претендентов на пост президента Армении после апреля 2018 года муссируются имена нескольких кандидатов, назвав среди них председателя Конституционного суда Гагика Арутюняна, Артура Багдасаряна, а также… » экс-президента» Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, даже Артура Багдасаряна.
«Недавно в прессе появились сведения о том, что выбор остановился на кандидатуре Аркадия Гукасяна, с которым Серж Саргсян находится в теплых отношениях», — указывала газета, напоминая, что «на посвященном Дню независимости официальном мероприятии в административном комплексе Минобороны Армении присутствовал также Аркадий Гукасян. Он стоял в первом ряду, между Бако Саакяном и Кареном Карапетяном. В этом же ряду находились также глава Конституционного суда Гагик Арутюнян, спикер парламента Ара Баблоян, два католикоса, «президент НКР» Бако Саакян, премьер-министр Армении и министр обороны».
Более того, от внимания газеты не ускользнуло, что свое выступление Серж Саргсян начал так: «Президент «Республики Арцах», господин Бако Саакян! Ваше Святейшество, Католикос всех армян и Верховный Патриарх Гарегин II!, Ваше Святейшество, Католикос Великого дома Киликийского Арам I!, «Бывший президент Республики Арцах», господин Аркадий Гукасян! Досточтимые гости! Дорогие соотечественники!».
Подобная честь впервые оказывается Аркадию Гукасяну, отметила газета, добавив что «подобный жест Сержа Саргсяна может иметь прямую связь с его желанием видеть Аркадия Гукасяна на посту президента Армении после 2018 года. Напомним, что, согласно новой Конституции РА, президента будет избирать совет выборщиков, который состоит из депутатов Национального собрания и равного количеству депутатов представителей органов местного самоуправления, то есть, если Серж Саргсян решит, что следующим президентом Армении должен стать предыдущий «президент Арцаха», правящая Республиканская партия претворит в жизнь это решение».
В самом деле, Армения переживает весьма интригующий этап политической жизни. Весной 2018 года здесь вступают в силу изменения, внесенные в Конституцию страны, а значит, львиная доля государственных полномочий перераспределяется от президента к премьер-министру.
Что уже предопределяет основные направления «политического гадания» в Армении: кто возглавит правительство? Останется ли на этом посту Карен Карапетян или же Серж Саргсян, как и планировалось, пересядет из президентского кресла в премьерское, прихватив с собой изрядную долю полномочий? И если так, то кто займет пост главы государства? Будет ли это кто-либо из «ближнего круга» Сержа Саргсяна или, наоборот, человек, приближенный к Карену Карапетяну?
Вполне логично, что на этом фоне Карен Мирзоян решил, что перед ним открываются заманчивые «кадровые перспективы», и решил быть поближе к месту событий. И хотя смена поста «министра иностранных дел» на должность «представителя» — явный «кадровый обвал», «представитель» все же будет находиться в Ереване, а не в Ханкенди.
И иметь возможность невзначай с кем-то встретиться, ну, скажем, в ереванском «шашлычном переулке», что-то обсудить, или, перефразируя классика, «там Моську вовремя погладить, тут впору карточку втереть».
Только вот вполне возможно, что все куда проще. И Карен Мирзоян прекрасно понимает: события на переговорах складываются не лучшим для армянской стороны образом, на линии фронта — тем более. А здесь — и об этом вряд ли стоит напоминать — любое не выгодное Еревану развитие событий ударит прежде всего по «карабахцам».
Вот и пытается Карен Мирзоян проделать тот же маневр, что и жители села Талыш после наступления азербайджанской армии, то есть бежать с чемоданами в руках в направлении признанной армянской границы. Другое дело, что хочет он это проделать с большим комфортом, чем его земляки из села Талыш. И уж тем более не станет раскрывать перед ними мотивы своих «кадровых рокировок».