О.БУЛАНОВА
Довольно любопытен такой вид наказания, как ссылка. В качестве меры уголовного наказания ссылка в европейских государствах была введена еще в XV-XVI вв. Из Великобритании преступники ссылались в Америку (до 1776 г.) и в Австралию (до 1852 г.), что служило также целям заселения новых территорий.
Широкое распространение получила ссылка (релегация) рецидивистов из Франции, откуда их (до 1946 г.) ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Особым видом ссылки во Франции была депортация. В некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 70-х гг. ХХ в.
Однако в России ссылка очень скоро стала репрессивным методом в основном против лиц, совершивших политические преступления. Сформировалось это наказание в XVI-XVII вв., а наибольшее распространение получила в XIX — начале XX вв.
Первоначальная ее форма — «выбытие вон из земли», т.е., переселение с места постоянного жительства в другое по указанию царя. Обычно эта мера применялась в отношении населения присоединенных городов (например, Новгорода, Пскова); со времени царствования Ивана IV она получила широкое распространение, являясь выражением опалы, которой царь подвергал своих ослушников. Параллельно развивалось и значение ссылки как меры, заменявшей иные наказания, преимущественно смертную казнь.
В XVII в. ссылка уже входит в карательную систему, и Уложение 1648 г. использует ее весьма широко, присуждая за самые разнообразные деяния. В русском праве ссылка понималась в высшей степени своеобразно. Если на Западе государство стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правительство к этим целям присоединяло еще третью: извлечение из личности преступника и его труда наибольшей выгоды для государства.
Преступник ссылался и этим очищал город, в котором совершил преступление; уже в самом факте переселения русское право видело достаточное наказание. Но по прибытии на место ссылки преступник оставался на свободе и занимался тем делом, на которое был привлечен. Этим объясняется и большое разнообразие местностей, куда ссылались преступники (малороссийские города, Севск, Сибирь), и чрезвычайная индивидуализация наказания по виду работ. Так, различались ссылка на пашню, посад, службу.
При Петре I получили осуществление идеи Виниуса о создании своего галерного флота и о его снабжении гребцами из числа преступников. Но Петру I рабочие руки нужны были не только на галеры. В Петербург, Гогервин (Балтийский порт), на Даурские и Нерчинские рудники, в Оренбургский край — словом, во все места, где нужен был тяжелый труд, направлялись ссыльные.
Принудительные работы получили техническое название каторжных (от тюркского слова «каторга» — гребное судно, галера). Они разделились на корабельные, адмиралтейские, портовые, рудниковые и заводские; при Павле I была осуществлена попытка классифицировать ссыльных по свойству работ.
Наряду с ссылкой на каторжные работы практиковалась и ссылка на поселение. Поселенцам предписывалось выделять землю, давать семена и инструменты, освобождать первое время от податей. Сибирские заводы, рудники и фабрики были не в состоянии вместить то количество ссыльных, какое им доставлялось ежегодно; спрос на них падал вследствие нежелания частных лиц пользоваться услугами уголовников. К тому же уголовные законы долгое время не содержали четких разграничительных понятий о поселении и каторге и их взаимном соотношении. Да и организация управления ссылкой была в высшей степени несовершенна. Некоторое упорядочение внесло лишь Уложение 1845 г. и позднейшие узаконения.
Во всех степенях ссылка на житье сопровождалась лишением всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, следовательно, относилась к группе наказаний исправительных; при этом она применялась лишь к привилегированным, а для непривилегированных заменялась заключением в исправительных отделениях или в тюрьме с лишением тех же прав.
Уложение от 22 марта 1903 г., согласно закону 1900 г., не содержало ссылки на житье, сохранив каторгу и поселение. Ссылка же на поселение разделялась на 2 степени: в отдаленнейшие места Сибири; в места Сибири, не столь отдаленные (отсюда и пошло выражение «Места, не столь отдаленные»).
Особым родом ссылки осталась ссылка на поселение в Закавказье для раскольников, причем срок их наказания истекал с момента изъявления ими желания присоединиться к православию; в этом случае они возвращались во внутренние губернии, а при повторном впадении в ересь ссылались в Закавказье уже бесповоротно.
Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению.
Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
К месту назначения ссыльные направлялись пешеэтапным порядком, а также по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, на переменных и почтовых лошадях. Средства к жизни поселенцы добывали или собственным трудом, или иждивением сельских обществ, к которым были приписаны, за что последние получали часть арестантского содержания.
Ссыльные имели право приобретать движимую и недвижимую собственность и вступать в брак; женатые и замужние, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли увольняться на частные золотые прииски.
По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и поселяться во всех сибирских губерниях; если же они вели себя благопристойно и занимались полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых центральное место занимали телесные наказания.
На таком же режиме содержались и водворяемые в Сибири бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.
Первое законодательное упоминание о ссылке политической относится к 1582 г., но она практиковалась и ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. В период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей (П.А.Толстого — в Соловки, А.Д.Меншикова — в Березов и т.д.).
Массовый характер ссылка политическая приобрела после указов 1753-1754 гг., отменивших смертную казнь и вводивших взамен нее вечную каторгу. Каторга сочетала лишение свободы с особо строгим режимом и привлечением заключенных к тяжелому физическому труду. Труд каторжан использовался при строительстве крепостей, флота, на рудниках (Нерчинская каторга).
В 1822 г. были выработаны и приняты Устав о ссыльных и Устав об этапах в сибирских губерниях, которые касались и ссылки политической. С 1826 г. общий надзор за ссылкой политической осуществляло Третье отделение.
Во 2-й четверти XIX в. на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлены декабристы и петрашевцы. В 1831 г. в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания 1830-1831 гг. Любопытно, что политические ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т.д. В 20-е гг. XIX в. ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска.
Уложение о наказаниях 1845 г. устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления как уголовные, так и политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка как ссылка «по высочайшему повелению» (А.С.Пушкин, А.И.Герцен, Н.П.Огарев и др.).
В 50-х гг. XIX в. право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы — наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и др.
В конце 70 — начале 80-х гг. XIX в. правительство и местная администрация широко применяли административную ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиционного движения. За апрель 1879 — июль 1880 гг. было сослано в административном порядке 575 лиц, из них 130 — в Сибирь.
Положение о полицейском надзоре 1882 г. лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на государственной или общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью. Произвол администрации вызывал протесты и выступления политических ссыльных (Якутская трагедия 1889 г., Якутский протест 1904 г.).
Основными местами ссылки политической становятся Забайкалье (Карийская каторга, Нерчинская каторга), Якутская область (Якутская ссылка), Иркутская губерния (Верхоленская ссылка), Томская губерния (Нарымская ссылка) и Енисейская губерния (Енисейская ссылка).
В XIX в. в Енисейскую ссылку были отправлены декабристы М.В. Петрашевский, который умер в Енисейской ссылке, польские повстанцы 1830 и 1863 гг., революционные народники и др. В 1863 г. в Енисейской губернии жили 44 994 ссыльных, что составляло 1/7 от всего населения губернии.
В начале 90-х гг. в Енисейскую ссылку были сосланы первые социал-демократы. С 1897 по 1900 гг. в с. Шушенское Минусинского уезда находился В.И.Ленин. Одновременно ссылку отбывали А.А.Ванеев, Н.К. Крупская, Г.М.Кржижановский, В.К.Курнатовский, П.Н.Лепешинский, О.Б Лепешинская, В.В.Старков и др.
После поражения революции 1905-1907 гг. начался период массовой ссылки в Енисейскую губернию большевиков и революционных рабочих. С 1913 г. в Енисейской ссылке (в Туруханском крае) находились Я.М. Свердлов, И.В. Сталин и др. После Февральской революции 1917 г. Енисейская ссылка была ликвидирована.
Исчерпывающих данных о количестве водворенных в Сибирь политических и государственных преступников в течение XIX — начале ХХ вв. нет. По сохранившимся данным Тюменского приказа о ссыльных, за 1864-1869 гг. и 1876-1894 гг., т.е. примерно за 30 лет, в регион проследовало 25 473 политических ссыльных. За 1905 — февраль 1917 гг. сюда сослали еще 17 139 человек, и в канун Февральской революции 1917 г. в Сибири находилось не менее 9346 политических ссыльных и 485 политкаторжан, всего 9831 человек.
К началу ХХ в. в Сибири находилось 298 577 ссыльных, из них около половины административных. Царское правительство, ограничив ссылку по уголовным делам, продолжало ссылать «политических» в «места отдаленные» (Сибирь) и в «места не столь отдаленные» (европейские губернии России).
После Октябрьского переворота 1917 г. было создано Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, члены которого внесли значительный вклад в изучение истории ссылки политической.
Однако уже в 1924 г. ссылка как самостоятельный вид наказания была введена в советском уголовном праве и закреплялась в дальнейшем в УК всех союзных республик. Просуществовал этот вид наказания до 90-х гг. XX века.