За рубежом, Эхо

Армения опять не идет на Запад, а винят в этом Азербайджан

armenia-eaes-eeuНУРАНИ

Очередная ереванская «прогулка на Запад» закончилась — развитие событий в Армении продемонстрировало это еще раз. Предложенный оппозицией проект о выходе Армении из ЕАЭС, который здесь собирались рассматривать в «ускоренном порядке», провалился. Причем безнадежно. «За» проголосовали 10 депутатов, «против» — 79, передает парламентский корреспондент Новости Армении — NEWS.am. Tert.am, в свою очередь, уточняет: против голосовали депутаты от РПА, некогда оппозиционного блока «Царукян» и АРФ «Дашнакцутюн».

Позиция дашнаков, конечно, хороший повод задуматься, насколько оторваны от реальности надежды ереванских же западников, что именно армянская диаспора поддержит стремление Еревана выйти из-под политического контроля Москвы (если, конечно, это стремление продвинется дальше оппозиционных инициатив, которые правительство успешно душит в зародыше).

Дискуссия, тем не менее, заслуживает внимания. После того, как министр обороны Армении Виген Саркисян анонсировал новые оружейные «транши» из России, особенно педалировать тему «поставок оружия в Азербайджан и предательства исторического союзника» «елковцы» не решились. Но зато вовсю апеллировали к экономическим реалиям. Правда, даже в изложении самих сторонников оппозиционного блока все выглядело как-то вяло и блекло.

Так, депутат Мане Тандилян бодро заявила: выйдя из состава Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Армения сможет довести до конца соглашение об ассоциации с Евросоюзом, вокруг которого годами велись переговоры.

«Соглашение откроет для экспорта армянских товаров и услуг путь на европейский платежеспособный рынок, даст множество других преимуществ. Кстати, уже неопровержим тот факт, что действующие на европейском рынке законы и бизнес-культура более либеральны и справедливы», — сказала она. Затем решила «ударить цифрами»: соглашение позволило бы увеличить ВВП Армении на 2,3%, доходы госбюджета — на 146 млн драмов, объемы экспорта — на 15%, заработные платы — на 2,7%, количество рабочих мест — на 7%.

Только вот… учитывая глубину «ямы», в которой находится экономика Армении, эти цифры, даже став реальностью, «погоды» в Армении, увы и ах, не сделают. Тем более что нет и ясности, что собирается экспортировать в Европу Армения, особенно в своем нынешнем «зажатом» положении.

Заявления экзальтированных представителей зарубежной диаспоры «мы хотим покупать армянское, но в магазинах турецкие товары!», возможно, проливают кому-то бальзам на душу и на уши, но вот одних только делегатов форума «Армения — диаспора» для того, чтобы армянские товары нашли покупателей на европейском рынке, еще недостаточно. А если вспомнить, как в самой Армении расхватывали с прилавков и яблоки в коробках с надписью Product of Azerbaijan, и произведенные в нашей стране конфеты, и многое другое, сомнений не остается: во-первых, экспортный потенциал самой Армении не очень-то велик. А во-вторых, проявлять патриотизм у прилавка труднее, чем говорить правильные слова с трибуны.

Более того, представители правящего лагеря тут же напомнили, что Армении придется в случае выхода из ЕАЭС распрощаться с поставками в страну российских энергоносителей по «внутренним» ценам. Арташес Гегамян, еще один депутат от РПА, предупредил: с выходом из Евразийского союза Армения только на газе потеряет $360 млн.

В 2016 году Армения импортировала 1 млрд. 900 млн. куб.м российского газа по $150 за кубометр. При выходе из ЕАЭС эта цена, естественно, выйдет на уровень других стран СНГ. К примеру, Молдавия покупает газ за $339. При условиях одинакового импорта дополнительные затраты составят 360 млн. долларов. «И эти деньги лягут на плечи наших производителей. То есть, наши товары станут неконкурентоспособными», — подчеркнул Гегамян. Не нужно забывать, добавил депутат от РПА, что подорожает и себестоимость электричества с тепловых электростанций (на российском газе генерируется 10-12% электричества Армении). «Кроме того, Армянская АЭС работает на реакторе типа ВВЭР, который потребляет исключительно российское ядерное топливо», — заключил Арташес Гегамян.

Депутат от правящей Республиканской партии Армении Айк Бабуханян сначала попытался обвинить депутатов «Елка» в отсутствии логики: нельзя, мол, связывать все нынешние беды Армении исключительно с ее членством в ЕАЭС.

«По такой логике я могу сказать: раз уж Армения с 2003 года состоит в Совете Европы, то, быть может, нам следует увязать все упущения именно с этим? Или можно пойти дальше — добраться до сотрудничества с МВФ, Всемирным банком. Что же, давайте видеть корни всех бед в этом и создавать комиссии по исключению сотрудничества с этими структурами», — гремел парламентарий, напоминая, что многоаспектное сотрудничество с главным стратегическим союзником Армении — Россией — осуществляется именно через ЕАЭС и ОДКБ. А затем вполне в духе «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым» бухнул: «И в конце концов, это цивилизационное сотрудничество. Чего вы хотите? Перенести сюда неолиберальные европейские ценности, гей-парады, меньшинства, секты и прочее?! Это то, что на сегодня диктуется рядом наших партнеров. Хотите варианта с Украиной и Молдовой?!»

Главный аргумент, однако, озвучил вице-спикер парламента от «республиканцев» Эдуард Шармазанов. Вдохновившись, по всей видимости, словесными угрозами северокорейских дипломатов и дикторов, господин Шармазанов назидательным тоном изрекал с трибуны: дескать, вопросом номер один нашей политической жизни остается укрепление безопасности РА и «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), под укреплением безопасности подразумевается мирное урегулирование карабахской проблемы, международное признание «Республики Арцах», осуждение «геноцида армян» и борьба с политикой отрицания.

«Именно эти акценты содержались в речи президента Армении на 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Во-первых, президент Саргсян четко заявил: «Республика Арцах» не может иметь более низкий статус и пользоваться меньшей свободой, чем сегодня. Во-вторых, данный конфликт не является территориальным спором между Арменией и Азербайджаном, это вопрос реализации права на самоопределение,» — уверял Шармазанов. После чего, заученно обвинив Азербайджан в «армяноненавистничестве» и «расизме» и с той же степенью оторванности от реальности провозвестил, что, оказывается, «международное признание «Арцаха» — лишь вопрос времени».

А затем, наконец, высказал главное, ради чего и задумывался весь «фестиваль» обещаний для своих и оскорблений для чужих: нужно не пересматривать внешнеполитические приоритеты, а углублять связи в сфере безопасности с ОДКБ, ЕАЭС и отказаться от авантюристского пути. «Нужно понять одно: сегодня задача номер один — «не навреди». Очень важно, что в октябре на территории Армении пройдут учения ОДКБ», — сказал Шармазанов. «В переводе»: не забывайте, господа, кто нам дарит «Искандеры».

Ему, правда, попытались возразить. Депутат от «Елка» Саун Микаелян завил с трибуны: «Мы должны быть, как равный с равными. А здесь Назарбаев заявляет, что мы должны войти в ЕАЭС без Карабаха. Это недопустимо. Главе Армении никто не должен грозить пальцем. Нас должны воспринимать как суверенное государство».

Только вот, как выяснилось, уважать территориальную целостность соседей от Армении требует не только Назарбаев. Инициатива «Елка» совпала с новым всплеском дискуcсий о подписании между Арменией и ЕС того самого «большого соглашения». Где дискуссии, в общем-то, и нет — власть заверяет, что соглашение она подпишет, оппозиционные фракции постоянно намекают на подозрения, что этого ей не позволит сделать Москва.

И вот на этом фоне ереванская «Лрагир» высказала — подберем самый мягкий эпитет — весьма любопытную мысль. Оказывается, подписание соглашения Армении с ЕС собирается сорвать… такой-сякой Азербайджан!

По версии «Лрагир», «надо полагать, что Азербайджан пытается внести в текст соглашения пункт о «территориальной целостности», но ЕС настаивает на другом определении. ЕС все последние годы говорил об урегулировании карабахского конфликта на основе принципов территориальной целостности, самоопределения и неприменения силы. Если ЕС согласится внести в текст соглашения пункт о территориальной целостности и не станет настаивать на самоопределении, это будет значить, что Евросоюз изменил своей многолетней стратегии.

Это также будет означать, что ЕС включает в границы Азербайджана Карабах, хотя тот же ЕС осуществляет целый ряд проектов в Карабахе и не оспаривает его право на самоопределение. Но самое главное — упоминание о территориальной целостности Азербайджана без ссылки на самоопределение может стать причиной, по которой Армения откажется от подписания соглашения с ЕС. Текст соглашения Армении и ЕС уже парафирован, на днях в Ереване был комиссар по вопросам соседства Йоханнес Хан, но и он не снял сомнения в том, что соглашение будет подписано».

А вот это куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. И дело даже не в том, что общественное мнение Армении, судя по всему, готовят к отказу от подписания соглашения с ЕС, и в качестве «безотказного» аргумента избраны «козни Азербайджана».

Важно другое: в Армении постепенно начинают понимать, что рассчитывать на «международное признание самоопределения по-армянски» не приходится. В особенности на европейском направлении. И тогда уже провал инициативы «Елка» о выходе из ЕАЭС получает совсем другое «прочтение»: Армения меняет свою «евромечту» не на дешевый газ, а на продолжение оккупации Карабаха при поддержке РФ. И это уже серьезный повод задуматься о реальных приоритетах политики России в регионе.