НУРАНИ
У каждой страны, в особенности небольшой и «закрытой», есть свое, если угодно, «окно в мир». Для граждан бывшего СССР это была в первую очередь Финляндия, дружественная Москве, но все же не социалистическая страна, где можно было увидеть, как в действительности выглядит мир, где есть богатые и бедные, «эксплуатация человека человеком» и прочие «страшилки» из курса научного коммунизма.
В случае же с Северной Кореей роль такого не окна даже, а «форточки», и не во внешний мир, а в другую комнату, откуда просто видно улицу, играет Китай.
Сюда ездят за ширпотребом, здесь пытаются сбыть северокорейскую продукцию, от алкоголя до женьшеня, и именно оттуда, при должной решимости, перебираются на юг — в Республику Корея. Китай до последних недель считался основным партнером КНДР, закупал северокорейский уголь, поставлял туда множество товаров и вел весьма активный бизнес.
Но теперь «китайская форточка» грозит захлопнуться. Согласно последним данным, опубликованным министерством гражданских дел КНР, все больше граждан Северной Кореи, ранее работавших на территории Китая, возвращаются на родину. Миграционные потоки связаны с решением властей закрыть все совместные с КНДР предприятия и организации.
Кроме того, китайские власти ужесточили правила выдачи и продления виз, что сделало официальное нахождение граждан КНДР на территории Китая практически невозможным. Китайские чиновники считают, что принятые меры позволят повлиять на Пхеньян, который, по мнению властей КНР, должен немедленно отказаться от ракетных испытаний и сесть за стол переговоров, пишет «Сина синьвэнь».
Как напоминает агентство «Регнум», еще 28 сентября Пекин опубликовал предписание о закрытии всех совместных с КНДР предприятий в 120-дневный срок. Официальный Вашингтон по-прежнему придерживается политики дипломатического давления на Пхеньян и призывает союзников делать больше, дабы увеличить это давление, сообщила в ходе регулярного брифинга в Белом доме представитель ведомства Сара Сандерс.
«Мы по-прежнему поддерживаем активное дипломатическое давление на Северную Корею. Мы продолжаем это делать. Сейчас не время для прямых дискуссий с Северной Кореей. Мы призываем наших партнеров и союзников делать больше», — цитируют ее журналисты.
Как надеются многие эксперты, столь ощутимое экономическое давление должно заставить Пхеньян «снизить тон», а это уже поможет избежать «силового варианта», которое не хотят ни в Пхеньяне, ни в Вашингтоне, но который становится все более реальным. Вернее, пугающе реальным. И ответ на вопрос, будет ли война, эксперты порой пытаются отыскать в самых неожиданных источниках.
«Проходящее на этой неделе в немецкой горной деревне соревнование по фигурному катанию хотя и идет в начале сезона и интересно только ограниченному кругу людей, может решить судьбу мира — или, по крайней мере, зимних Олимпийских игр 2018 года», — сообщает The Wall Street Journal.
«Пока ни один северокорейский спортсмен не прошел квалификационный отбор на Олимпийские игры, которые состоятся в феврале следующего года в соседней Южной Корее. Многие считают, что Игры станут соблазнительной и близкой мишенью для все более воинственной Северной Кореи, — говорится в статье. — В то же время участники Игр из Северной Кореи были бы лучшим страховым полисом от полуостровных интриг и помогли бы почувствовать себя увереннее национальным олимпийским комитетам, сомневающимся сейчас по поводу участия в Олимпиаде, таким, как Франция».
Правда, есть ли у представителей Северной Кореи реальная возможность попасть на Игры, вопрос открытый. «Хорошая новость: у Рем и Кима есть реальный шанс, в полном соответствии с максимой Пьера де Кубертена: «На Олимпийских играх главное — не победа, а участие». Плохая новость: лед скользкий, а правила распределения мест на Олимпиаде довольно жесткие, даже если не исключена возможность ядерной войны», — иронизирует издание.
Впрочем эксперты предупреждают: индикатор этот весьма ненадежный. Тем более что присутствие собственных граждан в Сеуле вряд ли остановит Пхеньян, где и не думают снижать риторику. Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) обнародовало заявление, в котором Северная Корея угрожает Японии ядерной войной, если это государство продолжит «давление» на КНДР.
«Давление Японии на КНДР, обостряющее напряженность на Корейском полуострове, — это самоубийство, пригоняющее ядерные облака к японским островам», — цитирует заявление RT. Как грозят в Пхеньяне, никто не знает, когда доведенная до взрывоопасного предела ситуация превратится в ядерную войну. «Но если фитиль ядерной войны будет подожжен, то в один миг она вспыхнет и на японских островах», — предупреждает Северная Корея.
По всей видимости, это ответ на речь премьер-министра Японии Синдзо Абэ на Генассамблее ООН в конце сентября. Во время своего выступления глава японского правительства призывал мировое сообщество оказать большее давление на КНДР, в том числе лишить страну финансирования и технологий, которые необходимы для развития ракетной и ядерной программ.
Еще одна порция угроз досталась и США. Народ и армия КНДР решительно настроены на то, чтобы «уничтожить американских империалистов», говорится в статье, опубликованной в понедельник в центральной газете страны Nodong Sinmun. «Народ и армия КНДР решительно настроены на то, чтобы «уничтожить американских империалистов и любой ценой добиться воссоединения родины», — подчеркивает издание.
Газета уверена, что в противоборстве с США КНДР, «обладающая самостоятельно созданными мощными ударными средствами, которые не поддаются воображению, наверняка одержит победу». Одновременно газета пригрозила «жестоко наказать южнокорейский марионеточный режим за поддержку нацеленной против Пхеньяна политики администрации Дональда Трампа».
Но если в Северной Корее говорят о войне, то в США к ней готовятся. Напомним: авианосец ВМС США «Рональд Рейган» с кораблями сопровождения в районе 15 октября прибудет в Японское море для участия в совместных с военнослужащими Южной Кореи учениях вблизи Корейского полуострова. Такие учения идут здесь непрерывно. А в СМИ уже обсуждаются различные варианты реагирования — в том числе и на тот случай, если северокорейскую ракету придется перехватывать. Если она пролетит над «ничейным» Тихим океаном, политических проблем возникнуть не должно. Но это не единственный возможный вариант с точки зрения географии.
Как указывает британское издание Daily Mail, чтобы предотвратить потенциальную катастрофу, США планируют создать 44 ракеты-перехватчика наземного базирования к концу 2017 года. Они будут служить в качестве последней линии обороны на базах в Калифорнии и на Аляске. «США могут быть вынуждены перехватить северокорейскую ракету в российском воздушном пространстве, если режим Ким Чен Ына попытается нанести удар по своему главному противнику», — пишет газета.
«Любая ракета, направленная против США тоталитарной диктатурой, вероятнее всего, пролетит над Северным полюсом, и, возможно, ее придется уничтожить даже непосредственно над Россией», — пишет издание.
Генерал Лори Робинсон, глава Североамериканского командования ВС США и командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), заявила, что ей «об этом известно», добавив: «Это то, над чем мы работаем». Но Джошуа Поллак — эксперт Института международных исследований в Миддлбери — недавно заявил, что наиболее вероятная точка перехвата, возможно, будет находиться «в небе над российским Дальним Востоком».
Вряд ли, конечно, в этом случае США будут устраивать долгое дипломатическое согласование с РФ — при угрозе ядерного удара на такое просто не будет времени.
Москва пока что никак не отреагировала на сообщение Daily Mail. Однако нетрудно заметить: «утечка» британского издания ставит Кремль перед непростым выбором. Вступиться за Ким Чен Ына и заявить, что Москва не позволит США «хозяйничать» в своем воздушном пространстве — шаг эффектный, но… рискованный. На фоне санкций за Украину и растущей напряженностью в связи с ситуацией в Сирии добавлять еще одну тему разногласий с США явно не с руки.
Особенно с учетом того, что РФ, несмотря на все призывы, не прекращает сотрудничества с КНДР, и привлекать внимание Вашингтона к своей политике ей совсем не хочется. Но, с другой, молчаливо согласиться, что Вашингтон может сбить ракету в российском воздушном пространстве — это слишком большой удар по имиджу Путина как «крутого парня», в особенности перед выборами.
Заявить, что Россия собьет ракету сама, тоже не получится. Во-первых, США ей банально могут не поверить. А во-вторых, так публично «сдавать» Ким Чен Ына Москве не хочется. Так что еще не запущенная северокорейская ракета уже нанесла ощутимый удар по остаткам политического авторитета Москвы.