За рубежом, Эхо

«Продаст» ли Армения собственное лобби?

margarita-simonyan-rtНУРАНИ

Армянское лобби в ожидании очередного «смотра сил». Только вот на сей раз этот «смотр сил» может привести к весьма неприятным, если не фатальным, для этих лоббистских структур последствиям.

Речь идет о весьма неожиданном экзамене, которым оказалось для проармянских конгрессменов и сенаторов США «дело Russia Today», скандального телеканала, во главе которого стоит Маргарита Симоньян.

Напомним: как уже весьма подробно сообщалось в СМИ, «симоньяновский» канал в результате своей любви к фейкам и провокациям оказался в США в центре громкого скандала. Напомним: как уже сообщалось в минувшие выходные, в рамках расследования «рашенгейта» Минюст США потребовал от компании, которая обслуживает RT America, зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. В РФ совсем недавно такими же «иностранными агентами» объявили НПО, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, что уже автоматически ставило их активистов в разряд «неблагонадежных». При этом в США выражение «иностранный агент» не несет в себе этакого клейма «шпиона» и «подрывного элемента», за которым надо в обязательном порядке пустить «топтунов» из службы наружного наблюдения и т.д. Лоббизм здесь вполне разрешен, в том числе и для тех, кто защищает интересы иностранных государств. Просто нужно соответствующим образом зарегистрироваться, платить налоги и т.д.

Важно другое: статус у таких «иностранных пропагандистов» совсем не тот, что у добропорядочных СМИ, пусть и с иностранным участием. Грань между журналистикой и пропагандой, да еще основанной на фейках, проводится четко. И вот это обстоятельство для Маргариты Симоньян оказалось просто «непереносимым».

Как поведала госпожа редактор обиженным тоном, «нас уже давно выживали из страны (США. — «РГ»): пытались разрушить нашу репутацию, публиковали про нас тоннами фейки, делали изгоев из тех, кто продолжал, несмотря на травлю, приходить к нам в эфир. Но чем больше нас пытались задушить, тем сильнее росла наша аудитория. Мы все пережили. Вот поэтому теперь они ударили нас дубиной — поставили в условия, работать при которых фактически невозможно».

Оказывается, «если RT зарегистрируют, как иностранного агента, — в чем у нас мало сомнений — от нас могут потребовать практически всю внутреннюю информацию докладывать в высшие органы. У кого мы запрашиваем интервью, кто у нас работает, вплоть до публикации личных адресов и зарплат. То есть, хотят, чтобы мы фактически подставили своих сотрудников. Естественно, люди под таким прессингом работать не смогут. Ни одно СМИ не вправе требовать от своих сотрудников таких жертв. Сейчас мы с юристами обсуждаем, как быть дальше. При этом юристы нам говорят, что если мы не подчинимся требованиям и не зарегистрируемся, — наших людей могут просто посадить в тюрьму».

На помощь госпоже Симоньян ринулась госпожа Захарова, которая принялась в «Воскресном вечере» у владельца виллы в Италии Владимира Соловьева умильным тоном рассказывать, как «девочку» Маргариту Симоньян назначили руководить таким ответственным проектом, как она блестяще справилась с задачей, ну и, конечно, обвинила США в «русофобии».

Вопрос: попытается ли РФ включить все возможные «рычаги влияния» для того, чтобы спасти RT, прямо сказать, риторический. И вот на этом фоне с показательным комментарием выступила ереванская «Лрагир».

В статье под красноречивым заголовком «Тайны армянского лобби» газета отмечает: «»Армянский кокус» в Конгрессе США почти в полном составе входит в число конгрессменов, которые настаивают на жестких санкциях против России. Армянская группа активно работает и в направлении отстаивания интересов Армении и «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)».

После чего сквозь зубы признает: «При этом среди первых лиц российской пропаганды немало армян». И хотя прямо издание «Лрагир» об этом как бы не говорит, но подтекст понятен: попытается ли РФ поставить на службу себе еще и «армянское лобби»?

Тревогу армянских «западников», чьим «рупором» является «Лрагир», можно понять. Во-первых, лобби в странах Запада, как уверены в их стане, — это последний «бастион» армянской независимости и единственная «ниточка», связывающая страну с западным сообществом, по которой здесь и рассчитывают выбраться из «болота», каковым непочтительно именуют ЕАЭС. Во-вторых, лобби — это последний значимый «актив» Армении, который, как представляется армянским «западникам», еще не контролируется РФ. И если теперь его механизмы Москва задействует для «спасения» проекта Маргариты Симоньян…

Только вот… в реальности армянское лобби уже давно контролируется Москвой. Одним из первых об этом, напомним, заявил Олег Калугин, один из самых известных перебежчиков, по словам которого, «Дашнакцутюн» уже с семидесятых годов действовал в зарубежной диаспоре под полным контролем КГБ.

Об этом в армянской среде не очень любят говорить вслух, но армянское лобби вообще создавалось под внешний политический заказ. Оно появилось еще в годы Первой мировой войны, только вот состояло оно не из армян, которые хлынули бурным потоком в страны Антанты. У разного рода «комитетов помощи армянским беженцам», «групп друзей Армении» и т.д. задача была другой: создать соответствующий «пиар» вокруг планов раздела Османской империи и создания на территории Восточной Анатолии «Западной Армении».

Эта затея, как известно, рухнула — несмотря на то, что стоила огромных жертв и крови обеим сторонам. Республиканская Турция одержала победу в своей войне за независимость, и уже с Анкарой пришлось договариваться о новых границах, режиме судоходства в проливах и т.д. Армяне из удобного инструмента превращались в проблему, с которой никто не желал возиться. Правда, все эти «комитеты помощи» и «группы друзей» распускать распоряжением сверху никто не стал. Они просто лишились финансовой и политической подпитки.

Затем еще несколько десятилетий весь этот механизм держался за счет «национальной дани», взимаемой в армянской общине… пока не произошло два события: Карибский кризис и обнаружение нефти в Западной Сибири. То, что США все-таки вывели ракеты «Юпитер» из Турции, убедило Кремль в том, что при определенных условиях Анкару ее союзники по НАТО могут и «сдать». А поток нефтедолларов в советскую казну вновь «реанимировал» прежние геополитические мечты, где прорыв к Босфору и Дарданеллам стоял на первом месте. В результате уже в 1965 году в Ереване появится памятник «жертвам геноцида», и в те же годы начнется масштабная закачка советских «нефтедолларов» в структуры армянского лобби. Конечно, не напрямую — неким фирмам предоставлялись квоты на покупку советской нефти по ценам для «своих» с тем, что они далее перепродадут эту нефть уже по мировым ценам.

А взамен требовалось оказать благотворительную поддержку «интересующим персонам». Среди которых были не только местные коммунисты, но и, к примеру, дашнаки. Которые исправно решали свою задачу: вбить клин между Турцией и ее западными союзниками.

Дело было уже после заката «маккартизма» и окончания «охоты на ведьм». В Кремле и Белом доме говорили о «разрядке» и «мирном сосуществовании», в США — еще и о приоритете «прав человека». При Рейгане все сменилось похолоданием, когда СССР открыто назвали «империей зла», но уже через два года в Кремле появился Михаил Горбачев со своим «новым мышлением», и очень скоро СССР вообще перестал существовать…

Все эти годы РФ, собственно, не отказывалась от поддержки армянского лобби. И сотрудничество с этим «лобби» не мешало конгрессменам вести свою политическую деятельность по другим направлениям. Но сегодня ситуация меняется коренным образом. Россия уже не партнер, а «прямая и явная угроза». Против нее введены санкции, жестко ограничивающие финансовое, политическое и экономическое сотрудничество.

И да, такая деталь — у Армении на мировой арене стойкая репутация «форпоста РФ».

Что уже ставит армянских лоббистов в тех же США перед непростым выбором: одно дело — отстаивать интересы американцев армянского происхождения, и совсем другое — брать под защиту такую одиозную фигуру, как Маргарита Симоньян. И если от «армянских национальных комитетов» и т.д. Россия при помощи финансовых рычагов быстро добьется послушания, то с конгрессменами будет потруднее. И здесь последствия для самого армянского лобби, чья роль политического инструмента Москвы будет полностью раскрыта, окажутся весьма неприятными.