НУРАНИ
Шенгенские соглашения вступили в силу еще в конце прошлого века. Тем не менее знакомство с «прозрачными границами» стран Европы остается популярным аттракционом для туристов. В немецком городке Франкфурт-на-Одере старший университет один из своих факультетов открыл в соседней Польше, в городе Слубице.
Границы уже не охранялись, для их пересечения не требуется никаких документов, и реку Одер — то есть знаменитую линию Одер-Нейса! — можно перейти просто пешком по мосту. Но на этом мосту по- прежнему стояли пограничные столбы, покрашенные по всем правилам. А еще эти старательно покрашенные пограничные столбы заставляли как минимум переоценить нравоучительные заявления европейских политиков, адресованные гражданам постсоветских республик, отчаянно воевавших за свою территориальную целостность: дескать, границы и войны за территорию — это анахронизм, Европа объединяется, и надо брать пример именно с нее…
Но оказалось, что в реальности границы внутри Европы прозрачны, но обозначаются они со всей скрупулезностью, и указатели, где закончилась одна страна и началась другая, стоят в точках, выверенных до сантиметра. Потому что шенгенские соглашения — это хорошо, но соглашения были когда-то заключены и могут быть в какой-то момент отменены. Так что лучше не забывать, где проходят границы государств.
Теперь же вопросы «внутриевропейских» границ приобрели новое прочтение, насколько актуальное, настолько же и пугающее. Назначенный на 1 октября «неофициальный референдум» о независимости испанской Каталонии может привести к весьма драматичным последствиям.
Теоретически, конечно, власти Испании могли бы согласиться на проведение референдума. Согласно опросам, независимость Каталонии поддерживают 41% местных жителей, в то время как 49% выступают против. Но зато за проведение референдума о статусе автономного сообщества выступают до 80% каталонцев.
Однако Мадрид по совершенно понятным причинам не хочет рисковать. Разрыв между «да» и «нет» не так уж и велик, так что «электоральный сюрприз» как минимум не исключен. Не говоря о том, что власти Испании не желают создавать прецедент.
Так или иначе, уже с начала недели ситуация в Каталонии и вокруг нее с «правового» и «политического» противостояния начала соскальзывать к силовому.
Так, прокуратура Каталонии назначила единого координатора действий правоохранительных органов Испании и Каталонии — в связи с событиями, происходящими в автономном сообществе накануне референдума. Главный прокурор Каталонии Хосе Мария де Техада по запросу МВД вызвал руководство каталонских подразделений Гражданской гвардии и Национальной полиции, а также главу каталонских правоохранительных органов Mossos d’Esquadra Жозепа Луиса Траперо и сообщил, что в координацию действий силовиков в Каталонии вносятся изменения.
Отныне она переходит под управление испанского государства — ее будет осуществлять полковник Гражданской гвардии, директор департамента координации государственного секретариата по безопасности Диего Перес де лос Кобос. Полковник назначит ответственных силовиков на местном уровне, которые будут обеспечивать координацию.
В приказе говорится, что де лос Кобос может проводить собрания по «планированию и координации» действий правоохранительных органов, но также должен отчитываться перед прокуратурой. МВД Испании отрицает, что это назначение означает попытку забрать часть полномочий у каталонских Mossos d’Esquadra. Однако на встрече, как сообщает La Vanguardia, Траперо сказал, что прокурор превышает свои полномочия.
Но в Барселоне нового «назначенца» принимать отказались. Женералитет Каталонии заявил, что не согласен с таким решением, поскольку уже существует механизм координации между правоохранительными органами Каталонии — ее осуществляет Совет по безопасности.
«Mossos de Esquadra и Совет внутренних дел Каталонии не согласны с контролем полицейских подразделений в Каталонии. Мы заявлением, что государство вмешивается в работу полицейских подразделений Каталонии. У Каталонии уже есть органы для координации действий», — заявил советник внутренних дел женералитета Жоаким Форн.
Одновременно в Барселоне продолжаются акции протеста, вспыхнувшие в среду после спецоперации Гражданской гвардии в связи с подготовкой референдума о независимости, который не признает испанское правительство и проведение которого было приостановлено Конституционным судом страны. Причем митингуют на улицах и сторонники, и противники отделения.
«Роялисты» протестовали у здания общественной националистической организации «Каталонская национальная Ассамблея», заявляя о незаконности проведения референдума. А студенты, основная ударная сила сторонников независимости, митингуют в историческом здании Университета Барселоны, добиваясь проведения голосования. Наконец, в Барселоне неделю назад отмечали один из самых важных традиционных праздников Святой Девы Марии де ла Мерсед, на котором присутствуют тысячи человек.
В Мадриде продолжают призывать «автономистов» снизить накал противостояния. Премьер Испании Мариано Рахой вновь заявил о незаконности референдума и призвал каталонские власти остановиться. «Самое разумное сейчас остановиться. Скажите, что не будет референдума. Положите конец этой ситуации. Продолжать — значит вести к ненужному напряжению в обществе», — заявил глава кабинета, выступая перед своими однопартийцами из Народной партии в городе Пальма-де-Майорка.
А как указывает «Российская газета», центральное правительство Испании и власти Каталонии готовы вести переговоры друг с другом, но ставят невозможные, по мнению противоположной стороны, для этого условия. Премьер королевства Мариано Рахой постоянно призывает главу женералитата Карлеса Пучдемона к диалогу, но для этого тот должен отказаться от проведения первого октября референдума о независимости региона. Власти Каталонии тоже готовы начать переговоры с Мадридом, но сразу после победы на голосовании сторонников отделения от Испании.
Как заявил Пучдемон, он намерен призвать центральное правительство к диалогу уже на следующий день после проведения плебисцита. «Если воля Каталонии будет заключаться в том, чтобы стать независимым государством, первое, что произойдет, это то, что я официально призову к диалогу с испанским государством и, конечно же, с ЕС», — уверенно заявил глава женералитата. По его словам, в этом случае регион превратится в республику, и ему хотелось, чтобы «этот процесс был согласован с Испанией и основан на диалоге».
Но уже и не стал исключать, что региональное правительство объявит о независимости в одностороннем порядке, хотя пока такая возможность не рассматривается. Но вот если Мадрид помешает проведению референдума или его сторонники победят со значительным перевесом…
А Мадрид, конечно же, стремится воспрепятствовать. Мэры 74 городов и муниципалитетов отказались предоставить помещения для голосования. А полицейские продолжили массово изымать бюллетени для голосования, опустошив 100 урн и уничтожив 2,5 млн бланков на складе в муниципалитете Игуалада вдобавок к 10 млн, изъятым 20 сентября. Кроме того, по решению судебных органов стражи порядка заблокировали работу уже более 140 сайтов, посвященных плебисциту.
Плюс ко всему не исключено, что главные события еще впереди. В социальных сетях активно «постят» информацию: в порт Барселоны прибыл пассажирский лайнер, зафрахтованный испанским правительством — на его борту находится несколько тысяч полицейских, но местные власти отказались его принимать. Хватает и фотографий полицейской бронетехники, которая перебрасывается в Барселону.
И, притом что на ранней стадии ни одно государство не поддержало незаконный референдум, сегодня правозащитники и либералы уже постепенно высказываются в поддержку каталонцев.
Нет, до открытых призывов к перекройке границ дело не дошло, но британская The Guardian уже предоставила трибуну сепаратистам. «Каталонский вопрос стал самым серьезным территориальным кризисом в Европе в последние годы. Хотя стремление к реализации самоуправления имеет долгую историю, истоки нынешнего кризиса можно найти в неоднократных отказах со стороны правительства в Мадриде вступить в диалог по испанским территориальным реформам, которые признают право каталонцев решать собственное политическое будущее», — уверяеет мэр Барселоны Ада Колау.
После чего, постращав публику, что арест угрожает 700 мэрам, государственные сайты и организации гражданского общества закрываются, высокопоставленные должностные лица регионального правительства подвергаются арестам, директора школ — допросам и запугиванию, происходит вмешательство в бюджет региональных властей, и повсеместно размещаются силы полиции с целью предотвратить голосование граждан Каталонии, заявляет: «ЕС появился как проект по защите и гарантии наших прав и свобод. Защита основных прав каталонских граждан против волны репрессий со стороны испанского государства равнозначна защите прав испанских и европейских граждан».
После чего подводит итог: «Именно по этой причине, учитывая серьезность ситуации в Каталонии, моя обязанность как мэра столицы, Барселоны, призвать Еврокомиссию создать возможность для посредничества между испанским и каталонским правительствами для начала переговоров и демократического решения конфликта».
И как показывает опыт постсоветского пространства, такого рода призывы в реальности только подстегивают радикализм сепаратистов.