Сабина АЛИЕВА
Фраза о том, что «дети очень жестокие», на слуху у каждого. С другой стороны, мы постоянно говорим о том, что дети чрезвычайно уязвимы и беззащитны… Где же тут правда, и почему ребенок вдруг может стать монстром, который занимается травлей ровесника?
Многие наверняка помнят гениальный фильм Ролана Быкова «Чучело», где неформальный лидер — девочка по кличке «Железная кнопка» сумела организовать жуткую травлю одноклассницы. Завершается фильм пронзительным прозрением детей — такой урок они, наверняка, запомнят на всю жизнь… Но если в фильме прозрение наступило, то в реальной жизни, увы, такое случается крайне редко.
Школьный буллинг — явление распространенное и, казалось бы, может начать проявляться в классах постарше, когда детство сменяется пубертатом, подростки, в силу разбушевавшихся гормонов, пытаются самоутвердиться за счет одноклассников и т.д.
Ан нет, как оказывается, проявляться буллинг может гораздо раньше, а его инициатором может быть учитель.
Автор данной точки зрения убедилась в этом на примере ребенка близких людей, ученика второго класса, к слову сказать. Одноклассники ребенка почему-то отворачивались от него, никто не хотел общаться с мальчиком, хотя мальчуган весьма смышленый, успеваемость у него высокая, ребенок из хорошей семьи. Да, гиперактивный, подвижный, но это уже особенности характера…
Может ли у целого класса, состоящего из 32 детей 6-7 лет, «без подсказок» взрослых сложиться негативное отношение к тому или иному ребенку? Однозначно нет, дети в таком возрасте слишком малы для того, чтобы объединяться и дружить против кого-то. Но если на «чужака» укажет взрослый, в данном случае педагог, то, безусловно, так и произойдет.
Именно педагог младших классов — второй после родителей авторитетный взрослый в жизни маленького человека. Как оказалось, этот самый педагог за детскую шалость или мелкую провинность ставил ребенка в особое место в классе, именуемое «доской позора».
На любые оправдания малыша о том, что он не виноват, она обзывала его вруном… Точкой кипения стало то, что дети начали валить все, что происходило в классе, на выбранную педагогом жертву. В итоге учитель призвала всех детей перестать общаться с ребенком, объявив ему бойкот.
Напомним, что речь идет о ребенке 7 лет… Конечно, после таких призывов дети, в которых включается стадный инстинкт, начинают «травить» жертву, но их не стоит винить в этом, они всего лишь выполняют то, что им сказала сделать их учительница.
Итог всей этой ситуации, произошедшей, кстати, в одной из популярных столичных школ, психологическая травма у ребенка, который не хочет вообще посещать школу, и вопрос у родителей — несет ли педагог хоть какую-то ответственность за психологические увечья, которые он нанес ребенку?
Как оказывается, фактически, не несет. Сейчас родители как раз занимаются этим вопросом, но люди знающие, прошедшие через похожие ситуации, говорят, что в стране за подобные ситуации педагогов не наказывают. Конечно родители могут пожаловаться дирекции школы, в Министерство образования, но все закончится наверняка лишь внутренней проверкой и в лучшем случае «серьезным разговором» педагога с директором школы, в ходе которого директор скажет: «Чтобы больше никаких жалоб на вас», а педагог, естественно, согласится на словах, но на деле будет применять привычные «методы воспитания».
После всех этих манипуляций ребенка, конечно, придется переводить либо в другой класс, либо в другую школу, а педагог, выступившая в роли «Железной кнопки», так и останется на своей должности продолжать калечить маленькие детские души.
Или другой случай, также произошедший недавно в 7-м классе бакинской школы. Учитель математики вызвала к доске девочку, которая с детства страдает от очень плохого зрения. С детства она носит очки с очень толстыми диоптриями, естественно, страдает от комплексов по этому поводу.
Ну так вот, педагог, вызвавшая девочку к доске, взъелась на нее за то, что она не могла найти в книге нужную задачу. В итоге обозвала девочку слепой (у ребенка зрение минус 9) и «посоветовала» купить очки с более толстыми стеклами, язвительно добавив, что хотя вряд ли такие существуют…
Кстати, недавно в Санкт-Петербурге в одной из школ произошел скандальный инцидент, в результате которого педагог была уволена за то, что написала ребенку-учащемуся второго класса на лбу слово «дурак». Сейчас жалобу рассматривает российская прокуратура.
В Азербайджане же огласку получают в лучшем случае школьные происшествия, только если педагог применил физическое насилие, психологическое же насилие, которое ничуть не лучше, остается безнаказанным, хотя такие случаи сплошь и рядом.
Так почему же таким учителям позволяют вообще работать в школах, неужели в Азербайджане такая нехватка педагогических кадров?
Ведь Министерство образования, напротив, говорит о том, что сейчас большой интерес к профессии, и молодежь стремится поступать в педагогические вузы, в них сегодня очень большой конкурс на место. Кроме того, сейчас в школу уже невозможно попасть случайным людям, так как для этого педагоги сдают экзамены, проходят собеседования…
Отдельная роль в таких ситуациях принадлежит родителям остальных детей, которые, даже зная, что педагог не прав, будут его защищать, мотивируя свою позицию тем, что «как же я попру против системы, ведь мой ребенок останется в этом классе, и педагог будет ему обязательно мстить».
Почему-то в родителях сидит страх перед какой-то местью со стороны педагога, а о том, что завтра и их чадо может стать жертвой педагогического буллинга, мало кто задумывается.
Одним словом, безнаказанность рождает вседозволенность, и самое страшное, что от этой безнаказанности страдают дети, которых такие недопедагоги психологически кромсают, ломая психику и культивируя в них миллионы комплексов, которые обязательно дадут о себе знать в более зрелом возрасте…