За рубежом

Корейский полуостров: военное решение на повестке дня?

north-korea-nuclear-weapon-severnaya-koreya-yadernoe-orujieНУРАНИ

Эту фразу японского адмирала Ямамото, сказанную им после атаки на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, очень любят цитировать американские писатели и киносценаристы: «Боюсь, что своими действиями мы разбудили спящего гиганта и наполнили его ужасной решимостью».

Сегодня она — так уж сложилось — точнее всего иллюстрирует, если угодно, психологические причины кризиса на Дальнем Востоке, спровоцированного Северной Кореей. Во всяком случае, президент США Дональд Трамп, выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Испании Мариано Рахоем дал понять, что США готовы к решению северокорейской проблемы военным путем, хотя и считают этот вариант нежелательным.

«Мы полностью готовы ко второму варианту действий, однако он нежелателен. Но если мы к нему прибегнем, последствия будут разрушительными. Я гарантирую, они будут разрушительными для Северной Кореи. Второй вариант — это военный путь», — цитирует РИА «Новости» слова американского лидера.

Многие аналитики полагают, что речь идет о заочном диалоге с Москвой. Во всяком случае, как указывает «Российская газета», ранее глава МИД России Сергей Лавров публично усомнился в том, что США решатся атаковать КНДР, поскольку Пхеньян обладает оружием массового поражения. По словам министра, Вашингтон начал военную кампанию в Ираке, так как был уверен, что у Багдада нет такого оружия. По Северной Корее же Соединенные Штаты не нанесут удар, так как «они не то чтобы подозревают, а они знают точно, что у нее есть ядерные бомбы».

Заодно в Кремле призвали избегать действий, которые могли бы спровоцировать рост напряженности вокруг ситуации с КНДР — ведь последствия могут быть очень опасными.

Однако, похоже, ни в Кремле, ни тем более в Пхеньяне не учли, что Вашингтон — не та столица, с которой можно разговаривать языком угроз. И уж точно не стоит, в переводе на язык, который пытается привнести в дипломатию тот же Лавров, «провоцировать на слабо».

Заявление это прозвучало на следующий день после того, как глава МИД КНДР Ли Ен Хо назвал слова президента США Дональда Трампа в адрес северокорейского руководства объявлением войны и заявил, что Северная Корея будет рассматривать все варианты ответа и имеет право сбивать американские военные самолеты, которые приближаются к воздушным границам страны.

«Поскольку США объявили войну нашей стране, у нас есть полное право принять контрмеры, включая право сбивать стратегические бомбардировщики США, даже если они еще находятся вне воздушного пространства страны», — заявил министр журналистам в Нью-Йорке.

«Только что слышал, как министр иностранных дел Северной Кореи говорил в ООН. Если он будет повторять мысли маленького человека-ракеты, они долго тут не пробудут!» — написал Трамп в «Твиттере», комментируя речь главы МИД КНДР на Генеральной Ассамблее ООН.

Соединенные Штаты Америки назвали абсурдными заявления Северной Кореи о том, что Белый дом объявил Пхеньяну войну. Пресс-секретарь президента США Дональда Трампа Сара Сандерс заявила, что в Соединенных Штатах Америки сосредоточены на мирной денуклеаризации Корейского полуострова.

Однако Дальний Восток живет в состоянии «объявленной тревоги». Председатель нижней палаты Японии Тадамори Осима зачитал указ императора Акихито об ее роспуске для проведения досрочных выборов 22 октября. Строго говоря, Инициатива о роспуске парламента принадлежит правительству, которое попросило монарха издать соответствующий указ, а уже подписанный императором документ был передан генеральному секретарю правительства Есихидэ Суге.

В свою очередь, премьер-министр Японии Синдзо Абэ объяснил роспуск нижней палаты парламента страны желанием заручиться поддержкой общества для продолжения экономических реформ и общей политики при существующей ядерно-ракетной угрозе со стороны КНДР. «Это будут выборы, которые требуют ответа на вопросы, как защитить Японию, как защитить мирную жизнь граждан», — заявил Абэ в эфире телеканала NHK.

Готовятся к войне и в самих США — на тихоокеанском побережье. Власти американского штата Калифорния разработали план действий на случай «катастрофического» ядерного удара со стороны КНДР, сообщает The Daily Express со ссылкой на неназванный источник.

Как указывает таблоид, Министерство национальной безопасности США совместно с властями Лос-Анджелеса издало секретный 16- страничный документ под названием «Вопросы реагирования на ядерные атаки», где, в частности, указывается: «Последствия ядерного нападения в Южной Калифорнии будут катастрофическими. Тем не менее ожидается, что государственные органы будут продолжать функционировать для сохранения жизни людей, поддержания порядка и осуществления помощи в процессе восстановления».

Есть и рекомендации, как надлежит себя вести в случае ядерного удара, которые читателям старшего поколения живо напомнят плакаты советской «гражданской обороны». В частности, тем, кто окажется непосредственно рядом с эпицентром взрыва, предлагается «лечь лицом вниз и поместить руки под тело, чтобы защитить открытые участки кожи».

Пока что, впрочем, в США не вводят в действие военные рычаги. И вариантов действий у Вашингтона без войны тоже хватает. «Сложно представить более жесткую — и опасную — риторику, чем слова, которыми перебрасываются лидеры США и Северной Кореи», — пишет The Wall Street Journal.

Может показаться, что опции, которыми теперь располагают США, такие же жесткие: тотальный военный конфликт или принятие продвижений Северной Кореи в ядерной сфере. На самом деле, в американском инструментарии есть более креативные опции, полагает газета, ссылаясь на мнение экспертов.

Во-первых, экономическое удушение. Администрация Трампа уже объявила санкции по изоляции банков и компаний, которые ведут бизнес с Пхеньяном. «Но есть и другие шаги — несомненно, провокационные, — пишет автор. — ВМФ США может начать более интенсивно патрулировать воды вблизи Северной Кореи, чтобы перехватывать суда, доставляющие товары в северокорейские порты».

Во-вторых, «неконвенциональная война: в оборонных кругах этот подход называют «некинетической» войной», пишет издание. Речь идет о кибератаках, которые помешают Северной Корее продолжать ее ракетно-ядерные исследования и использовать ее оружие, а также нанесут ущерб коммуникациям.

«Подрывная деятельность и психологическая война», — продолжает перечислять газета. Распространение в этой закрытой стране современных коммуникационных технологий уже прорвало официальную пропаганду месседжами из внешнего мира.

«Сбить ракету: США могут попытаться подстрелить одну из баллистических ракет, запущенных Северной Кореей», — говорится далее. В статье рассказывается, какие средства для этого есть у Пентагона.

Наконец, «интенсифицированная дипломатия». Как сказала автору Мишель Флурной, заместитель министра обороны США при Обаме, «какие бы опции администрация ни выбрала для увеличения давления на Северную Корею, это давление должно куда-то вести. Это «куда- то», вероятно, является дипломатией, направленной на заморозку программ вооружения Северной Кореи».

Впрочем, о психологической войне или тайных операциях можно судить только с известной долей допуска. Гласный же приоритет отдается экономическому давлению, причем не столько на саму КНДР, сколько на ее партнеров, прежде всего Россию и Китай.

Китай и Россия должны приложить больше усилий для реализации санкций против КНДР в соответствии с решениями Совбеза ООН, приводят СМИ США слова замминистра финансов США по противодействию терроризму и финансовой разведке Сигал Манделкер на слушаниях банковского комитета сената США. Как полагают в Вашингтоне, усиление давления со всех сторон важно для противостояния растущей угрозе Пхеньяна.

«Китай и Россия заслуживают признания за поддержку принятия последних резолюций Совета Безопасности ООН. Тем не менее, обе страны могут сделать намного больше и намного быстрее, чтобы ввести и реализовывать санкции, к которым призвали в ООН. Реализация санкций и давление с их стороны критически важна для того, чтобы остановить угрозу КНДР», — сказала Манделкер.

В Пекине еще до этого заявления предписали своему бизнесу уйти из Северной Кореи. Как говорится в сообщении министерства коммерции КНР, что действующие в стране совместные предприятия с юридическими или физическими лицами из КНДР должны свернуть свою деятельность в течение 120 дней с момента принятия резолюции Совбеза ООН 2375 (это произошло 12 сентября). Гражданам КНР также предписано закрыть любые совместные предприятия с КНДР, которые работали вне территории Китая.

Однако против представителей банков Северной Кореи в России, Китае, Ливии и ОАЭ США ввели санкции. Всего новые ограничения коснулись восьми кредитных организаций КНДР и 26 человек. Но вот окажется ли этих мер достаточно — вопрос открытый.

Пока что Северная Корея, в отличие от Сирии и тем более Украины, не стала «темой раскола» во взаимоотношениях США и России. Однако Москва слишком неприкрыто берет Ким Чен Ына под свое покровительство. А спецслужбы все более определенно говорят о «российском следе» в ракетных и ядерных разработках КНДР.

На этом фоне Дональду Трампу приходится решать непростую политическую задачу. С одной стороны, ему по понятным причинам не хочется ввергать страну в ядерный конфликт. Но, с другой, проявление мягкости в отношении КНДР может быть истолковано и как нерешительность. А на фоне разгорающегося в США «рашенгейта» такая политика опасна вдвойне.

На этом фоне Дональду Трампу будет очень трудно отступить, особенно если КНДР продолжит свою игру на обострение, Но там тоже загнали себя в угол собственной жесткой риторикой. А это значит, что война на Корейском полуострове маловероятна, но все же не исключена.