За рубежом

Дипломатические проблемы между Ереваном и Тбилиси

НУРАНИ

Дипломатия — профессия тонкая. Особенно, если речь идет о выстраивании отношений со странами, скажем так, «ключевыми». И хотя вопрос, что здесь зависит от посла, а что — от «генерального политического курса», как минимум не лишний, забывать о персоналиях уж точно не стоило бы.

В полной мере это касается отношений Еревана и Тбилиси. На днях Грузию посетила с официальным визитом представительная ереванская делегация во главе с председателем Национального собрания Армении Арой Баблояном. В ходе визита было сказано много слов о дружбе и развитии двусторонних отношений. Кроме всего прочего, обсуждался и режим работы КПП «Верхний Ларс».

Вряд ли имеет смысл пояснять: Грузия для Армении — это едва ли не единственное «окно в мир» и единственная «логистическая» возможность связи с Россией, через все тот же КПП «Верхний Ларс». Правда, связь эта не сказать чтобы очень надежная, горная дорога регулярно оказывается закрытой то из-за снегопада, то из-за селевых потоков, то еще по какой причине, но другой дороги у Армении нет.

В Ереване, правда, предпринимаются попытки улучшить свою логистику. Во всяком случае, министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваан Мартиросян заявил на пресс-конференции, что страна ведет активные переговоры с соседними государствами по обеспечению транспортных коридоров.

«Мы ведем переговоры об обеспечении его 100%-ной доступности, для чего грузинская сторона увеличила число снегоочистительной техники. Кроме того, после предложения армянской стороны уже достигнута договоренность: Грузия приступает к строительству тоннеля на этом отрезке, что позволит решить вопрос на проблематичном участке», — заверил Мартиросян. Как отметил министр, работы по строительству тоннеля планируется начать в следующем году. Предполагается, что они продлятся три года.

Что касается поручения премьер-министра Армении Карена Карапетяна по поиску альтернативного сообщения, то, как, отметил Мартиросян, оно выполнено, представлены возможные варианты и ведутся переговоры.

«Следует учитывать, что альтернативная дорога — это не обязательно сухопутная, это может быть и паромная переправа. В частности, Южно-Кавказская железная дорога уже получила скидки почти на 80% для организации железнодорожных паромных перевозок и представляет достаточно выгодные ценовые предложения предпринимателям, что я считаю хорошей альтернативой», — сказал Мартиросян.

Что касается другой сухопутной альтернативы, то, по словам министра, они находятся на территории двух других государств, и Армения не может предъявлять претензии и требования к строительству дороги на территории этих стран.

Таких альтернатив, напомним, две: ТРАНСКАМ, или Транскавказская автомагистраль, которая проходит по территории оккупированной Южной Осетии, и абхазский участок Грузинской железной дороги, проходящий через оккупированную Абхазию. Понятно, что без политических «подвижек» в урегулировании этих конфликтов Армении рассчитывать не на что: Грузия не станет поступаться своими территориями ради интересов Еревана, так что, как бы оптимистично ни был настроен господин Мартиросян, здесь Армении особо не на что надеяться.

Что же касается паромной переправы, то теоретически она действительно позволяет вывезти грузы по железным дорогам Грузии в порт Поти, а оттуда доставить уже в российский порт «Кавказ». Но даже при наличии анонсированных министром скидок все получается слишком дорого и долго. А значит, Армении пока что придется рассчитывать на Верхний Ларс.

Однако, комментируя визит Баблояна в Тбилиси, ереванская «Грапарак» сообщила и о другом. По ее сведениям, «проблемы со здоровьем у посла Армении в Грузии Юрия Варданяна усугубились, из-за чего он даже не может встретить, сопровождать прибывшую из Армении в Грузию делегацию НС, которую возглавляет председатель НС Ара Баблоян.

Однако Варданян провел телефонную беседу с делегатами, слегка расстроился, что пока он является послом и у него проблемы со здоровьем, в Армении активно обсуждается вопрос его замены».

На самом ли деле у бывшего олимпийского чемпиона проблемы со здоровьем, и если да, то насколько серьезные, чтобы ставить вопрос о его срочной замене, утверждать не беремся. Однако нет сомнений в другом: Юрий Варданян, известный спортсмен, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, посольство Армении в Грузии возглавил в 2014 году. А в 2016 году над его головой уже начали собираться политические «тучи». Как напоминал, в частности, «Регнум», после апрельских боев в Нагорном Карабахе в 2016 г. в «Фейсбуке» была создана специальная страница, пользователи которой требовали отозвать посла Армении в Грузии Юрия Варданяна «в связи с его преступным бездействием, проявленным в ходе четырехдневной войны».

В обращении к послу Варданяну, который во время Карабахской войны в начале 1990-х вообще жил в США, говорилось: «Общественность волнует вопрос: знаете ли вы о том, что, начиная со 2 апреля, ситуация в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) крайне напряжена и Армения по сей день потеряла 75 человек? Известно ли вам, г-н посол, что вы являетесь послом Армении в Грузии и что в эти дни должны были использовать не только ваш официальный сайт, но и социальные сети для предоставления как минимум надлежащей информации о проблеме Арцаха и конфликте, не говоря уже о том, чтобы на различных встречах выступать в защиту интересов РА? Вы направлены в Тбилиси не с целью долгосрочного отпуска. Г-н посол, в конце концов, подойдите к штанге или имейте смелость добровольно оставить помост, где вам даже не аплодируют. Это не цирк. Это война».

Теперь эти разговоры обретают определенную конкретику. Еще с конца мая и в Ереване, и в Тбилиси обсуждаются слухи, что на должность посла Армении в Тбилиси назначат заместителя директора Института Кавказа, политолога Сергея Минасяна.

Но…власти Грузии, по сведениям газеты «Жаманак», упорно отказываются дать агреман на назначение заместителя директора Института Кавказа Сергея Минасяна Чрезвычайным и Полномочным Послом Армении в своей стране, по сути, заявляя, что тот для них является нежелательным лицом. Как отмечает издание, власти Грузии имеют серьезные подозрения, что Минасян на деле будет представлять не Армению, а Россию.

Напомним: после агрессии РФ против Грузии в 2008 году дипломатические отношения двух стран разорваны. Это не мешает посещению Грузии российскими туристами или поставкам в РФ вина и «Боржоми», но вот желанной свободы рук у РФ уже нет. Действовать же чужими руками, от имени своего форпоста, Москве не привыкать. В том числе и в Грузии, где уже случались разоблачения российских агентурных «ячеек» из числа местных армян.

Наконец, Москва весьма нервозно реагирует на энергетические и коммуникативные проекты на Южном Кавказе, которые идут вокруг РФ — а это и Баку-Тбилиси-Джейхан, и Южный газовый коридор, и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, резко меняющая расстановку сил в вопросе транзита грузов из Китая не в пользу Москвы.

И вряд ли случайно, что на этом фоне сайт Armenian Report разразился статьей под красноречивым заголовком: «Слащавые речи Баблояна и Кобахидзе на фоне исхода армян из Грузии». Дескать, побывавшая в Грузии парламентская делегация Армении «ни словом не обмолвилась о тяжелом положении коренного армянского населения Грузии, компактно проживающего в «Джавакхе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)».

По словам аналитиков сайта, «никто не спорит — Грузия является нашим соседом, а учитывая транспортно-экономическую блокаду Армении со стороны Азербайджана и Турции, еще и окном в мир, в частности, единственным коридором в Россию. И, тем не менее, отношения между Ереваном и Тбилиси, между армянами и грузинами сегодня переживают не лучшие времена. И причина тому — грузинский национализм, граничащий с фашизмом». Риторика, живо напоминающая эпитеты российских СМИ в адрес Украины. Тут тебе и «армянофобия», и «запрет учиться на родном языке», и т.д. и т.п. — с той же степенью агрессивности и столь же далекие от правды.

Пойдет ли дело дальше провокационных статей в армянских СМИ — вопрос открытый. Важно другое. В Армении не могут не понимать, что попытки разжигать сепаратизм в Джавахетии обойдутся ей самой куда дороже, чем Грузии. Вряд ли в Ереване не понимают, чем закончится для Армении закрытие еще одной границы. Но, судя по всему, у Москвы слишком серьезные рычаги влияния на Ереван.