За рубежом, Эхо

«Электронная война» в переводе на армянский

tsenzura-censure-censorshipНУРАНИ

Сегодня трудно поверить, но еще несколько лет назад слово «хакеры» или «хакерская атака» были непонятны подавляющему большинству людей даже в тех странах, где уже знали, что такое компьютер.

Потом очень долго хакерские атаки и «компьютерные взломы» считались делом «цифровых фанатов», молодых людей, которые взламывали компьютерные сети банков, чтобы банально похитить деньги, или размещали на официальных страницах госструктур танцующих чертиков, «пикантные картинки» или еще что-нибудь.

Теперь же мир переживает очередную «цифровую революцию», но уже с противоположным знаком. Компьютерными взломами занимаются уже не любители, а сотрудники спецслужб влиятельных государств. Взламывают не банковские компьютеры или официальные страницы, а личную почту и конфиденциальную переписку. А уж о такой «мелочи», как скоординированный запуск провокационных «фейков», не приходится и говорить. На этом фоне, что было вполне ожидаемо, «информационная безопасность» превратилась в одну из самых обсуждаемых на самом высоком уровне тем.

Вот и Армения решила, так сказать, «приобщиться к элитному клубу» государств, где переживают по поводу компьютерной безопасности. Президент Серж Саргсян, который еще и возглавляет Совет национальной безопасности страны, созвал заседание совета, сообщает пресс-служба главы армянского государства.

На повестке дня, строго говоря, значился целый перечень вопросов. В рамках заседания обсуждались реформы институциональной системы в сфере борьбы против коррупции, вопросы повышения эффективности системы общественной службы и т.д.

Вице-премьер, министр международной экономической интеграции и реформ Армении Ваче Габриелян и министр юстиции Армении Давид Арутюнян представили участникам заседания уже реализованные антикоррупционные мероприятия, пакет законопроектов, проделанные работы в борьбе против коррупции в рамках международных соглашений, а также направления новой антикоррупционной стратегии.

Но самое главное, в ходе заседания совет одобрил концепции по обеспечению информационной безопасности и политики Армении. Концепции, по утверждению директора Службы национальной безопасности Армении Георгия Кутояна и министра транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваана Мартиросяна, являются важнейшими компонентами государственной политики.

А по словам Кутояна, проект был разработан, исходя из современных вызовов, новых параметров информационной безопасности. В них представлено нынешнее состояние сферы по обеспечению информационной безопасности Армении, угрозы и вызовы, проблемы. Совет национальной безопасности проекты концепций одобрил.

Только вот слишком многое указывает на то, что выражение «информационная безопасность» в переводе на армянский имеет свое специфичное «прочтение», и защищаться в Армении намерены не от компьютерных взломов, а от «нежелательной» информации, поступающей прежде всего с азербайджанской стороны, в том числе по каналам социальных сетей.

Напомним: чуть больше недели назад в Ереване проходил форум «Армения — диаспора». В его рамках, в числе прочего, прошло и заседание с прямо-таки «говорящим» названием: «Антиармянская пропаганда как мишень информационной безопасности». И вот, выступая на этом заседании, некий Тигран Абраамян, именующий себя «советником президента Нагорного Карабаха», старательно стращал аудиторию: оказывается, вездесущие спецслужбы Азербайджана начали большую охоту на армянских юзеров! И вообще, зловредная азербайджанская пропаганда пытается оказать воздействие на общественность Армении и «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) самыми разными способами.

А вот цель этой зловредной пропаганды состоит в том, чтобы создать информационные риски не столько в Нагорном Карабахе, где, оказывается, общественность прекрасно осведомлена даже о малейших событиях, в том числе на передовой, но в первую очередь в самой Армении.

По его версии, азербайджанская пропаганда особенно активировалась после «Апрельской войны» и за последние 7-8 месяцев распространила значительный объем дезинформации, основным стержнем которой являются смонтированные видеоролики о «поражении» армянских позиций на передовой.

«Я, как правило, характеризую данные проявления термином «монтажная война», поскольку для достижения успеха на информационном поле Азербайджан прикладывает активные усилия также в данном направлении», — дрожащим голосом поведал Абраамян.

Затем включил в число «пропагандистских трюков» фейковые новости в соцсетях, например, статусы о смерти и ранении военнослужащих со ссылкой на пользователя с армянскими данными или же распространение фальшивых новостей о смертельных ДТП с участием военных.

По словам Т.Абраамяна, спецслужбы Азербайджана начали большую охоту на рядовых армянских юзеров. Правда, «охота» эта своеобразная. Судя по словам Абраамяна, Азербайджан не взламывает переписку, не ворует персональные данные и т.д. — в социальных сетях «всего лишь» распространяется не выгодная Армении информация.

С помощью которых азербайджанские пропагандисты, уверен Абраамян, решают две основные задачи: воздействовать на внутреннюю аудиторию и внушить ей тезис об успехах азербайджанских ВС, а с другой стороны — внушить общественности Армении, «Арцаха» и армянской диаспоре тезис о «беспомощности» армянской армии.

Затем бодро отрапортовал: «В основе проводимой в настоящее время в Арцахе информационной политики лежит принцип оперативного и объективного реагирования на кризисные ситуации. Предельно важно также создание условий на месте — для обеспечения необходимых информационных потоков в случае возможных обострений». Т.Абрамян, добавил, что в данном направлении уже проводится соответствующая работа не только в «НКР», но и в Армении.

Согласимся с господином Абраамяном: жители, к примеру, села Талыш в Нагорном Карабахе о том, что господствующие над их селом высоты перешли под контроль азербайджанской армии, узнали не от «зловредной азербайджанской пропаганды».

Только вот в самой Армении о гибели призывников в том же Карабахе тоже узнают не только и не столько из азербайджанских СМИ, как и о собственном бедственном экономическом положении, кстати говоря. А уж когда в СМИ Азербайджана и азербайджанском секторе социальных сетей появляются официальные релизы Минобороны АР с российскими огнеметами, чешскими гаубицами и израильскими беспилотниками, граждане Армении, а в особенности мамы призывников, воспринимают это на свой счет. А если еще в СМИ появляются разъяснения, что Азербайджан вполне в состоянии перехватить ракеты «Искандер» и еще нанести ответный удар, тут уже нервничают не только семьи, где есть военнослужащие и юноши призывного возраста.

Только вот… как.

Но вот в чем вопрос: как по ту сторону линии фронта собираются этому противодействовать? Запускать ответные «фейки»? Усилить пропаганду в стиле «броня крепка, а «Искандеры» быстры»? Но это куда проще, чем отвечать на неприятные вопросы, рождающиеся внутри страны.

Можно вспомнить, как по горячим следам апрельских боев, когда официальный Ереван то уверял, что никаких «территориальных потерь» Армения не понесла, то истерично требовал, чтобы азербайджанские войска «вернулись на прежние позиции», никакие не зловредные азербайджанские пропагандисты, а самые что ни на есть армянские «юзеры» при помощи общедоступного сервиса Google Maps весьма точно определили, сколько территорий потеряла Армения в результате апрельских боев.

Когда журналисты попытались получить комментарий у главы пресс-службы Минобороны Армении Арцруна Ованнисяна, тот взорвался: «Как они считали и как получают такие цифры? Полагаю, такие расчеты на сегодня никто не может производить, поскольку для этого необходимо, как минимум, отправиться на передовую и пешим ходом делать соответствующие измерения. Попытки некоторых дилетантов что-либо подсчитать с помощью карт Google Maps просто несерьезны».

Когда же у «споксмена в погонах» спросили, может ли он представить им «серьезную» информацию, Ованнисян по-военному четко отрубил: «Нет, поскольку идет война». Смогут ли армянские эксперты выдать что-то более убедительное и «интеллектуальное», большой вопрос.

И вот на этом фоне трудно исключать, что вслед за РФ уже и ее «форпост» приступит к серьезному ограничению свободы Интернета, массовой блокировке нежелательных сайтов и, главное, не менее массовому запугиванию армянских «юзеров» за перепост не выгодной властям информации.

Только вот вряд ли это вызовет озабоченность у штатных защитников свободы слова в СМИ и Интернете — Армения в их среде уже давно обладает этаким особым статусом «непогрешимости» и «неприкосновенности».