За рубежом, Эхо

«Иранская сделка»: еще не конец?

А.ШАКУР

Президента США уже не первый год называют «самым могущественным человеком в мире». Что уже априори обеспечивает самое пристальное внимание СМИ к его публичным выступлениям, в особенности таким важным, как речь на Генассамблее ООН.

В случае же с Дональдом Трампом журналисты не уставали напоминать: это будет своеобразная «премьера» в ООН нового американского лидера, который известен своей склонностью нарушать писаные и неписаные правила в политике.

Нынешний глава Белого дома предоставил в ходе своего выступления в ООН сколько угодно материала для новостей с пометкой «Молния». Дональд Трамп предсказуемо заявил: «Как президент США, я буду всегда ставить Америку на первое место. Как и вы, лидеры своих стран, будете всегда — и должны всегда — ставить свои страны на первое место». Повторил свой известный тезис: «США всегда будут другом для мира, и особенно — для наших союзников. Но мы больше не может позволять пользоваться нами или заключать односторонние сделки, в которых Соединенные Штаты не получают ничего взамен. Пока я занимаю эту должность, я буду превозносить американские интересы превыше всего».

Направил жесткий «месседж» России и Китаю: «Мы должны защищать свои страны, их интересы и их будущее. Мы должны отвергнуть угрозы суверенитету — от Украины до Южно-Китайского моря. Мы должны обеспечивать уважение к закону, уважение к границам и уважение к культуре, а также мирному взаимодействию, которое возможно благодаря им».

Как того и следовало ожидать, весьма жесткое предупреждение Дональд Трамп адресовал Северной Корее: «Соединенные Штаты обладают огромной силой и терпением. Но если придется защищать себя или наших союзников, у нас не останется иного выбора, кроме как полностью уничтожить Северную Корею. Человек-ракета (Ким Чен Ын — прим. ТАСС) начал самоубийственную миссию для себя и для своего режима. США готовы, хотят и имеют возможность… Но, надеюсь, в этом не будет необходимости».

Коснулся ситуации в Венесуэле: «Проблема Венесуэлы заключается не в том, что социализм плохо реализуется, а в том, что они неукоснительно следуют всем нормам социализма. От Советского Союза до Кубы и Венесуэлы, где бы ни был введен подлинный социализм или коммунизм, он приносит сильные страдания, разруху и разорение. Венесуэльский народ голодает, а страна разрушается».

Однако самое пристальное внимание привлекли весьма жесткие оценки, которые Дональд Трамп высказал в отношении Ирана .Президент США назвал Иран «страной-изгоем» и «коррумпированной диктатурой». «Правительство Ирана маскирует свою коррумпированную диктатуру за ложным видом демократии», — отметил Трамп, добавив, что власти Ирана превратили свою «процветающую страну с богатой историей и культурой» в «экономически истощенную страну-изгоя». Как подчеркнул президент США, Иран — режим, в котором «свободно призывают к массовым убийствам, кричат «смерть Америке» и «Израиль должен быть разрушен». Напомнил он и о той поддержке, которую Иран оказывает террористической группировке «Хезболлах».

Но самое главное, в своей первой речи в ООН президент Трамп заявил мировым лидерам, что мир «не может позволить режиму убийц продолжать эту дестабилизирующую деятельность, пока он продолжает создавать опасные ракеты». «И мы не можем соблюдать соглашение, если оно стало прикрытием для развития ядерной программы в конечном итоге», — добавил он, имея в виду ядерную сделку Ирана со странами «шестерки». «Сделка с Ираном была одной из худших и самых односторонних транзакций, с которыми Соединенные Штаты когда-либо сталкивались», — подчеркнул президент Трамп.

Реакция Тегерана оказалась вполне предсказуемой. Духовный лидер Ирана, аятолла Али Сейед Хаменеи заявил: «Глупая, очень уродливая и неблагородная речь президента США с гангстерским и ковбойским лексиконом, полная откровенной лжи, исходит от их гнева, фрустрации и легкомыслия».

По его словам, уже много лет американцы пытаются реализовать свой план в Западной Азии под названием «Новый Ближний Восток» или «Великий Ближний Восток», который сосредоточен на Ираке, Сирии и Ливане, но этот план потерпел поражение во всех трех странах. Президент ИранаХасан Роухани, комментируя журналистам речь Дональда Трампа на 72-й сессии Генассамблеи ООН, расценил ее как оскорбление иранцев и добавил, что американскому лидеру стоило бы извиниться за свои слова. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил, что речь американского лидера Дональда Трампа на Генассамблее ООН была полна «невежества» и «ненависти». «Невежественное, полное ненависти выступление Трампа ближе к Средневековью, чем к ООН XXI века, и недостойно ответа», — написал дипломат в своем Twitter.

Однако по-настоящему экспертов напугало другое. Дональд Трамп еще в ходе своей предвыборной кампании не раз называл соглашение с ИРИ «худшей сделкой в истории» и выступал за ее разрыв. Теперь же эта нотка весьма явственно обозначилась в его речи.

Многие политики поторопились «спасать соглашение». Все участники соглашения по иранской ядерной программе 2015 года выполняют договор, заявила представитель Евросоюза по вопросам общей внешней политики Федерика Могерини по итогам встречи «шестерки» и Ирана.

«Соглашение касается ядерной программы, оно выполняется и приносит результаты», — рассказала Могерини, добавив, что Соединенные Штаты, «ставившие под сомнение» значимость соглашения, согласились с выполнением Ираном всех пунктов договора. В свою очередь, МИД России на своей странице в Facebook проинформировал, что «строгое выполнение» Ираном своих обязательств подтвердил и доклад Генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Амано Юкия. По данным ведомства, глава МИД Сергей Лавров также подтвердил, что Россия продолжит «содействовать поддержанию устойчивости» ядерного соглашения.

В свою очередь, эксперты The New York Times предупреждают: «Патетические атаки президента Трампа на Иран по поводу ядерного соглашения могут привести к непредвиденным последствиям — вызвать сочувствие к иранскому правительству».

«Некоторые утверждают, что контраст между воинственно прозвучавшей речью Трампа на Генассамблее ООН во вторник и более умеренным обращением президента Ирана Хасана Рухани в среду дал Ирану неожиданное преимущество: имидж благоразумности на фоне гневной тирады противника,» — добавляет газета. «Это вызывает сочувствие к Ирану в международном сообществе, — указывает глава аналитической компании Eurasia Group Клифф Купчан. — Это в особенности опасно потому, что Иран очень искусен, когда притворяется жертвой, десятилетиями ущемляемой иностранными государствами».

Интрига тем временем продолжает закручиваться. Дональд Трамп, передает «Голос Америки», принял решение относительно будущего ядерной сделки с Ираном, но какое именно, в Вашингтоне не конкретизируют.

Наконец, с двойственными заявлениями выступает и госсекретарь США Рекс Тиллерсон. С одной стороны, он подтвердил, что Тегеран с технической точки зрения выполняет условия ядерной сделки. Но вот особого оптимизма не выразил. «Трудно предположить, что связанные с этим соглашением ожидания оправдались. Возможно, они оправдались в отношении технических аспектов, но в более широком контексте — нет», — сказал глава американского внешнеполитического ведомства. «К сожалению, после подписания соглашения, мы видели все, что угодно, кроме мирного и стабильного региона», — заявил Тиллерсон на пресс-конференции.

Он пояснил, что называет «ожиданиями» или «духом» результаты соглашения, которые должны привести к миру и стабильности в регионе. Как напомнил госсекретарь, Иран продолжает поддерживать режим президента Сирии Башара Асада, который «принес насилие своему народу», а также занимается «злонамеренной кибердеятельностью».

«Они (Иран — ред.) активно разрабатывают и испытывают баллистические ракеты в нарушение резолюции СБ ООН. Угрожают безопасности США и стабильности в регионе, поставляя оружие и обучая силы, чтобы размещать и создавать нестабильность по всему региону — в Йемене, Сирии, Ираке», — сказал Тиллерсон. Указал он и на «провокационные» действия Ирана против ВМС США и судов коалиции, которые «мирно следуют» через Персидский залив.

Сегодня, по мнению большинства экспертов, трудно предсказать, чем закончится «закрытая пикировка» вокруг ядерной сделки. Само соглашение, уверены эксперты, США по крайней мере на нынешнем фоне вряд ли станут разрывать. Но вот введение против Ирана новых пакетов санкций, уже вне сугубо ядерной «повестки дня» — сценарий куда более логичный. Тем более что и Иран дает сколько угодно поводов для такого развития событий. Другое дело, удастся ли здесь США заручиться требуемой международной поддержкой, и не со стороны России или Китая а стран Европы.

Наконец, серьезного внимания заслуживает и упоминание Тиллерсоном попыток ИРИ устраивает провокации против кораблей ВМС США и их союзников в Персидском Заливе. Это, кроме всего прочего, еще и верны признак что смотреть сквозь пальцы на иранские провокации и тем более сворачивать свою активность в Персидском заливе США не намерены.А это уже ставит перед непростым выбором Тегеран.

Продолжать прежнюю политику становится слишком рискованно. А те перемены, которых от ИРИ требуют США, не дают иранской муллократии даже теоретического шанса «сохранить лицо» и внутриполитические позиции. Так что даже если ядерная сделка уцелеет, политические последствия речи Трампа в ООН на иранском треке будут весьма масштабными.