НУРАНИ
У успешной внешней политики всегда много составляющих. Это и умение находить союзников, и способность просчитывать последствия собственных решений, и многое другое.
Но прежде всего необходимо, как бы это поточнее выразиться, четко представлять себе политический и экономический «вес» собственной страны. И строить политику, исходя из реальной расстановки сил.
Только вот…этому простому правилу, как показывает практика, следуют далеко не все. Иначе трудно объяснить очередной «политический кульбит» Еревана. По сообщениям армянских СМИ, Серж Саргсян, президент Армении с трибуны Генассамблеи ООН пригрозил…объявить «ничтожными» армяно-турецкие протоколы.
В условиях продолжительного отсутствия какого-либо позитивного сдвига в направлении претворения в жизнь двух армяно-турецких протоколов, Армения объявит их ничтожными, грозился президент Армении Серж Саргсян.
«Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов», — добавил он. Потом попытался придать своему обещанию должный вес, действуя в испытанном стиле школьных ябед. «Правительство Турции выдвигает абсурдные предусловия для их ратификации, которые совершенно не вытекают из буквы и духа протоколов. Я выразил четкое отношение армянского народа ко всему этому три года назад с этой высокой трибуны. Сейчас пришло время дать дополнительное разъяснение. Руководство Турции ошибается, если думает, что оно может вечно держать в заложниках эти документы и ратифицировать по удобному для них случаю», — уверял президент Армении.
Здесь, пожалуй, надо напомнить: главы МИД Армении и Турции подписали в Цюрихе «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений» еще 10 октября 2009 года. Протоколы, составленные в туманно-дипломатических выражениях, содержали пункты о признании существующих в регионе границ и совместном исследовании спорных исторических событий. Но затем свой вердикт по их тексту вынес Конституционный суд Армении, который постановил: подписав такие протоколы, Армения по-прежнему может требовать от всех стран признания событий 1915 года «геноцидом армян» и предъявлять Турции претензии на ее шесть восточно-анатолийских вилайетов. В ответ на такой «финт ушами» в Турции отреагировали вполне предсказуемым образом. В ответ Серж Азатович 22 апреля 2010 года подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что это, оказывается, такая-сякая Турция не готова продолжать начатый процесс. Вопрос ратификации протоколов находится в замороженном состоянии.
И вот теперь Серж Азатович решил еще раз погромче хлопнуть не то дверью, не то папочкой с протоколами — в общем, «высказать обидки» с высокой во всех смыслах трибуны. Только вот…каким будет реальный «коэффициент полезного действия» этого шага?
Конечно, в Армении тут же нашлись те, кто поторопился выразить свой «одобрям-с».
Заявление президента Армении о том, что мы вступим в весну 2018 года без этих тщетных протоколов, было очень правильным и своевременным, заявил в беседе с корреспондентом Aysor.am директор Института востоковедения Академии наук Армении, тюрколог Рубен Сафрастян. «Заявление о том, что Армения может объявить Цюрихские протоколы ничтожными, было правильным. Турция выдвигает предусловия с 1991 года, но мы до сих пор не смирились с этим», — цитируют его журналисты. По версии «тюрколога в ереванском стиле», от этого ничего не случится, поскольку отношений с Турцией так или иначе нет. «Все равно, отношений нет, они не готовы к установлению отношений с нами, мы и без них очень хорошо живем», — заявил Рубен Сафрастян.
Насчет «хорошо живем» господин Сафрастян, конечно, хватил через край. Даже по официальным данным, бедность в Армении составляет не менее 30%. Правительство бодро рапортует, что уровень бедности немного снизился, но этой бодрой цифири в Армении уже не верят.
Те обезнадеживающие цифры, которые правительство Армении представило в своем отчете, должны не только писаться на бумаге, но и быть ощутимы, заявила несколько дней назад журналистам вице-председатель партии «Свободные демократы» Анжела Хачатрян. А армянский народ, по ее словам, так и не ощутил на себе те положительные изменения, о которых заявило правительство.
Доказательством тому являются темпы эмиграции, которые продолжают увеличиваться. «И только по обобщенным данным Национальной статистической службы за 2016 год, которые не отражают полную картину, так как к ним надо еще дополнить некоторые цифры, имеем 24 тысячи эмигрировавших», — сказала Хачатрян, добавив при этом, что численное соотношение между теми, кто выезжает на заработки, и теми, кто покидает страну, выросло. Так, по словам сопредседателя партии «Свободные демократы», число выезжающих на заработки составило лишь 47%.
Вместе с тем Хачатрян отметила, что в стране неуклонными темпами продолжают расти бедность и социальный разрыв между разными слоями общества. «Так, бедность в нашей стране продолжает оставаться на очень высоком уровне и составляет порядка 30%. И это, опять-таки, официальные данные. Что же касается внешнего долга, то, кажется, об этом уже говорят все. Был зафиксирован рост в 600 млн. долларов», — заключила оппозиционер.
Здесь, пожалуй, необходимо вспомнить: чуть менее года назад, в ноябре 2016 года, этнограф Грануш Харатян заявила, что в условиях реальной бедности, вне зависимости от показателей, в Армении живет почти две трети населения. Согласно докладу «Бедность и социальная панорама Армении» национальной статистической службы Армении, уровень бедности в стране за 2015 год составил 29,8%, что на 0,2% меньше, чем в 2014 году. Общее количество бедных людей в Армении составило 900 тысяч человек, 310 тысяч из которых — очень бедные, а 60 тысяч — крайне бедные.
Однако Харатян на своей пресс-конференции объясняла журналистам: «Сегодня субъективное восприятие бедности в Армении носит ментальный характер. Люди стыдятся или же не признают себя бедными. Таким образом, показатели статслужбы не отражают истинной картины уровня бедности в стране. Если в этом году порог бедности в Армении составляет около 41 тысячи драмов (86 долларов по текущему курсу), то люди с доходом 42 тысячи драмов (88 долларов) уже бедными не считаются».
В свою очередь, директор независимого социологического центра «Социометр» Агарон Адибекян подчеркнул, что по стандартам ООН порогом бедности считается ежедневный доход в два доллара, а нищеты — один доллар. «По нашим последним данным, около 50% населения Армении находятся ниже порога бедности, так как ежедневный доход на одного человека составляет меньше двух долларов. Причем 25% их доходов составляет государственное пособие», — цитировало Адибекяна агентство ARKA.
В таких условиях хлопать дверью и «разрывать протоколы» с входящей в «двадцатку» Турцией — уже не самый логичный шаг. Только вот есть еще один фактор. Именно эта бедность и безысходность и заставляют граждан Армении искать счастья за рубежом. Большая часть отправляется на заработки в Россию. Но, согласно неафишируемым данным, немалая часть граждан Армении находится на «нелегальных» заработках в куда более богатой и «перспективной» Турции. В мае 2017 года лидер партии Большого единства (Buyuk Birlik Partisi (BBP) — Ред.) Мустафа Дестеджи на своей пресс-конференции, посвященной итогам визита в Эрзурум, оценил их количество в 100 тысяч человек и призвал к выдворению из Турции.
«В Турции проживают этнические армяне, и они, естественно, являются нашими гражданами. Они имеют права как нацменьшинства. В то же время в Турцию прибыли около 100 тысяч нелегальных мигрантов — граждан Армении. Турция немедля должна их депортировать. Армения оккупировала территорию Азербайджана, совершила геноцид, постоянно нарушает режим прекращения огня. А мы должны содержать нелегальных мигрантов из Армении? Это недопустимо, мы не принимаем подобное», — подчеркнул Дестеджи.
Пока это заявление оппозиционного политика, но в ответ на объявление протоколов «ничтожными» и прочие резкие телодвижения ответная реакция может последовать уже от Турции. И вот тут Армении мало не покажется.
Правда, в этих условиях уже мало кто вспомнит про Сафрастяна.