Точка зрения, Эхо

«Форпост для отмазки»

nurani-foto-tochka-zrenia3НУРАНИ

В календаре каждой страны есть свои памятные и исторические даты. И какую из них отмечать в качестве главного государственного праздника, каждое государство решает для себя самостоятельно.

В Великобритании главный государственный праздник — День рождения королевы, во Франции — День взятия Бастилии, в Норвегии — День конституции.

Многие государства в качестве своего главного праздника отмечают годовщину провозглашение собственной независимости. Первым прецедентом здесь многие справедливо считают Соединенные Штаты Америки.

Сегодня день провозглашения собственной независимости или даже начало активной борьбы за нее в качестве главного государственного праздника отмечают Алжир и Мексика, Узбекистан и Украина.

А вот в календаре государств Южного Кавказа в какой-то момент оказалось, условно говоря, два дня независимости. Так, Азербайджанская Демократическая Республика была провозглашена 28 мая 1918 года, а 18 октября 1991 года Азербайджан свою государственную независимость восстановил.

Точно так же Армении провозгласила свою независимость 28 мая 1918 года, а 21 сентября 1991 года, уже во время распада СССР, приняла Декларацию о суверенитете. Тогда, во время распада СССР, такие декларации считались чем-то вроде «промежуточной независимости»: вроде бы заявили о своих правах, но крамольного слова «независимость» все же не произнесли.

После того, как СССР распался, в Азербайджане свой главный государственный праздник отмечают 28 мая — День Республики. А вот в Армении пошли другим путем. Самые пышные торжества здесь устраиваются 21 сентября, и этот день официально именуется Днем независимости Армении. Вроде бы все правильно.

И даже «в тренде» — та же Россия отмечает свой праздник 12 июня. Только вот, выбирая дату главного государственного праздника, надо еще постараться сделать так, чтобы вся приличествующая такому случаю официальные риторика не звучала тонкой издевкой. Что, судя по многим признакам, и происходит сегодня в Армении.

Возможно, конечно, правы те, кто утверждает: XXI век — это век интеграции и кооперации, времена изоляционизма, «осажденных крепостей» и натурального хозяйства безнадежно канули в Лету, не говоря о том, что в современном мире независимости у государства примерно столько же, сколько у водителя автомобиля на оживленной городской трассе: во-первых, «рулить» надо по правилам, во-вторых, помнить, что на дороге ты не один, а в-третьих, твой «железный конь» время от времени требует бензина, масла, запчастей, и все это не растет на твоем личном огороде.

Только вот интеграция и кооперация — это одно, а полная зависимость — уже другое. Потому как можно приобретать тростниковый сахар где-нибудь в Вест-Индии, пшеницу — в Канаде, а мясо — в США и Австралии, но при этом «держать руку на кнопке», иметь возможность для маневра и знать: если завтра не удастся закупить, ну, скажем, грузовики «Мерседес», то можно заменить их грузовиками Skania.

Но если «контрольный пакет» акций всей страны находится в «не своих» сейфах…А сегодня вряд ли имеет смысл напоминать по крайней мере южнокавказской аудитории: в Армении под контролем России находится транспортная инфраструктура, включая железные дороги (своего авиаперевозчика у этой страны нет), сотовая связь, энергетика, включая Мецаморскую АЭС…

Россия контролирует границы Армении — с Ираном и Турцией. За последний год Армения по сути лишилась контроля и над своей армией — здесь созданы «совместные с Россией» группировки Сухопутных сил и сил ПВО. Неслучайно, что Армению открыто называют «форпостом России» — так же, как, к примеру, Калининградскую область.

Нет, конечно, не сказать, чтобы Армения от такого союза ну совсем ничего не получала взамен. Об этом по понятным причинам не любят вспоминать ни в Москве, ни тем более в Ереване, но территориальные захваты сначала в Нагорном, а затем в равнинном Карабахе совершались действующими «от имени» Армении регулярными российскими частями — именно здесь впервые был разыгран знакомый по Украине сценарий «ихтамнет».

Именно российские дорогостоящие оружейные «подарки», где «Искандеры» — далеко не единственный прецедент, и политическое «прикрытие» позволяют Еревану сегодня продолжать оккупацию азербайджанских земель.

Наконец, есть и прямая экономическая «подпитка», без которой Армении просто не выжить: нефть и газ по внутрироссийским ценам, поддержание в рабочем состоянии железных дорог и прочей инфраструктуры… Перечислять можно до бесконечности.

А теперь попытаемся задать себе и такой вопрос: а в чем смысл содержать такого «дорогого союзника» для России? Экономические и военные «подарки» Армении обходятся бюджету РФ в копеечку. Плюс еще неизбежные осложнения на азербайджанском и турецком «направлениях». «Форпост» на границе с натовской Турцией?

Дело даже не в нынешнем «потеплении» между Москвой и Анкарой. Просто Армения была ценным форпостом на границе с Турцией в то время, пока у нее была надежная сухопутная связь со своей «метрополией», но не сегодня, без надежного подвоза боеприпасов, без возможности оперативно перебросить личный состав и оружие.

Можно, конечно, что-то доставить через Иран, но это долго и трудно. А в случае с «форпостом» оперативность важнее выгодной позиции самой по себе. Так что в случае настоящей войны с НАТО Армения из «выгодного форпоста» неминуемо превращается в удобную мишень и «головную боль». Средство военного давления на Азербайджан, а в перспективе, возможно, и на Грузию? Безусловно. Но не только.

Просто с самого начала Армении и «армянскому фактору» Москва отводила совершенно особую роль. Достаточно вспомнить, как в семидесятые годы именно через КГБ Армянской ССР и «этнические близкие» армянские террористические группировки советские спецслужбы «контактировали» с миром международного терроризма. И самое главное, внезапно набравшему силу за счет квот на продажу советской нефти «армянскому лобби» отводилась важная роль во вбивании клина между Турцией и ее союзниками по НАТО.

Появление на карте мира независимой Армении изменило технологии, но не их «генеральное направление». Эта страна превратилась не просто в «форпост», а в этакий «форпост для грязной работы». При помощи Армении пытались (и пытаются) дестабилизировать ситуацию в нелюбимом Азербайджане. И самое главное, через Армению поставлялось и поставляется оружие тем российским сателлитам, помощь которым РФ не желает «засвечивать». Поставки оружия боснийским сербам в обход санкций ООН под видом продукции армянского ПО «Разданмаш» и оружие из очередного российского «подарка» Армении, внезапно «всплывшее» на позициях РКК — примеры известные, но не единственные.

Сегодня с той же активностью связи и контакты «армянского лобби» с правозащитным движением весьма активно используются РФ и против Украины, и против Азербайджана — достаточно просто обратить внимание, что очередная кампания «обеспокоенности в связи с нарушениями прав человека в Азербайджане» поднимается как раз накануне заключения важных «нефтегазовых» договоренностей и какую активную роль в ней играют и политики, связанные с «армянским лобби», и персоны с заканчивающимися на «-ян» фамилиями.

Возможно, конечно, что до поры до времени такое распределение ролей устраивало если не всех, то многих. В полном соответствии с канонами «подрывной деятельности», Россия использовала Армению в качестве этакого «форпоста для отмазки», Армения получала взамен оружейные, а то и «территориальные» подарки, и главное, происходило все по большей части за счет Азербайджана…

Но теперь ситуация «сдвинулась». Попытка повторить против Украины сценарий «миацума» и последующих территориальных захватов обошлась России куда дороже, чем это планировали в Кремле. На фоне санкций РФ не до новых политических авантюр и щедрот. К тому же в то время, когда президент России Владимир Путин стремительно теряет «рукопожатность» на мировой арене, а против РФ введены санкции, в Армении забеспокоились: если у «метрополии» неприятности, «форпост» вряд ли останется в стороне.

Более того, ждать от «нерукопожатной» России надежного политического прикрытия не приходится. А значит, перспектива, что «форпосту для отмазки» придется ответить за свои грязные делишки, становится пугающе реальной. Да тут еще даже армянские лоббисты из США дают понять: Армения в американском политическом пространстве может на что-то рассчитывать только в том случае, если выйдет из-под опеки РФ.

В результате в Ереване суетятся и явно пытаются «сманеврировать», «сесть на оба стула» и т.д. Недавняя эпопея с попыткой армянских «зинворов» принять участие в учениях НАТО в соседней Грузии дает здесь изрядную пищу для размышлений. Напомним: месяца два назад в Армении гордо заявили, что ее солдаты отправятся на натовские маневры в Грузию.

В основной сценарий учений «зинворов», правда, не включили, поручив обеспечивать медицинскую помощь, но «самого факта» армянским экспертам хватило, чтобы громко возвестить о невероятном дипломатическом прорыве, «диверсификации политики», неких мифических «гарантиях безопасности», будто бы полученных от НАТО…А затем все закончилось, пардон, громким пшиком. Сержа Саргсяна вызвали «на ковер» к Владимиру Путину в Сочи, и вся активность Армении на натовском направлении была мгновенно свернута.

Сегодня в центре внимания новая инициатива — «большое соглашение» с ЕС, то самое, которое Брюссель и Ереван планируют подписать вместо отвергнутого Арменией документа от 2013 года. Но, во-первых, несмотря на громкое название, бумага эта составлена с учетом членства Армении в ЕАЭС, то есть никакой диверсификации она ей не обещает априори. А во- вторых, и «в-главных», любая зависимость, неважно, политическая, наркотическая или военная, имеет схожие черты.

Вначале пользоваться ею легко и приятно, потом «дозу» для достижения прежнего эффекта приходится повышать, а затем без внешней «подпитки» уже не обойтись. И если эта «подпитка» даже не прекращается, а просто мелеет, то…испытать такое на собственной шкуре — удовольствие ниже среднего.

Словом, встречать свой день независимости Армении придется в не самых веселых «декорациях». Даже если там в очередной раз провезут по главной площади подаренные РФ «Искандеры».