За рубежом, Эхо

«Газовая война» и права человека

nord-stream-severniy-potokНУРАНИ

Как грустно шутят эксперты, с момента проведения в столице Финляндии Хельсинки в 1975 году знаменитого Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и практически до падения Берлинской стены международное правозащитное движение стремительно наращивало свой авторитет.

На «третью корзину», как именовали гуманитарные вопросы и права человека после Хельсинского форума, политики вначале не обращали внимания, но затем правозащитники «первого поколения» все-таки добились для себя «права быть выслушанными».

Казалось бы, после падения Берлинской стены для правозащитного движения наступил едва ли не «золотой век». Защита прав человека из «периферийного вопроса» превратилась в политический «мейнстрим». На правозащитников пролился золотой дождь из правительственных грантов, престижных приглашений и VIP-визиток. Но…

Как потом признали многие эксперты, с распадом «социалистического лагеря» правозащитное движение потеряло «поле приложения сил». «Работать» где-нибудь в Северной Корее или секторе Газа было по-настоящему рискованно, да еще к тому же оставшиеся заведомые диктатуры не могли обеспечить достаточно широкого «поля приложения сил». А значит, оставалось или брать под защиту персон вроде Брейвика, или… заниматься этакой «торговлей влиянием». А проще говоря, платным политическим лоббизмом.

Во всяком случае, громкий скандал, связанный с коррупцией в правозащитных структурах, бушует в ООН. Напомним: неделю назад спецдокладчик ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идрис Джазаири по итогам своего визита в РФ представил доклад.

В Москве он провел встречи с представителями правительства, а также членами бизнес-сообщества, дипломатами и представителями ООН. Показательно, что сотрудники дипмиссий государств, которые ввели санкции против РФ, от встречи со спецдокладчиком отказались. Но его пыла это не охладило. Джазаири заявил, что санкции в отношении России обходятся экономике Евросоюза в 3,2 миллиарда долларов ежемесячно, тогда как экономика РФ суммарно за 3 года пострадала на 55 миллиардов долларов.

«В Европейском союзе и Российской Федерации санкции могли привести к экономическим потерям на общую сумму в 155 миллиардов долларов США, не имея при этом никакого явного положительного воздействия», — говорится в документе.

По данным эксперта, от введения санкций против РФ, экономика Евросоюза ежемесячно страдает на 3,2 миллиарда долларов. Тогда как для Российской Федерации прямые потери на сегодняшний день составляют «порядка 15 миллиардов долларов США в год или в общей сложности 55 миллиардов долларов». «Это первый случай, когда мандатарий рассматривает односторонние принудительные меры, объектом которых стал столь сильный и стратегически важный игрок международного сообщества», — отмечается в документе.

По версии докладчика, введенные против РФ односторонние принудительные меры не возымели требуемого действия и оказались контрпродуктивными. К ужасу докладчика, за три года «санкции, возможно, стали причиной снижения валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации в период 2014-2016 годов в среднем на 1% максимум».

При этом больший урон экономике РФ принесло мировое падение цен на нефть. Также санкции привели к увеличению людей, живущих за чертой бедности (доходы до 10 тысяч рублей в месяц) — с 15,5 миллионов человек в 2013 году до 19,8 миллиона в 2016 году. Что, впрочем, не мешает ему тут же заявить, будто бы Россия смогла успешно адаптироваться к новым реалиям, что была активизирована программа по диверсификации экономики в целях устранения нефтезависимости, «больше внимание стало уделяться научным исследованиям, что ознаменовало собой возврат к прежним временам, когда во многих секторах, в том числе в космических технологиях, Российская Федерация находилась в авангарде».

«Пример Российской Федерации свидетельствует об ожидаемой адаптируемости (к санкциям) относительно благополучной страны с многообразными ресурсами, высококвалифицированным населением и многочисленными торговыми партнерами», — изрек Джазаири, посоветовав о провести анализ эффективности осуществления односторонних принудительных мер в отношении России в плане достижения их провозглашенной цели, «действуя при этом таким образом, чтобы избавить ни в чем не повинных гражданских лиц в странах-инициаторах и странах-объектах санкций от нежелательных неблагоприятных последствий для прав человека».

О том, что поводом к санкциям стала неприкрытая агрессия против Украины и аннексия части ее территории, о такой «мелочи», как продолжающаяся война на Донбассе, Джазаири не вспомнил. О нарушенных правах крымских татар -тем более.

А теперь в СМИ просачиваются подробности, что стало причиной такого вот «тоннельного зрения» спецдокладчика. Российский оппозиционный сайт «Грани» приводит шокирующие данные: Идрис Джазаири, составивший позитивный для Москвы доклад о западных санкциях, получил от России 50 тысяч долларов. Активисты UN Watch, неправительственной организации по мониторингу деятельности ООН, сослались на прошлогодний отчет ООН, в котором говорится, что Россия добровольно пожертвовала Джазаири указанную сумму в качестве взноса на функционирование офиса Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, отмечается, что в Совет по правам человека ООН, назначающий спецдокладчика, входят представители Китая, Кубы и Венесуэлы, способные влиять на выводы экспертов совета в нужную для режимов этих стран сторону. Так, 11 августа Джазаири заявил, что санкции США против Венесуэлы «ухудшили ситуацию».

Сам Джазаири вполне предсказуемо отверг обвинения в подкупе. «Подобные нападки на мой мандат больше основаны на инсинуациях, чем на фактах, — цитирует его возмущенное заявление сайт УВКПЧ ООН. — Я самым жестким образом отвергаю обвинения в том, что на результаты моего визита в Россию оказало влияние финансирование моего мандата». Как отмечается в заявлении совета, выделенные Россией 300 тысяч долларов были потрачены на все шесть мандатов УВКПЧ, а не только на деятельность Джазаири. Поездка же дипломата в Москву была профинансирована из бюджета ООН. Только вот удалось ли ооновским «правозащитникам» отмыться от подозрений -вопрос открытый.

Понятно, впрочем, и другое. В РФ могут, конечно, при каждом удобном случае и без оного заявлять, будто бы «санкции делают Россию только сильнее», и вообще «нас не сломить», «мы встали с колен» и т.д., но в реальности «санкционная удавка» вокруг РФ продолжает затягиваться. Более того, если вначале речь шла в основном о «персональных» санкциях, то теперь мир перешел к санкциям секторальным. И самое главное, РФ активно выдавливают с европейского газового рынка. На днях в РФ сквозь зубы вынуждены были признать: новые санкции США против российских экспортных трубопроводов все-таки препятствуют строительству «Северного потока — 2» самой угрозой их применения. «[Санкции] делают финансирование таких проектов, как «Северный поток — 2″, практически невозможным», — заявил неделю назад гендиректор OMV Райнер Зееле. Отсутствие разъяснений Минфина США, как будет применяться новый закон, создает неопределенность, которая не позволяет точно понять источники инвестиций, сетовал Зееле, схему финансирования проекта, возможно, придется пересматривать, передают «Ведомости».

В Москве, конечно, демонстрируют оптимизм. Руководство «Газпрома» убеждено, что при любом развитии событий проект будет реализован в срок. «Северный поток — 2″ будет профинансирован полностью», — передал через пресс-секретаря «Ведомостям» предправления «Газпрома» Алексей Миллер.

Только вот «Московский комсомолец», со своей стороны, отмечает: «Еще в начале августа международное рейтинговое агентство Moody’s отметило, что строительство трубопровода «Северный поток-2», как и «Турецкого потока», может быть задержано новыми антироссийскими санкциями Соединенных Штатов, которые распространяются на финансирование этих проектов.

Стоимость строительства «Северного потока-2» оценивается в 9,5 млрд евро, 30% вкладывают «Газпром» и его европейские партнеры — Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall, которые, естественно, привлекают долгосрочные кредиты. До появления последних санкций компании уже инвестировали $1425 млн. Оставшиеся 70% должны были быть покрыты проектным финансированием со стороны европейских банков. Тут и может возникнуть заминка».

Но самое главное, в РФ не могут не понимать, что на фоне появления на рынке новых «игроков», среди которых не только США с их сжиженным газом, не только Норвегия, которая уже успешно выдавила Россию с рынка той же Литвы, но и Азербайджан со своими проектами ТАР и TANAP, «Северный поток-2» может просто «повиснуть в воздухе» — в особенности на фоне безнадежно испорченной репутации РФ как поставщика после серии газовых войн.

Плюс ко всему остановка «Северного потока-2» для России — это не просто потеря доходов от экспорта газа. Теоретически объемы «голубого топлива» можно перебросить на другие рынки, да и потребность в газе растет стремительно. Куда страшнее для нее потеря влияния — и при помощи «газового шантажа», и с использованием лоббистских рычагов политических и экономических кругов и персон, «завязанных» на газпромовские проекты, к примеру, в той же Германии.

Другой вопрос, есть ли у РФ возможности переломить тенденцию в «газовой войне».