За рубежом, Эхо

Так кто же «глушил» дипломатов США на Кубе?

gosdep-usa-department-of-stateА.ШАКУР

Как считают многие эксперты по внутриполитической жизни США, если во время своего первого срока администрация озабочена, как правило, шансами переизбрания президента на следующие четыре года, то вторая «четырехлетка», если, конечно, «перевыборы» оказываются удачными, воспринимается как шанс войти в историю.

Бараку Обаме, занимавшему пост президента США с 20 января 2009 по 20 января 2017 года, место в истории было обеспечено с первого дня — он, как известно, первый темнокожий «хозяин» Белого дома. Во внутренней политике свою главную задумку — реформу медицинского страхования — ему реализовать так и не удалось. Но вот в политике внешней Бараку Обаме и его «команде» удалось достичь двух масштабных прорывов.

Прежде всего именно на его президентство приходится подписание «ядерной сделки» между Ираном и странами «шестерки». Соглашение это как минимум небесспорное, но демократы без колебаний записывают его себе в актив. Кроме того, Барак Обама восстановил дипломатические отношения США с Кубой, а в Гаване было открыто, вернее, восстановлено посольство США.

Одни эксперты видели в этом прежде всего предвыборный шаг: в США проживает немало иммигрантов с острова Куба, и их голоса были бы как минимум нелишними в «копилке» кандидата от демократов. Другие предостерегали: большинство этих иммигрантов — убежденные противники Кастро, и для них признание нынешних властей Кубы со стороны США — не такая уж и радостная новость.

В том числе потому, что признание «кастровских» властей Кубы со стороны США ставит крест на бродивших в их среде надеждах повторить что-то вроде высадки в заливе Кочинос, но с более удачным финалом, вернуться на Кубу уже в качестве «старых новых хозяев» и вернуть свою утраченную собственность, от плантаций ананасов и сахарного тростника до приморской недвижимости.

Однако теперь этот внешнеполитический успех Обамы — под серьезной угрозой пересмотра и «обнуления». В Вашингтоне всерьез рассматривают вопрос закрытия своего посольства в Гаване — после серии «акустических атак». Об этом, во всяком случае, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в интервью программе Face the Nation в эфире CBS News.

На минувшей неделе с таким предложением к нему, как напоминает The Washington Post, обратились пять сенаторов- республиканцев. В своем письме законодатели призвали госсекретаря выслать из Соединенных Штатов всех кубинских диппредставителей, объявив их «персонами нон грата». «И если Куба не предпримет каких-либо ощутимых действий, закройте посольство США в Гаване», — советовали авторы послания. «Пренебрежение Кубы своим долгом защищать» американских дипломатов и их семьи, по мнению сенаторов, не может быть «оставлено без ответа».

«Мы рассматриваем это (предложение)», — отреагировал Тиллерсон. Ситуацию с «акустическими атаками» на американских дипломатов на Кубе он также назвал «очень серьезной проблемой, касающейся вреда, из-за которого пострадали люди». «Мы вернули некоторых из них (подвергшихся вредоносному воздействию дипломатов) домой», — заметил глава Госдепа. Вопрос о закрытии посольства, как еще раз подчеркнул Тиллерсон, «находится на рассмотрении».

Напомним: об «акустической атаке» на некоторых сотрудников американского посольства в Гаване Госдепартамент США сообщил еще в августе. По мнению американского дипведомства, в результате использования кубинцами специального акустического оборудования с конца 2016 года у многих дипломатов возникли проблемы со здоровьем (как сегодня поясняют в США, у 19 американских дипломатов медработники диагностировали такие симптомы, как тошнота, временная утрата памяти и слуха, головокружение, похожие симптомы обнаружились у пяти канадцев, один гражданин США был госпитализирован в кубинскую клинику). Госдепартамент запросил медиков из США, чтобы разобраться в природе произошедшего.

«Мы попытались выяснить у кубинцев, что происходит. Однако они настаивают на том, что не знают, в чем дело», — рассказали телеканалу CNN в американском дипведомстве. К расследованию, по словам источников, подключили ФБР. Как поясняли тогда в Вашингтоне, с враждебными актами со стороны представителей кубинского государства американские дипломаты сталкиваются на протяжении многих лет, их собственность и имущество часто подвергаются ущербу. После восстановления дипотношений между Гаваной и Вашингтоном кампания «устрашения» пошла на спад, но теперь вспыхнул «акустический скандал».

Как отметили уже тогда в Госдепартаменте, «кубинское правительство должно ответственно, согласно Женевской конвенции, защищать наших дипломатов». «Мы считаем, что должны напомнить властям Кубы об их ответственности также согласно Венской конвенции», — добавили в дипведомстве.

В Гаване все, разумеется, отрицали. Но доказательства были слишком серьезными, чтобы их можно было просто проигнорировать и отбросить.

Но теперь в истории с «акустическими атаками» проявился российский след. Во всяком случае, американское следствие, как передает АР, рассматривает версию, что к «акустической атаке» на дипломатичесий персонал США в Гаване может быть причастна, помимо Кубы, другая страна.

«На подозрении» находятся Россия, Иран, КНДР, Китай и Венесуэла. «У Москвы даже есть правдоподобный мотив: вогнать клин между коммунистическим островом и Западом»,- пишет AP, напоминая, что у России есть современное оружие, которое трудно обнаружить. Никто из опрошенных дипломатов не предоставил AP доказательств причастности России или других стран к «акустической атаке».

Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Еще в конце августа, когда стало известно о второй «акустической атаке» (от нее, по разным данным, пострадали не менее 20 дипломатов), многие эксперты задавали вопрос: кому это вообще понадобилось? И зачем?

В самом деле, Куба с трудом смогла добиться нормализации отношений с США на минимально приемлемых для себя условиях. Несмотря на весь громкий флер об «острове Свободы» и т.д., экономическое положение Кубы точнее всего было бы назвать катастрофой. Торговое эмбарго, наложенное на остров со стороны США, и незбежные «издержки социализма» привели к вполне предсказуемым последствиям.

Туристы, которые все-таки добираются до этого некогда райского острова, потом пораженно рассказывают о местной нищете, разрушающихся домах в исторической части Гаваны и т.д. После революции Куба довольно долго жила за счет советских дотаций, но после «перестройки» Москве уже не до щедрот.

Другое дело, что попытка Рауля Кастро искать пути к «потеплению» с США не на шутку напугала Россию. Да, на Кубе пока что не отказываются от социализма и не снимают портретов Че Гевары, но вода, как известно, камень точит. Американская «мягкая сила» в виде инвестиций и технологий уже не раз доказывала свою эффективность.

К тому же на Кубе активно обсуждается, кто станет преемником Рауля кастро, и во главе острова может оказаться сторонник еще большего сближения с Вашингтоном. Для России это означает катастрофу: потеря пунктов базирования кораблей, комплекса РЛС «Лурдес» и еще много чего, в особенности на фоне политического кризиса в Венесуэле и весьма неопределенной ситуации в Никарагуа, где у сандинистов тоже немного шансов продержаться без поддержки Москвы.

Стоило ли в этом случае ждать попыток РФ «активно воздействовать» на ситуацию — вопрос риторический. И тут уже лучше не забывать, что, как о том сообщал «Коммерсантъ», живущий в Майами известный кубинский оппозиционер Карлос Альберто Монтанер высказал предположение, что «подобные атаки могут совершить некие сотрудники кубинских спецслужб, недовольные сближением своей страны с США при Бараке Обаме», добавив, что «опыт «акустических атак» кубинцы могли позаимствовать у советских спецслужб».

А как пишет в этой связи интернет-издание Cafe Fuerte, «советские спецслужбы в течение двух десятилетий практиковали подобного рода диверсии, но Госдепартамент их отрицал». Так продолжалось до 1976 года, когда Вашингтон вынужден был признать угрозу. Тогда около ста американских дипломатов, работающих в Москве, одновременно пожаловались на тошноту, головные боли, частичную потерю слуха. Теперь, похоже, опыт решили повторить.

Другой вопрос, как к этому отнесутся в Гаване. Во всяком случае, известно, что кубинский лидер Рауль Кастро предпринял абсолютно не типичный для руководства его страны шаг — он попросил о личной встрече с послом США на Кубе Джеффри де Лаурентисом, с тем, чтобы обсудить загадочную и тревожную ситуацию со здоровьем американских дипломатов. А это верный признак, что в обострении отношений с Вашингтоном Куба не заинтересована.

Какие подробности «акустических атак» будут при этом раскрыты, какие гарантии запрошены и получены, можно только гадать. Однако, если предположения о возможной роли России в этой атаке больше, чем просто предположения, то, по логике вещей, на Кубе об этом знают больше, чем в США. И если в Гаване, что вполне логично, возмущены попыткой РФ «откорректировать» внешнюю политику Кубы, то позиции Москвы на острове будут рушиться куда быстрее, чем это могло бы произойти только лишь под напором «мягкой силы» США.