Э.РУСТАМОВА
«Центральный банк Азербайджана решился увеличить денежную базу, но делает это медленными темпами. Поэтому говорить о том, что это сильно повлияет на экономику и курс национальной валюты, не приходится». Об этом заявил Echo.az экономист Натиг Джафарли.
По его словам, в ЦБА понимали, что постоянно снижать денежную базу в стране невозможно.
«Это привело бы к уменьшению экономической активности населения — это основа экономической науки. По большому счету, по вине Центробанка мы и так столкнулись со снижением экономической активности. Как результат, ВВП Азербайджана в первом полугодии 2017 года снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Не было экономического роста, и что самое ужасающее, — эта тенденция продолжается до сих пор,» — сказал экономист.
По словам Джафарли, одними из факторов являются жесткая кредитная политика и сжатие денежной массы.
«Как показывает практика, по неписаным правилам, за три месяца до окончания года в Азербайджане сильно увеличиваются бюджетные расходы. Следовательно, денежная база тоже должна вырасти, поэтому нам придется дождаться октября, чтобы узнать, какие намерения у правительства», — сказал Джафарли.
При этом он отметил, что правительство, ЦБА, население страны почему-то сфокусировали свое внимание только на изменениях, касающихся курса маната по отношению к доллару.
«Про остальные валюты все забыли. Все успокаивают себя тем, что курс маната по отношению к доллару стабилизировался, но ведь в сравнении с другими валютами манат потерял свои ценность и вес. Например, с начала года по отношению к евро манат подешевел почти на 15 %. Национальная валюта потеряла свои позиции и по отношению к фунту стерлингу, франку, то есть если, брать всю валютную корзину, то манат теряет свою ценность,» — говорит экономист.
По словам Джафарли, на данный момент, пока есть возможности, Центробанк административными способами держит курс на одной отметке — 1,70.
«ЦБА не хочет ни поднимать, и уже тем более отпускать эту планку. Курс удерживается для того, чтобы Государственный нефтяной фонд смог выполнить свои обязательства перед бюджетом. Дешевый манат не выгоден правительству, поэтому можно сказать, что до конца 2017 года не ожидается резкая и сильная девальвация», — сказал экономист.
Правда, по его словам, возможно, что до конца года Федрезерв США примет решение повысить учетную ставку, и если это случится, то план действий правительства Азербайджана пойдет под откос.
«Доллар укрепится по отношению ко всем мировым валютам. Если смотреть, исходя из сегодняшних реалий, скорее всего, больших изменений не произойдет, поэтому 2018 год мы встретим без девальвации. В январе текущего года манат установил исторический антирекорд по отношению к доллару. Стоимость нацвалюты по отношению к американской валюте составила 1,92. К концу четвертого квартала мы можем вернуться к этому курсу. Вероятность сильных валютных колебаний маловероятна», — заключил Натиг Джафарли.
Отметим, что денежная база в Азербайджане в августе 2017 года повысилась на 135,5 млн. манатов, или 1,63%. Как сообщили в ЦБА, объем денежной базы в Азербайджане на 1 сентября составил 8 млрд. 468,4 млн. манатов. По сравнению с аналогичным показателем за соответствующий период 2016 года денежная база выросла на 156,2 млн. манатов, или 14,2%.
В целом, объем денежной базы в Азербайджане за первое полугодие вырос на 6% и составил 8 млрд. 332,9 млн манатов на 31 июля 2017 года.
На 31 декабря 2016 года денежная база в Азербайджане составляла 7 млрд. 860,5 млн. манатов. Таким образом, денежная база в январе- июле 2017 года выросла на 6%. При этом в июле денежная база выросла на 0,7%, или на 58,4 млн. манатов. В 2016 году рост денежной базы в Азербайджане составил 13,9%.
Что касается денежной базы непосредственно ЦБА: на 1 июля 2017 года валютные резервы Центробанка Азербайджана составляют 4 млрд. 964,1 млн. и за I полугодие увеличились на 24,9%.
S&P Global Ratings прогнозирует рост в 2017-2020 годах валютных резервов Центрального банка Азербайджана в 2,06 раза. Согласно прогнозам, опубликованным на сайте агентства, к концу 2017 года валютные резервы Центробанка достигнут 5 млрд. 757 млн. против 3 млрд. 974 млн. долларов на конец 2016 года. К концу 2018 года валютные резервы ЦБА увеличатся до 6 млрд. 287 млн., к 2020 г. — до 7 млрд. 223 млн., к 2021 году — до 8 млрд. 192 млн.долларов.
При этом S&P Global Ratings считает банковскую систему Азербайджана слабой и уязвимой к сложным экономическим условиям, отмечается в сообщении агентства.