А.ШАКУР
Ближний и Средний Восток живут в состоянии «обратного отсчета». 25 сентября Иракский Курдистан запланировал свой референдум о независимости, и это событие, уверены эксперты, неминуемо «взорвет» регион.
Курдов называют одним из крупнейших народов, не имеющих своего государства. Сегодня они проживают на территории Ирака, Сирии, Ирана и Турции. До восьмидесятых годов курды-мусульмане жили и в нынешней Армении, но затем так же, как и азербайджанцы, были «выдавлены» с ее территории в результате этнических чисток. Ирак считался единственной страной, где у курдов была административная автономия, во главе которой стоит Масуд Барзани. Сегодня именно ее планируют превратить в «настоящее» государство.
Как того и следовало ожидать, категорически против выступили власти самого Ирака. Еще почти месяц назад посол Ирака в России Хайдар Хади заявил, что Багдад не признает законности проведения властями Курдистана референдума о независимости.
«Прежде всего, хочу отметить, что референдум, проведение которого иракские курды наметили на 25 сентября, отвергается иракским правительством. Это противоречит нашей Конституции», — цитировали его СМИ. Дипломат подчеркнул, что с точки зрения ООН данный референдум незаконен. «Наше послание — давайте притормозим с референдумом и продолжим диалог до тех пор, пока мы не придем к пониманию по всем проблематичным вопросам. Потому что сейчас не время», — резюмировал Хади. На днях Верховный федеральный суд Ирака издал постановление о приостановке проведения референдума о независимости Иракского Курдистана.
Против и Анкара. Турция 22 сентября намерена объявить о мерах, которые она примет в ответ на предстоящий референдум о независимости Иракского Курдистана, заявил в эфире телеканала A Haber президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. «Мы объявим о своем решении 22 сентября на заседании Совета национальной безопасности Турции», — отметил он. Турецкий лидер вновь сказал, что «решение администрации Иракского Курдистана провести референдум о независимости автономии является серьезной ошибкой». «Он (глава Иракского Курдистана Масуд Барзани) знает, как чувствительно мы относимся к вопросам территориальной целостности Ирака и статусу Киркука. Мы были вместе с ними в самые сложные периоды, и даже до сих пор с ними. Однако предпринимаемые ими шаги вынудили нас принять новое решение», — подчеркнул Эрдоган.
Негативную оценку высказали и США. Администрация президента США Дональда Трампа призвала власти Иракского Курдистана отказаться от референдума о независимости 25 сентября, говорится в заявлении пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс. Как указывается в документе, проведение референдума отвлекает от попыток победить террористическую группировку «Исламское государство» (ИГ) и стабилизировать ситуацию в освобожденных от ИГ районах. Белый дом призвал правительство Курдистана отменить референдум и провести последовательный диалог с Багдадом. Отмечается, что США готовы выступить посредником в переговорах представителей курдской автономии с Ираком.
Беспокойство ведущих политиков мира можно понять. Пожалуй, то, что происходит сегодня вокруг Иракского Курдистана, точнее всего можно описать не очень политкорректной азербайджанской поговоркой: «Один дурак бросил камень в колодец, а теперь 10 мудрецов не знают, как его оттуда вытащить». Тем более что «камней» в ближневосточный «колодец» накидали предостаточно, и самое обидное, что занимались этим вроде бы лучшие дипломаты ведущих стран на протяжении десятков лет.
Первая «бомба» под единство нынешних государств «плодородного полумесяца» была заложена еще после Первой мировой войны, когда страны Антанты, главным образом Франция и Великобритания, с упоением делили земли Османской империи по соглашению Сайкса-Пико. Именно тогда, напомним, в который уже раз, и были по существу определены границы нынешних Сирии, Ирака и Ливана…
А когда эти империи начали рассыпаться, на карте мира появлялись государства, у которых не было бесспорного этноконфессионального «ядра» или «стержня» — называйте как хотите. В одной стране жили арабы, курды, туркманы, мусульмане, христиане, езиды… И при этом ни у кого из них не было устойчивого большинства. Вряд ли, конечно, такие страны изначально были обречены на распад. Но реальность состоит в том, что за десятилетия жестких военных диктатур, сменивших колониальная управления, жившие в Сирии и Ираке люди по-прежнему считали себя сначала алавитами, суннитами, шиитами или курдами, а уже потом — сирийцами и иракцами.
И сегодня, когда в том же Ираке государственность фактически создается с чистого листа, можно предположить, что лидеры тех же курдов расценивают нынешние процессы как шанс заполучить собственное государство, да еще с богатейшими нефтяными полями Киркука. Это правда. Но не вся. Потому как, будем откровенны, курдский сепаратизм умело подпитывается и подогревается извне.
Проще всего обвинить в нынешнем повороте событий США. Вашингтон в самом деле, к явному неудовольствию своего главного союзника в регионе — Турции, делал ставку на курдские «пешмерга» в противостоянии сначала Саддаму Хусейну, затем ИГ-ДАИШ. Но дезинтеграция Ирака, а тем более Турции в планы Вашингтона не входила и не входит, какие бы сногсшибательные версии ни строили разного рода любители политизированной конспирологии.
Иное дело — Россия. Изрядную пищу для размышлений дает здесь репортаж «Вести недели» о все тех же курдах, которые, по уверению их ведущего Дмитрия Киселева, «считают, что заплатили за независимость кровью». Затем журналисты с придыханием рассказывают: «Горное село Барзан — место рождения современной мечты о курдской независимости.
Ее автор Мустафа Барзани в 1943-м сумел даже создать здесь маленький независимый Курдистан. Но тогда же пришлось отступить. И он увел своих бойцов вместе с семьями сначала в Иран, потом в Советский Союз. Они ступили на родную землю спустя 12 лет. С доброй памятью о приютившей их России». Теперь во главе курдской автономии стоит сын Мустафы Барзани — Масуд.
Можно, конечно, отмахнуться: мол, все это дела давно минувших дней. Но реальность состоит в том, что связи на Ближнем Востоке завязываются не на один день и даже не на одно поколение. Плюс ко всему расчет Москвы весьма прозрачен и понятен. Во-первых, появление на карте мира «Курдистана» во главе с лояльным Барзани для России означает доступ к тем же нефтяным полям Киркука, откуда ее после краха режима Саддама Хусейна не то чтобы очень деликатно выставили.
Во-вторых, распад Ирака подорвет усилия США на Ближнем Востоке. Наконец, заигрывание с курдами — это еще и реальный шанс вбить клин между США и Турцией. Киселев, кстати говоря, намекает на это вполне прозрачно. По версии «Вестей недели», «референдум в Иракском Курдистане американцам выгоден, поскольку ослабит Башара Асада и ослабит президента Турции Эрдогана, который последнее время стал, на американский взгляд, слишком самостоятельным.
Оно и понятно, потому что для Эрдогана заигрывание Америки с курдами — откровенно враждебный шаг, ведь США таким образом провоцируют в Турции кровавую бойню. Сказать, что для Эрдогана это крайне болезненно, значит, оценку смягчить в сто раз. Кроме того, Эрдоган еще не забыл, что два года назад именно с натовской авиабазы Инджирлик, которую называли «маленькой Америкой», в ходе попытки военного переворота вылетел истребитель, задача которого была сбить самолет Эрдогана. Пилот уже обнаружил президентский лайнер, но вынужден был развернуться, поскольку топлива в баке оставалось в обрез — лишь на возвращение.
На все это наслоился и недавний отказ США продать Турции системы ПВО «Патриот». В итоге Эрдоган купил себе российские С- 400. Контракт на 2,5 миллиарда долларов».
Только вот в реальности, как уже пояснили в НАТО, никакого «раскола» в альянсе покупка Турцией С-400 не означает. А в самой Анкаре уже ищут способы «разрядить политическую бомбу», причем союзников находят на Западе. Турция и Франция могут выступить посредниками по урегулированию кризиса с референдумом в Иракском Курдистане, этот вопрос президенты двух стран Эммануэль Макрон и Реджеп Тайип Эрдоган обсудят на полях 72-й сессии Генассамблеи ООН, сообщает газета Haberturk.
Как отмечает газета со ссылкой на высокопоставленные дипломатические источники, Турция и Франция собираются вместе убедить руководство Иракского Курдистана отказаться от проведения референдума, предложив посредничество для разработки дорожной карты с целью урегулирования противоречий между Багдадом и Эрбилем. Речь, в частности, идет о статусе курдской автономии Ирака и перераспределении доходов от продажи ею нефти.
Если референдум все же будет проведен, Анкара и Париж могут договориться об общих санкциях против Эрбиля, сообщает газета.
И уж точно в Анкаре знают о той поддержке, которую Москва оказывала и оказывают курдам, причем не относительно умеренным «пешмерга», а террористам ПКК. А значит, попытки РФ разыграть курдскую карту могут обернуться против нее самой.