Э.РУСТАМОВА
«Суды в принципе должны быть открытыми. Закрытым суд объявляется на основании каких-либо причин, например, если используются секретные данные или дело касается несовершеннолетних. К сожалению, принцип открытости суда в Азербайджане далеко не всегда соблюдается». Об этом заявил Echo.az директор Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
Отметим, что в соответствии с частью V статьи 127 Конституции Азербайджанской Республики производство дел во всех судах должно проводиться гласно, за исключением случаев слушания дела в закрытом заседании. Не разрешается заочное судопроизводство уголовных дел, за исключением случаев, предусмотренных законом. Решения судов во всех случаях объявляются гласно.
Между тем, по словам главы ПЦА, ни для кого не секрет, что сегодня достаточно часто поступают обвинения в адрес азербайджанских служителей Фемиды.
«Среди физических и юридических лиц много тех, кто не доверяет работе судов, упрекая судей в необъективности. Некоторые эксперты даже призывают провести реформы судебной системы, чтобы добиться большей независимости судов. На мой взгляд, избавить общество от сомнений можно благодаря трансляции в сети или на телевидении судебных заседаний — как по уголовным, так и по гражданским, арбитражным и административным делам,» — отметил правозащитник.
По словам Зейналова, открытое судебное разбирательство является одним из средств поддержания доверия общества к суду.
«В таком контексте трансляцию судебного заседания можно рассматривать как удобный инструмент, то есть тем самым развивать общее направление к открытости работы судов. Население будет видеть в суде реального защитника своих прав и не будет негативно относиться к судебной системе. Кроме того, это позволит людям узнать, как в действительности проходят судебные заседания, и, несомненно, повысит уровень правовой культуры», — сказал правозащитник.
По его словам, честный судебный процесс, где не затрагиваются сугубо интимные моменты и государственные секреты, должен проходить открыто.
«По законодательству Азербайджана, любой гражданин имеет право присутствовать в судебных разбирательствах. Но в действительности к некоторым судам доступ затруднен. Открытость суда зависит от судьи, то есть нет такого, чтобы, например, подсудимый говорил, что во втором ряду лысый мужчина ему не нравится и просит отстранить его от процесса, иначе он не будет давать показания. Таких инцидентов не бывает. С этой точки зрения трансляция судебных процессов в онлайн-режиме является продолжением открытости, гарантированной законодательством страны,» — сказал Зейналов.
«Конечно, если одна из сторон категорически против трансляции судебного процесса и мотивирует причину, то его права не должны быть нарушены. Кстати, это решит проблему и с правильным написанием протоколов, которая возникает, например, при переводе показаний с иностранного языка. Иногда одна грубая ошибка влияла на исход дела. При просмотре видеокадров заседания можно будет установить факт искажения», — добавил Эльдар Зейналов.
По мнению главы ПЦА, пока суды Азербайджана не готовы, а точнее не хотят применять эту практику.
«Можно было хотя бы в экспериментальном порядке провести трансляцию нескольких судебных заседаний. С технической стороны не возникнет проблем, так как суды оснащены необходимой техникой и Интернетом. Нужно будет докупить видеокамеры. Но суды не хотят, этот вопрос очень инертно рассматривают. Конечно, отчасти можно понять, почему судьи пока не готовы полностью открыть свои заседания для широкой публики. Но они не готовы даже частично приоткрыть занавес. Более того, для азербайджанских судов проблематично даже просто записать на диск судебный процесс, чтобы в дальнейшем можно было подшить диск к делу. Но они и этого не хотят делать,» — говорит правозащитник.
«На сайтах суда невозможно найти информацию обо всех делах, хотя там должны быть собраны все сведения относительно осужденных. Как результат, часто возникают проблемы у правозащитников и журналистов при получении информации, особенно, когда речь идет о громких делах. В Интернете нет ни одного судебного решения, касающегося громких уголовных процессов. При этом в сети есть судебные постановления, которые были вынесены 30-40 лет назад,» — отметил Зейналов.
По его словам, общество интересуется сегодняшним днем, то есть последними уголовными процессами.
«Но суды их держат за семью печатями. Видимо, есть определенные опасения у некоторых чиновников в вопросе открытости. Как правило, они аргументируют это не бюрократическими препонами, а морально-этическими соображениями. В частности, публикация имени осужденного якобы может сказаться на его будущем», — заключил Эльдар Зейналов.