Б.АГАЕВ
Государственный долг США впервые в истории превысил 20 триллионов долларов, сообщает Business Insider.
С середины марта порог долга был заморожен на отметке в 19,84 триллиона долларов. На прошлой неделе президент Дональд Трамп подписал закон о его временном повышении до 8 декабря для помощи пострадавшим от урагана «Харви». Этот документ позволит избежать бюджетных разногласий между партиями и фракциями.
К настоящему моменту показатель достиг 20,164 триллиона долларов и продолжает расти.
За восемь лет правления президента Барака Обамы долг страны вырос с 10,63 триллиона почти в два раза. В условиях роста ВВП около трех процентов в год и рекордно низких ставок ФРС — 0,25-0,5 процента, обслуживание долга не было проблемой. Но в конце 2016 года ФРС приступила к нормализации денежно-кредитной политики. По итогам июльского заседания ставку сохранили на уровне 1-1,25 процента годовых. Трамп не раз заявлял, что долг США необходимо сокращать, однако вынужден был согласиться с его увеличением в свете растущих социальных обязательств администрации в рамках бюджета (РИА Новости).
Решение президента США Дональда Трампа временно повысить порог государственного долга страны политически мотивированно, а сама финансовая политика является предметом «торга» с Конгрессом, считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Андрей Суздальцев.
Как заявил эксперт РИА Новости, тема государственного долга является одной из важнейших во внешнеполитических дискуссиях США уже долгое время. «Этот вопрос не сходит с повестки дня уже последних лет 50. Однако, как ни странно, и в самих США, и в мировой американистике существуют различные точки зрения на этот счет. В российской американистике считают, что разнузданное расширение госдолга США ведет к экономической катастрофе. Об этом говорят последние 40 лет», — заявил Суздальцев.
Он напомнил о том, что Трамп согласился пойти на этот шаг при условии, что американские парламентарии одновременно примут пакет федеральной финансовой помощи пострадавшим от урагана «Харви». «Это, вроде бы, странные обмены — однако понятно, что, если конгресс США откажется помогать пострадавшим штатам, это будет выглядеть странно», — отметил собеседник. При этом он подчеркнул, что вопрос госдолга является предметом «торга» между главой государства и Конгрессом уже многие годы.
Таким образом, резюмировал Суздальцев, речь идет о хорошо спланированной «пиар-акции, в которой играют свою роль и неподкупный, жесткий и требовательный Конгресс, и «боец за нужды населения» Дональд Трамп».
Потенциал для увеличения государственного долга США существует, однако власти страны могут не воспользоваться этой возможностью, считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов.
«В США этот показатель по отношению к ВВП не самый большой в мире, он выше и в Японии, и в Сингапуре, и в ряде других государств. Поэтому потенциал для наращивания долга, конечно, существует. С другой стороны, все-таки это США… где долг и так достаточно велик, чтобы наращивать его в будущем», — полагает Климанов.
«Мне кажется, что многие развитые страны живут с таким объемом государственного долга, понимая, что расходы на его обслуживание не настолько высоки, как например, в развивающихся странах… В любом случае, за долги надо платить, вряд ли можно рассчитывать, что они когда-то будут списаны или реструктурированы», — продолжил эксперт, добавив, что искусство долговой политики заключается в умении возвращать долги.