Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Пропущу все те самые подробности, которые позволяют назвать инцидент в Мьянме дикостью и преступлением против человечности.
События, которые делают бессмысленными научно технический прогресс. События, которые отодвигают нашу цивилизацию к пропасти. И, наконец, события, которые ведут к всеобщей нетерпимости и толкают нас к такой плоскости отношений, как «все против всех».
Развитие подобных сценариев как раз и может быть началом нового мирового передела. Теория С.Хантингтона о «Столкновении цивилизаций» набирает обороты. Политический радикализм, который с каждым годом становится в Европе все смелее и смелее; ограниченность мировых запасов энергоресурсов, что является идеальным поводом для финансовых манипуляций; рост радикальных течений, происходящий не без попустительства мировых держав; двойные стандарты, приведшие к расшатанности системы международных отношений; распространение духа всеобщего недоверия; искусственно навязываемая миру исламофобия; преднамеренно инициируемые локальные конфликты, которые используются в качестве механизма вмешательства во внутренние дела конкретных государств и инструмента для политических манипуляций; глобализация, как универсальный механизм культурной унификации наций мира, — все эти и ряд иных реально существующих глобальных социокультурных и политических тенденций стали обыденностью современного нам мира.
События происходят с такой интенсивностью, что инциденты быстро забываются, и мы не успеваем делать выводы. Кто-то все еще хочет назвать эти явления случайностью?
При всем этом принципиально не мешают культурной деградации целых народов — процесс, который охватывает практически все регионы мира. К тому же практически всегда найдется государство, стремящееся создать свое атомное оружие, представляющее угрозу для современного мира. Иными словами, почти всегда и почти везде существуют вариант и повод для всеобщей нетерпимости и развязывания открытого конфликта.
Не сложно спрогнозировать вероятность того, что инциденты, подобные в Мьянме, будут многократно повторяться. Мир буквально толкают на всеобщую нетерпимость. При этом необходимо отметить, что практически все основные геополитические игроки от происходящего «управляемого хаоса» пытаются выудить для себя выгоду.
Поэтому, как только какая-либо страна становится пассивным наблюдателем за происходящими событиями, она постепенно превращается в объект геополитических сценариев. Холодный расчет, а не горячие эмоции должны превалировать в большой политике. Собственно говоря, эмоции и их тональность также должны быть в политике четко рассчитанными. Если эмоции в политике перестают быть инструментом манипуляций, они становятся источником уязвимости.
В большой политике, а тем более, если предпринимаемые меры делаются во благо страны, нельзя стесняться собственных попыток выудить политические дивиденды из конкретного громкого события, находящегося в центре внимания мирового сообщества.
«Внимание мирового сообщества» — ведь именно этого фактора нам зачастую как раз и не хватает. Мне хотелось бы обратиться к нашим стратегам, которые, как и многие их коллеги из стран постсоветского ареала, больше заняты «забалтыванием» внутренней публики. Где их комментарии, которые должны и могут усилить международный статус страны? Ведь Азербайджан, а именно президент страны Ильхам Алиев — один из редких политических руководителей мира, который открыто выступает в защиту идей межкультурного диалога и мультикультурализма.
Если позволить себе перефразировать выражение президента о том, что «Альтернативами мультикультурализму являются войны, конфликты и всеобщая нетерпимость», то сегодня можем сказать: «Мьянма — реальная альтернатива межкультурному диалогу и мультикультурализму».
Ведь благодаря инициативам главы государства Азербайджан занимает лидирующие позиции в мире в вопросах глобальной пропаганды интеграционных ценностей межкультурного диалога. Наша страна ассоциируется с практически идеальной моделью толерантности. Об этом говорят участники глобальных форумов, которые регулярно организуются в Баку.
В данном контексте уместно вспомнить также и статью Ильхама Алиева «Усиление исламской солидарности — веление времени». Развивая риторику, приведем несколько ярких цитат: «Сегодня мусульманский мир как никогда нуждается в единстве и солидарности»; «Объявление 2017 года в нашей стране «Годом исламской солидарности» является месседжем доброй воли всему мусульманскому миру и планете.
Основные цели «Года исламской солидарности» — укрепить единство в мусульманском мире, продемонстрировать всему миру, что ислам является религией мира и культуры». Извините, но далеко не каждый лидер страны, в которой проповедуется ислам, может позволить себе подобную риторику. Это не только политическая риторика лидера, обладающего потенциалами международного масштаба, эта риторика, способствующая пропаганде ислама как религии, проповедующей мораль добра и добрососедства.
Согласитесь, в условиях, когда в мире реально существуют исламофобские тенденции и на политическом уровне происходит отождествление ислама с террором и иными негативными явлениями, выступать с призывом объединения исламского мира, требует от политика как минимум смелости и уверенности в своих позициях.
Эта риторика политика мирового масштаба. Правильная подача данной информации в купе с фактом оказания Азербайджаном гуманитарной помощи Мьянме неминуемо усилит международный имидж и статус нашей страны.