Культура и Общество, Эхо

Ученый предупредил о возможной радиационной угрозе для Азербайджана

yadern-nuclear-atomДж.АЛЕКПЕРОВА

Азербайджану необходимо построить в стране лабораторию радионуклидного контроля, считает кандидат химических наук, специалист в области радиационной химии Ага-Кули Алиев.

«Развернув лабораторию радионуклидного контроля в Азербайджане, мы сможем, используя простую дистанционную методику, контролировать, в каком состоянии находятся атомные реакторы АЭС и проводятся ли на них работы в нарушение договора о всеобъемлющем нераспространении ядерного оружия,» — заявил он в интервью Echo.Az.

По его словам, это особенно касается сопредельных с Азербайджаном государств.

«Здесь Иран, Армения, Казахстан, Россия и многие другие, достаточно только вспомнить последствия аварии в Чернобыле. С этой точки зрения, создав лабораторию радионуклидного контроля, руководство Азербайджанской Республики будет иметь свою объективную информацию о радиационной обстановке как внутри страны, так и в соседних государствах,» — сказал он.

«Тем самым мы будем точно знать, есть ли радиационная опасность для населения Азербайджана, и с какой стороны ветер может пригнать радиоактивное облако на территорию нашей страны, ибо предупрежден — значит вооружен»,» — подчеркнул Алиев.

По его словам, ускорение изменения климата на земле связано с катастрофической аварией на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии.

«Данный факт подтверждает, что наши предположения о действии сплава ядерного топлива (СЯТ) в недрах земли является причиной изменения климата, и с этим нельзя не считаться. Если в период с 1940 по 2011 годы утечки СЯТ из реакторов оценивались порядка тысячи тонн и имели концентрацию 2% урана 235 в уране 238, и произошли в разных географических точках и в разное время, то при аварии на «Фукусиме-1″ утечка произошла одновременно в одном месте, а концентрация составила 10% урана-235 в уране 238. С учетом концентрации количество сплава ядерного топлива, проникшего в недра земли, данный показатель эквивалентен 8000 тонн 2% урана 235 в уране 238,» — сказал он.

Сама авария на «Фукусиме-1» произошла 11 марта 2011 года. В результате землетрясения образовалась волна цунами, которая залила АЭС, обесточила станцию, повредила насосные станции и коммуникации подвода охлаждающей воды. Охлаждение реакторов прекратилось, и авария стала развиваться по классической схеме.

«Неконтролируемый подъем температуры в ядерном реакторе, взрыв и пожар на всех четырех блоках, то есть на четырех ядерных реакторах. Особенность конструкции французских реакторов в том, что охладительные бассейны находятся выше реакторов почти на 5 метров, а это означает, что если воды не было в реакторе, то откуда ей появиться в охладительном бассейне. Тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) в охладительных бассейнах остались без охлаждения, перегрелись и расплавились, дальнейшие последствия такие же, как в реакторе при аварии,» — отмечает Алиев.

«При пожаре и взрыве в реакторах, бассейны охлаждения ТВЭЛов должны были треснуть и перекоситься. Весь сплав ядерного топлива из бассейна должен был слиться в пустоты фундамента реактора и далее, соединившись со СЯТ из реактора, начал плавиться фундамент. Над всеми реакторами был замечен белый дым, что является характерным признаком прорыва в атмосферу гидратов радионуклидов. Правда, они бывают темного цвета, а белый цвет говорит, что в составе их имеются хлориды, которые в реакторе вообще не должны были быть. По документам, станции слежения Международной системы мониторинга, полученные результаты поступают на хранение в международный банк, образцы-свидетели — в международный центр в Вену. МСМ использует четыре метода контроля: сейсмический, радионуклидный, гидроакустический и инфразвуковой», — рассказал он.

По словам ученого, радиоактивное облако, как последствие аварии на АЭС «Фукусима-1» 17 марта 2011 года уже достигло Петропавловск-Камчатска.

«После проведенного анализа стало ясно, что в нарушение штатного режима работы ядерного реактора АЭС «Фукусима», в активную зону был помещен торий. Известно, что под действием реакторного излучения торий трансформируется в уран 233. Исходя из выше приведенных фактов, можно сделать заключение, что в сплаве ядерного топлива, кроме 2% урана 235 в уране 238, присутствовал уран 233 высокой степени чистоты. А это кардинально меняет понимание этой аварии и ее последствий. Получается, что запредельное количество ядерного топлива проникли в глубь земли,» — отметил он.

«В юго-восточном регионе имеются и другие станции слежения, которые почему-то не заметили или не захотели публиковать в открытой печати информацию о наличии тория в образцах-свидетелях. Но от этого последствия аварии на «Фукусиме» сами по себе не рассосутся. Если говорить по-простому, в глубины земли отправлена огромная супербомба, эквивалентная миллионам атомных бомб, которые применяли в Хиросиме», — заключил Алиев.