Точка зрения, Эхо

«Форпост» — это бесповоротно

nurani-foto-tochka-zrenia3НУРАНИ

Учебный год в Азербайджане начинается 15 сентября. Но уже с 1 сентября социальные сети переполняются «ностальгическими» картинками, запечатлевшими тот самый первый школьный день, с букетами в руках аккуратненьких «первоклашек» в новеньких, наглаженных платьицах и костюмчиках.

Хватает и воспоминаний о школьных годах, причем не всегда позитивных, но подернутых какой-то приятной дымкой «давно прошедшего времени»: самые жуткие школьные неприятности вспоминаются со смехом, и хотя прав был, конечно, сэр Уинстон Черчилль, по словам которого, премьер-министр может только мечтать о той власти, которой обладает школьный учитель, взрослого человека уже не получится вызвать в учительскую, пропесочить как следует, а при первой же попытке что-то там возразить без особых церемоний взять за уши, развернуть в «правильном» направлении и вышибить за дверь. Тем более, казалось бы, это невозможно проделать с президентом вполне себе признанного государства.

Только вот, как оказалось, здесь все зависит от конкретики. Вернее, от страны и от ее президента. Во всяком случае, изрядную пищу для размышлений дают здесь стартовавшие на днях в Грузии учения НАТО под кодовым названием Agile Spirit 2017 («Проворный дух-2017»), предусматривающие и командно-штабные, и полевые маневры.

Кроме военнослужащих из самой Грузии, в маневрах примут участие воинские контингенты из США, Болгарии, Латвии, Румынии, Украины. Участвуют в военных учениях Agile Spirit 2017 и азербайджанские военнослужащие. До последнего времени предполагалось, что в маневрах примет участие и Армения. Но в Ереване буквально в последнюю секунду отказались. Причем, похоже, в весьма оригинальном стиле: как сообщило минобороны Грузии, армянские военнослужащие просто не явились на учения.

Есть, конечно, относительно удобоваримая версия, что доблестные армянские воины, как бы это повежливее сказать, проделали тот же маневр, что и армянская футбольная команда «Пюник» в январе 2006 года, когда ее игроки просто не вышли на матч с «Нефтчи». Хорошо хоть, что доблестные армянские «зинворы» не попросились «в конец коридора», как это сделал на переговорах по карабахскому урегулированию в замке Рамбуйе тогдашний президент Армении Роберт Кочарян: он, напомним, вышел под таким оригинальным предлогом из комнаты, где шли переговоры, а затем просто сбежал.

Более того, в декабре 2013 года, как утверждало издание «Жоховурд», Эдвард Налбандян, глава МИД Армении, пытаясь всеми силами уклониться от переговоров со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу, тоже в какой-то момент спрятался в туалете. Что уж удивляться «неявке» армянских солдат на натовские маневры! Учения НАТО в Грузии, правда, не предусматривали победителей и проигравших, но, быть может, «блеснуть выучкой» не надеялись, а позориться не хотелось. Бывает. Особенно при столь своеобразных традициях.

Но настоящий позор Армении вовсе не в этом. Просто Ереван еще раз подтвердил на мировой арене свой статус «форпоста» и страны, чьим намекам, «сигналам» и заявлениям не стоит верить — ни «с налета», ни даже после долгих размышлений. Сержа Саргсяна «развернули» с сотрудничества с НАТО обратно на пророссийский курс на переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным. Да так «проворно», что в его окружении не успели даже изобрести удобоваримую версию.

Впрочем, расскажем по порядку. Тем более, что начиналось все помпезно и с претензиями на масштаб. Вспомним: в начале августа Армения неожиданно для многих региональных наблюдателей приняла участие в учениях НАТО в той же Грузии Noble Partner-2017 — «Достойный партнер — 2017». Армянские эксперты в те дни прямо-таки захлебывались от восторга: оказывается, их страна «успешно проводит многовекторную политику», она-де «развивает отношения и с Россией, и с Западом», даже — слушайте и завидуйте! — «заручилась гарантиями безопасности от НАТО» и вообще всех переиграла!

Тогда же в СМИ просачивалась информация, что Армения вознамерилась принять участие и в следующих учениях НАТО — Agile Spirit. За пределами Армении тоже заговорили о грядущем «повороте» в армянской внешней политике. Тем более, что все основания для такого «поворота» у Еревана в общем-то есть.

Против РФ введены санкции, эксперты предупреждают, что рестриктивным мерам могут подвергнуться и ее союзники, и стоит ли на этом фоне удивляться, что в прокремлевской «тусовке» появляются первые признаки «бегства крыс с корабля»?

Другие, включая и автора этих строк, предупреждали: не стоит спешить с выводами. Прежде всего в НАТО, знаете ли, никаких гарантий за красивые глаза не дают. Здесь безоговорочные гарантии безопасности и коллективной обороны предоставляются только полноправным членам альянса. На что-то при определенной политической воле могут рассчитывать страны, которые уже заявили о своем желании вступить в НАТО, но членами блока еще не стали.

А Армения, напомним, входит в ОДКБ, военный блок, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ НАТО, никоим образом не обозначала стремления из этого «противовеса НАТО» выйти, но зато официально заявила, что вступать в НАТО она не намерена. Более того, в НАТО входит Турция, та самая, которая еще в 1991 году, признав все 15 республик распавшегося СССР в качестве независимых государств, официально выразила обеспокоенность по поводу возможных территориальных претензий со стороны Армении. Так каких гарантий от Североатлантического альянса ждут в Ереване?

Но пока эксперты спорили и недоумевали, 23 августа президента Армении Сержа Саргсяна вызвали в Сочи — на аудиенцию к Владимиру Путину. Формально пресс-службы обоих лидеров никак не обозначили, что в ходе переговоров затрагивался вопрос участия Армении в натовских учениях. Только вот не успел растаять в сочинском небе инверсионный след армянского «борта номер один», как в Ереване поспешно «свернули» свою активность на западном направлении.

На совместные с НАТО учения в Грузии Армения уже не едет. Зато планирует принять участие в финальной части учений «Боевое содружество-2017» под Астраханью уже в рамках ОДКБ. Причем направляет под Астрахань представительную делегацию во главе с начальником Главного штаба ВС Армении, генерал-лейтенантом Мовсесом Акопяном. Проделали сей геополитический маневр столь торопливо, что не успели даже изобрести мало-мальски удобоваримую версию.

Сначала здесь попытались уверить всех и вся, что в этих учениях вообще не собирались участвовать. Затем замминистра обороны Армении Артак Закарян, который явно не успел «переобуться в пируэте», попытался сделать как лучше, но выдал нечто вообще карикатурное: «Не секрет, что ВС Армении и система безопасности Армении играют важную роль в системе ОДКБ, а роль организации в системе безопасности Армении имеет ключевое значение. Не секрет, что Армения на протяжении долгого времени развивает широкое сотрудничество с НАТО — и политическое, и в рамках развития демократических институтов, и миротворческих миссий».

В общем нечаянно признал, что его страна отчаянно маневрирует, пытаясь усидеть на двух стульях. Но, во-первых, такая политика имела успех, пока в мире эпоху «Европы без разделительных линий» сменяла «перезагрузка», но не на фоне нынешнего роста напряженности и противостояния. А во-вторых, учения тоже бывают разные.

Одно дело — спасательные или, скажем, миротворческие. И совсем другое — те, где отрабатываются реальные боевые действия. В НАТО, конечно, не закрывают двери перед потенциальными партнерами, и формально государства, входящие в программу «Партнерство ради мира», могут принимать участие в учениях, но…самой стране при этом неплохо бы определиться, намерены там строить свою армию по российским или по «натовским» лекалам. А вступив в ОДКБ, не пытаться изображать поиск партнеров «за забором».

И, наконец, в-третьих, что теперь толку развешивать словесные кружева, когда стало понятно, что очередная «прогулка на Запад» для Армении закончена? В самом деле, ну какие такие политические «развороты» может позволить себе Армения? При своей нынешней зависимости от России? Может, она нашла других желающих дарить ей по миллиарду долларов в год и еще «Искандеры» в качестве приятного бонуса? И почувствовала себя так уверенно, что теперь принимает участие в учениях НАТО аж на территории Грузии, страны, находящейся с Россией по сути дела в состоянии войны? Менять внешнеполитический курс может позволить себе государство, но не «форпост», управляемый извне. Статус «форпоста» — это, знаете ли, бесповоротно. Во всех смыслах.

И самое смешное, что происходит подобное уже не впервые. Напомним: в начале «десятых» Армения весьма активно вела переговоры с Евросоюзом на предмет подготовки соглашения об ассоциации с ЕС. Подписать документ планировалось в ноябре 2013 года в Вильнюсе, на саммите ЕС и «Восточного партнерства».

В Ереване с упоением строили планы, рассуждали о «цивилизационном выборе» и едва ли не писали новый гимн страны на основе перевода на армянский язык лермонтовского «Прощай, немытая Россия!». Эксперты недоумевали: Армения находится в слишком сильной зависимости от Москвы, без ее экономической и военной поддержки ей будет непросто вообще удержаться на карте мира, не говоря о продолжении оккупации азербайджанского Карабаха. Так что же — в Ереване задумали этакое «евросамоубийство»?

Финал оказался насколько неожиданным, настолько и предсказуемым. 3 сентября 2013 года Сержа Саргсяна вызвали в Кремль, на переговоры с Владимиром Путиным, по итогам которых президент «ужасно независимой» Армении объявил: его страна вступает в путинский Евразийский союз. И вот теперь все повторяется. Причем, по жестокой насмешке судьбы, старт учений Agile Spirit, куда армянские «зинворы» так и не добрались, пришелся как раз на четвертую годовщину переговоров Путина и Саргсяна в 2013 году. И снова вместо вожделенной «диверсификации внешней политики» и тем более «гарантий безопасности» от НАТО, «ближнему кругу» Сержа Саргсяна приходится подсчитывать «имиджевые потери», но на сей раз в куда большем масштабе.

В Ереване еще раз подтвердили, что Армения — это «форпост», который просто не в состоянии вести независимую внешнюю политику. И даже если из Еревана и поступают некие обнадеживающие «сигналы» насчет возможной «диверсификации», «смены ориентиров» и т.д., им вряд ли стоит доверять. Возможно, конечно, что сегодня считается неполиткорректным цитировать отрывок из книги Величко «Кавказ», где тот приводит слова крупного подрядчика в Эски Шехире: «Когда я условливаюсь относительно дела с турком, то обхожусь без письменного контракта, ибо его слова достаточно. С греком или иным левантинцем я заключаю письменное условие, ибо с ними это нужно и полезно; с армянами же я и на письме никаких дел не веду, потому что от их лживости и интриг не ограждает даже письменное условие», но вряд ли нынешние «маневры» пройдут для имиджа Еревана совсем уж бесследно.

Так что самое время поинтересоваться: стоило ли вообще устраивать эту «демонстрацию комплементаризма», если не хватило пороху довести ее хоть до какого-то осмысленного результата?

Здесь, возможно, следовало бы поставить точку. Только вот есть во всей этой истории еще одна сторона вопроса. Возможно, Москва записала себе «в актив» очередной эффектный «разворот» Армении с «прогулки на Запад» вновь в российский кильватер. И даже старательно не обращает внимания на реальную степень зависимости Еревана от России.

Только вот, устроив этакую «демонстрацию влияния» на армянском направлении, в Кремле, похоже, не заметили, что «выстрелили себе в ногу» на направлении азербайджанском. Потому как уже не получится не озвучить неприятный вопрос: если Москва с такой легкостью «разруливает проблемы» в Ереване, то в какой степени уже не управляемая извне Армения, а Россия несет ответственность за продолжающуюся оккупацию азербайджанских земель? И здесь уже не ереванским, а российским экспертам лучше не упускать из внимания еще одно обстоятельство: Азербайджан, в отличие от Армении, не управляется из Кремля.

В Баку свой внешнеполитический курс формируют самостоятельно. И точно так же самостоятельно делают выводы из действий — и бездействия — Москвы на ключевых для своих интересов направлениях. И последствия для России не столько неудавшейся «прогулки на Запад» в саргсяновском исполнении как таковой, сколько той легкости, с которой Москва ее пресекла, могут оказаться куда масштабнее, чем это кажется многим.

Просто потому, что ответственность за «форпост» еще никто не отменял. И теперь, после «крымнаша» и на фоне «газовой войны» в Европе эти соображения имеют уже совершенно другую политическую цену.