Э.РУСТАМОВА
«Внешний долг Азербайджана растет, тогда как доходы государства демонстрируют обратную динамику. А это означает, что после 2020 года капиталовложения в ряд социальных и инфраструктурных проектов будут сокращены. Об этом заявил Echo.az известный отечественный экономист Натиг Джафарли.
Отметим, что по состоянию на первое июля 2017 года объем внешнего государственного долга Азербайджана составил 7 172,6 миллиона долларов (12 208,5 миллиона манатов), что составляет 18,9 процента ВВП страны. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов. В статистику по заимствованиям включены прямые обязательства государства и условные обязательства по кредитам, привлеченным под государственную гарантию.
Согласно сообщению, внешний госдолг состоит в основном из кредитных программ и инфраструктурных проектов международных финансовых институтов, а также из ценных бумаг, размещенных на международных финансовых рынках.
Напомним, что на первое апреля 2017 года внешний госдолг страны достигал семи миллиардов долларов (18,1 процента ВВП).
Между тем, как сказал Натиг Джафарли, комментируя последние данные по внешнему госдолгу, Министерство финансов берет в расчет только те кредиты, которые уже использованы на момент составления официального отчета, то есть до 1 июля 2017 года.
«Но кредитные контракты, которые были подписаны в этом году, не учитываются, хотя деньги уже выделены и начался процесс их освоения для реализации тех или иных проектов. На сегодняшний день, по официальным данным, внешний долг составляет 18,1 процента ВВП. Но если учитывать контракты, подписанные в текущем году, среди которых есть и неиспользованные пока кредиты, то сумма внешнего долга составит порядка 11 млрд. 500 млн. долларов. То есть разница между официальным долгом и реальным составит больше 4 млрд. долларов», — указал Джафарли.
В этой связи эксперт назвал несколько причин роста внешнего долга Азербайджана.
«В частности, реструктуризация внешних обязательств Международного банка. Кроме того, есть обязательства по большим проектам, таким как TANAP, TAP, Шахдениз-2, Южный газовый коридор. В рамках этих проектов Азербайджан финансирует свою долю в основном за счет иностранных кредитов,» — сказал эксперт.
По словам Джафарли, до 2020 года правительство привлечет еще больше кредитных средств.
«Международные рейтинговые агентства считают, что долговые обязательства Азербайджана составляют почти 50% ВВП. В эту сумму входят и кредиты, взятые компаниями, где государство выступает в качестве гаранта возврата долга. Стоит отметить и то, что государственные компании набрали кредитов больше, чем само государство. А, как известно, кредиты, полученные государственными компаниями, не входят в сумму внешнего долга Азербайджана. Хотя в развитых странах эти кредиты включают в статью внешнего долга», — сказал Натиг Джафарли.
При этом он добавил, что «выходит так, что за последние годы внешние обязательства государства и средства, полученные под государственную гарантию, стали превышать половину ВВП страны».
«Конечно, нельзя сказать, что в нашей стране сложилась катастрофическая ситуация, поскольку многие страны развиваются, имея долг, превышающий ВВП. Но нас должен беспокоить тот факт, что долг растет быстрыми темпами. Если говорить об официальных данных, всего три года назад внешний долг Азербайджана составлял всего 7% ВВП, а сейчас почти 20%. Кроме того, с 2017 года Азербайджан начал направлять внушительные суммы на погашение внешнего долга. Впервые за время независимости нашей страны около 10% бюджета было направлено на погашение долгов. Речь идет об 1 млрд. 600 млн. манатов. С каждым годом правительство планирует увеличивать объемы выплат, пик придется на 2021-2022 годы. Пропорционально этим расходам, к сожалению, доходы страны не растут.
«Экономика страны держится за счет энергетических ресурсов. Правительство ожидало, что цены на нефть начнут расти. Но уже долго ценовой коридор держится на уровне 50 долларов за баррель. В ближайшие годы есть большая вероятность того, что ситуация сильно не изменится. Это значит, что из-за внешних обязательств придется урезать бюджетные расходы для решения внутренних проблем», — сказал экономист.
При этом Натиг Джафарли добавил, что даже при таком положении международные финансовые институты охотно выдают кредиты Азербайджану.
«Проблем с получение кредитов у Азербайджана нет. Международные финансовые институты заинтересованы в реализации многих проектов. Например, в скором времени завершится реализация проекта «Южный газовый коридор». Поэтому, когда Азербайджан просит деньги для реализации проектов, нам не отказывают. Ведь речь идет не только об экономических интересах. Геополитика и политические процессы в этом вопросе играют не последнюю роль,» — сказал эксперт.
«Правда, условия ужесточили. В частности, процентные ставки для нашей страны немного подняли, так как рейтинг по кредитоспособности Азербайджана упал, но больших проблем с привлечением кредитов пока нет. До 2020 года проблем с этим у нас не будет. Но по мере возрастания внешнего долга, могут возникнуть трудности с кредитодателями», — заключил Натиг Джафарли.