О.БУЛАНОВА
Двадцать девятого августа исполнилось бы 57 лет со дня рождения Чингиза Мустафаева, гражданского и военного журналиста, внесшего значительный вклад в развитие национального телевидения, Национального героя Азербайджана.
С началом боевых действий в Нагорном Карабахе Чингиз Мустафаев полностью посвятил себя военной журналистике. Несмотря на реальную угрозу для жизни, он снял на видеопленку последствия Ходжалинской резни, произошедшей в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года. На кадрах, снятых смелым журналистом с вертолета, видны многочисленные расстрелянные и растерзанные тела ходжалинцев, в основном детей, женщин и стариков. Весь мир содрогнулся, увидев его кадры с детьми с отрезанными ушами, выколотыми глазами, с женщинами с распоротыми животами, скальпированными мужчинами, трупами с содранной кожей…
Эта запись обошла потом весь мир, наглядно продемонстрировав всему человечеству акт зверства и настоящего геноцида армян против мирного азербайджанского населения. Благодаря смелости Чингиза Мустафаева она навсегда останется как факт, демонстрирующий истинную суть армянства.
Чингиз Мустафаев неоднократно выезжал в зону боевых действий, снимал сражающихся в Карабахе солдат, брал у них интервью. Он запечатлел открытую перестрелку между вооруженными силами противоборствующих сторон.
Благодаря самоотверженности Чингиза и его съемкам мировая общественность узнала и о вандализме, совершенном российскими солдатами в Баку в ночь с 19-го на 20 января 1990 года. Решительный и принципиальный, Чингиз Мустафаев добился интервью даже с такими недосягаемыми для простых журналистов людьми, как Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Нурсултан Назарбаев, Аяз Муталлибов, а также с личностями, известными своей проармянской и антиазербайджанской позицией — Раисой Горбачевой, Галиной Старовойтовой и другими.
Чингиз Мустафаев был не только фронтовым журналистом. За весь период напряженности в Нагорном Карабахе и прилегающих к нему районов он проявил качества талантливого организатора, бесстрашного бойца, пламенного патриота своей родины. Он организовывал сбор молодежи для поездки в прифронтовые зоны, на фронте спасал людей от гибели — по свидетельству оставшихся в живых свидетелей трагедии.
Если бы не война, Чингиз Мустафаев занимался бы совсем другим делом — ведь он был врачом, лечил людей, а что может быть более мирным делом? Любил Чингиз и искусство, музыку… Он создал в Баку музыкальный центр «Диско», участвовал в фольклорной группе «Озан», молодежной студии «Экспромт».
Он был разносторонне талантливым человеком, и его все больше и больше тянула к себе журналистика, операторское искусство. В октябре 1991 года Чингиз Мустафаев создает студию «215 КЛ», работа которой привнесла совершенно новое дыхание азербайджанскому телевидению. Красивый, обаятельный и харизматичный, он был любимцем зрителей со своими передачами «»215 КЛ» представляет», «Лицом к лицу», «Никто не будет забыт»…
Чингизу Мустафаеву было всего 32 года, когда 15 июня 1992 года во время ожесточенных боев в селе Нахчыванлы Нагорного Карабаха он был смертельно ранен осколком мины при попытке запечатлеть наступление азербайджанской армии. Смертельно раненый из-за слишком короткого бронежилета, он продолжал снимать…
«Ни одна сторона не дает точной информации о своих потерях, — писал потом Михаил Плетнев. — Но со стороны Азербайджана есть по крайней мере один погибший. Во вторник в Баку в Аллее жертв 20 января состоялись похороны тележурналиста Чингиза Мустафаева (32 лет), автора фильма о трагедии азербайджанской деревни Ходжалы. Чингиз был убит осколком мины в селе Нахичеваник (Нахичеванлы — О.Б.) при попытке запечатлеть наступление АНА».
Указом президента Азербайджана от 6 ноября 1992 года Чингизу Фуад оглу Мустафаеву посмертно присвоено звание Национального Героя Азербайджана. Имя Чингиза Мустафаева носят зона отдыха Министерства внутренних дел в поселке Шувеляны, улица в Баку, радиостанция ANS CM.
На стене дома в Баку, в котором жил Чингиз Мустафаев, установлен барельеф, на нем патриот своей страны запечатлен с камерой на плечах. В Военном лицее имени Джамшида Нахчыванского установлен его бюст.
И хотя истории в сослагательном наклонении не бывает, но совершенно ясно: если бы не трагическая гибель, Чингиз Мустафаев еще немало сделал бы для национальной культуры, азербайджанского искусства и журналистики. Он ведь успел даже сняться в двух художественных фильмах как актер: в «Другой жизни» и в «Мерзавце». Если бы не гибель и если бы не непомерные армянские амбиции, принесшие в дома миллионов людей горе и трагедию…