О.БУЛАНОВА
Во все времена эти истории привлекали большое внимание публики, ведь каждый умом понимал, что голова без туловища долго не проживет, однако так хотелось поверить в обратное…
Тысячелетиями обезглавливание применялось как разновидность смертной казни. В средневековой Европе такая казнь считалась почетной, голову отрубали аристократам, людей попроще ждала виселица или костер. По тем временам обезглавливание мечом, секирой или топором было относительно безболезненной и быстрой смертью, особенно при большом опыте палача и остроте его орудия.
Чтобы палач постарался, осужденный или его родственники платили ему немалые деньги, этому способствовали широко распространенные страшные истории о тупом мече и палаче-неумехе, который отрубил голову несчастному осужденному лишь с нескольких ударов. Например, документально известно, что в 1587 г. при казни шотландской королевы Марии Стюарт палачу потребовалось три удара, чтобы лишить ее головы, да и то после этого пришлось прибегнуть к помощи ножа.
Еще страшней были случаи, когда за дело брались непрофессионалы. В 1682 г. французскому графу де Саможу жутко не повезло — для его казни не сумели раздобыть настоящего палача. Его работу согласились за помилование исполнить два преступника. Они были так перепуганы столь ответственной работой и так волновались за свое будущее, что отрубили графу голову только с 34-й попытки!
Жители средневековых городов часто становились очевидцами обезглавливания, для них казнь была чем-то вроде бесплатного представления, поэтому многие старались заранее занять место поближе к эшафоту, чтобы в деталях видеть столь щекочущий нервы процесс. Потом такие любители острых ощущений, округлив глаза, шепотом рассказывали, как гримасничала отрубленная голова или как ее уста успели прошептать последнее «прости».
Широко бытовало мнение, что отрубленная голова еще живет и видит около 10 секунд. Именно поэтому отсеченную голову палач поднимал и показывал собравшимся на городской площади, считалось, что казненный в свои последние секунды видит ликующую, улюлюкающую и смеющуюся над ним толпу.
В одной из хроник есть описание довольно жуткого случая. Обычно палач поднимал голову для показа толпе за волосы, но в данном случае казненный был лыс или выбрит, поэтому палач решил поднять голову за верхнюю челюсть и, недолго думая, сунул пальцы в приоткрытый рот. Он тут же вскрикнул, и его лицо исказила гримаса боли, и немудрено — ведь челюсти отрубленной головы сжались… Уже казненному человеку удалось укусить своего палача.
Французская революция поставила обезглавливание на поток, применив «малую механизацию» — гильотину. Головы летели в таких количествах, что какой-то любознательный хирург для своих опытов легко выпросил у палача целую корзинку мужских и женских «сосудов разума». Он попытался пришивать человеческие головы к туловищам собак, но потерпел в этом «революционном» начинании полное фиаско.
В эти же времена ученых стал все больше мучить вопрос: — что же чувствует отрубленная голова, и сколько она живет после рокового удара гильотины? Но только в 1983 г. после специального медицинского исследования ученые смогли ответить на первую половину вопроса. Их вывод был таков: несмотря на остроту орудия казни, мастерство палача или молниеносность гильотины, голова человека (да и тело, наверное) испытывает несколько секунд сильную боль.
У многих естествоиспытателей ХVIII-ХIХ вв. не было сомнения в том, что отрубленная голова способна некоторое очень короткое время жить и в ряде случаев даже мыслить. Сейчас существует мнение, что окончательная смерть головы наступает максимум через 60 секунд после казни.
В 1803 г. в Бреславле молодым врачом Вендтом, позднее ставшим профессором университета, был проведен довольно жуткий эксперимент: 25 февраля он выпросил для научных целей голову казненного убийцы Троэра. Голову он получил из рук палача сразу же после казни. Первым делом Вендт провел опыты с популярным тогда электричеством: когда он приложил пластинку гальванического аппарата к перерезанному спинному мозгу, лицо казненного исказила гримаса страдания.
Любознательный доктор на этом не остановился, он сделал быстрое ложное движение, словно собираясь проткнуть пальцами глаза Троэра, они быстро закрылись, будто заметив грозящую им опасность. Далее Вендт пару раз громко крикнул в уши: «Троэр!» При каждом его вопле голова открывала глаза, явно реагируя на свое имя. Мало того, была зафиксирована попытка головы что-то сказать, она открывала рот и немного двигала губами. Видимо, Троэр пытался послать куда подальше столь неуважительного к смерти молодого доктора…
В заключительной части эксперимента голове засунули в рот палец, при этом она довольно сильно стиснула зубы, причиняя чувствительную боль. Целых 2 минуты и 40 секунд голова служила целям науки, после чего ее глаза окончательно закрылись, и все признаки жизни угасли.
В 1905 г. эксперимент Вендта частично повторил один французский врач. Он тоже кричал голове казненного мужчины его имя, при этом у отрубленной головы открылись глаза, а зрачки сфокусировались на докторе. Голова два раза таким образом реагировала на свое имя, а на третий раз ее жизненная энергия уже кончилась.
Если голова какое-то короткое время может жить без тела, то и туловище способно кратковременно функционировать без своего «центра управления». Из истории известен уникальный случай с Дицем фон Шаунбургом, казненным в 1336 г. Король Людвиг Баварский, приговоривший его с товарищами к смертной казни за мятеж, согласно рыцарской традиции, спросил у осужденного о его последнем желании. К великому изумлению короля, Шаунбург попросил его помиловать тех своих товарищей, мимо которых он сумеет пробежать без головы после казни.
Посчитав данную просьбу сущим бредом, король все же обещал это сделать. Шаунбург сам расставил своих друзей в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, после чего покорно встал на колени и опустил голову на плаху. После удара меча голова отскочила от туловища, и тут произошло чудо: обезглавленное тело Дица вскочило на ноги и… побежало. Оно смогло пробежать мимо всех четырех ландскнехтов, сделав более 32 шагов, и только после этого остановилось и упало.
И осужденные, и приближенные короля на короткий миг застыли в ужасе, а затем глаза всех с немым вопросом обратились к монарху, все ждали его решения. Хотя ошеломленный Людвиг Баварский был уверен, что Дицу помогал бежать сам дьявол, он все же сдержал свое слово и помиловал друзей казненного.
Другой поразительный случай произошел в 1528 г. в Родштадте. Несправедливо осужденный монах сказал, что после казни сумеет доказать свою невиновность, и попросил несколько минут не трогать его тело. Топор палача снес монаху голову, а через три минуты обезглавленное тело перевернулось, улеглось на спину, аккуратно скрестив руки на груди. После этого монаха уже посмертно признали невиновным.
В начале XIX в. во время колониальной войны в Индии командир роты «В» 1-го йоркширского линейного полка капитан Т.Малвен был убит при чрезвычайно необыкновенных обстоятельствах. При штурме форта Амары в ходе рукопашной схватки Малвен снес саблей голову вражескому солдату. Однако после этого обезглавленный противник сумел вскинуть винтовку и выстрелить прямо в сердце капитану. Документальное подтверждение этого случая в виде рапорта капрала Р.Крикшоу сохранилось в архиве британского военного министерства.
О шокирующем случае во время Великой Отечественной войны, очевидцем которого он был, сообщил в одну из газет житель города Тула И.С. Коблаткин: «Нас подняли в атаку под артобстрелом. Опередившему меня солдату перебило шею крупным осколком, да так, что голова буквально повисла у него за спиной, как жуткий капюшон… Тем не менее, он, прежде чем упасть, продолжал бежать».
Если отсутствует мозг, что же тогда координирует движения тела, оставшегося без головы? В медицинской практике описаны многочисленные случаи, позволяющие поставить вопрос о некоем пересмотре роли головного мозга в жизни человека. Например, известному немецкому специалисту в области мозга Хуфланду пришлось основательно изменить свои прежние взгляды, когда он вскрыл черепную коробку больного, разбитого параличом. Вместо мозга в ней оказалось чуть более 300 г жидкости, но его пациент до этого сохранял все свои умственные способности и ничем не отличался от человека с наличием мозга!
В 1935 г. в госпитале Св. Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, по поведению ничем не отличавшийся от обычных младенцев. Когда же через 27 дней он умер, при вскрытии выяснилось, что у малыша полностью отсутствовал мозг.
В 1940 г. в клинику боливийского врача Николы Ортиза поступил 14-летний мальчик, жаловавшийся на жуткие головные боли. Врачи подозревали опухоль мозга. Мальчику не удалось помочь, и через две недели он умер. Вскрытие показало, что всю его черепную коробку занимала гигантская опухоль, практически полностью уничтожившая мозг. Получалось, что мальчик фактически жил без мозга, но до самой смерти он не только был в сознании, но и сохранял здравое мышление.
Перечисление подобных случаев можно было бы продолжить. Многие люди после операций, травм головы, жутких ранений продолжали жить, двигаться и мыслить без значительной части мозга. Что же им помогает сохранить здравый ум и даже работоспособность?
Сравнительно недавно американские ученые заявили об открытии ими у человека «третьего мозга». Кроме головного и спинного, они обнаружили еще и так называемый брюшной мозг, представленный скоплением нервной ткани на внутренней части пищевода и желудка. Согласно данным профессора исследовательского центра в Нью-Йорке Майкла Гершона, этот брюшной мозг насчитывает более 100 млн. нейронов, а ведь это даже больше, чем в спинном мозге.
Американские исследователи считают, что именно брюшной мозг дает команду на выделение гормонов в случае опасности, подталкивает человека либо на борьбу, либо на бегство. Если верить ученым, этот третий «управленческий центр» запоминает информацию, способен накапливать жизненный опыт, влияет на наше настроение и самочувствие. Может, именно в брюшном мозге и кроется разгадка разумного поведения обезглавленных тел?
Увы, никакой брюшной мозг все же не позволит жить без головы, а их до сих пор рубят… Казалось бы, обезглавливание как разновидность казни давно кануло в Лету, однако еще в первой половине 60-х гг. прошлого века оно применялось в ГДР, потом в 1966 г. единственная гильотина сломалась, и преступников стали расстреливать.
А вот на Ближнем Востоке можно до сих пор вполне официально лишиться головы. В 1980 г. буквально международный шок вызвал документальный фильм Энтони Томаса «Смерть принцессы» — о публичном обезглавливании саудовской принцессы и ее любовника.
В 1995 г. в Саудовской Аравии было обезглавлено рекордное количество осужденных — 192 человека. После количество подобных казней стало уменьшаться, однако достоверно известно, что в Саудовской Аравии специальный палач применял свои навыки уже и в новом тысячелетии.
По материалам сайтов nepoznannogonet.ru и tainy.net