НУРАНИ
Как долго одна и та же тема держится «в топе» новостных лент? Многое, предупреждают эксперты, зависит от тематики самой этой новости. А еще от «насыщенности событиями» местной общественной жизни, культурных традиций и прочей местной конкретики.
В Новой Зеландии, к примеру, могут почти что неделю обсуждать, что на провинциальной автозаправке выдрали растущие там декоративные кусты и закинули на ее же крышу. Где-то смакуют новости шоу-бизнеса (и желательно скандальные), где-то на первом месте спорт, где-то — светская хроника…
А в Армении политики, журналисты и эксперты продолжают с напряженным вниманием отслеживать развитие событий вокруг подписанного президентом США Дональдом Трампом законопроекта о новых санкциях против России.
Особых событий, впрочем, пока что нет. Но армянская аудитория все еще не получила ответа на главный вопрос: как рестриктивные меры, адресованные Российской Федерации, отразятся на ее «форпосте»? И что этому «форпосту» в сложившейся ситуации делать?
До последнего времени дискуссия эта не выходила за рамки околооппозиционного экспертного сообщества. Теперь же в нее включаются не только представители провластного лагеря, но и члены правительства Армении.
Так, министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что вот сейчас производится анализ с целью спрогнозировать воздействие на Армению новых санкций США против России. За что удостоился язвительного комментария от «Лрагир»: «С чем связана такая поспешность? Прошла разве что неделя с тех пор, как президент США Дональд Трамп подписал принятый Конгрессом закон о санкциях. Чем так обеспокоена Армения? Более того, еще немного, и прогнозировать последствия не будет смысла, ибо они либо проявятся визуально, либо их не будет вовсе».
После чего не без оснований добавляет: «А если серьезно, то министру экономики следовало иметь такой анализ на столе за неделю до принятия санкций, о намерениях которых заявлялось несколько месяцев назад. Причем в числе авторов этого закона — немало конгрессменов, являющихся членами армянского кокуса, и Армения могла бы получать информацию, как говорится, из первых рук. Но Армения только сейчас решила начать анализ».
Но если в Армении и возьмутся анализировать последствия, то что смогут сделать? Определенная часть местных политиков уверена: у России можно потребовать большего. В беседе с «Аравот» член блока «Елк» Ален Симонян без тени сомнения заявил: «Это Россия должна радоваться, что в той блокаде, в какой находится такая маленькая страна, как Армения, но верный союзник, который на разных международных площадках поддерживает Россию, не продает оружие и не оказывает военную помощь врагам России».
Только вот здравомыслящие политики понимают: как бы в Москве ни ценили свой «форпост», ситуация к дополнительным преференциям, что в политике, что в экономике, не располагает. И не случайно, что кое-кто из правительства Армении, впрочем, даже готов предложить нечто, напоминающее выход. Армения должна поддерживать экономическую дипломатию со всеми странами, с которыми это возможно, заявил в беседе с журналистами после заседания правительства замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
Дипломат признал: да, санкции, введенные против России, отразились и на Армении. После чего весьма оригинально попытался вселить оптимизм в сограждан: дескать, повлияли эти меры не только на Армению. В орбите оказались и Азербайджан, и многие другие страны, которые торгуют с Россией или получают оттуда перечисления от трудовых мигрантов.
«Но Россия была и остается одной из стран, приоритетных для нас с точки зрения сотрудничества, в том числе экономического. Есть и ряд других стран, список которых мы утвердили на одном из недавних заседаний», — добавил Кочарян.
После чего в стиле «Капитана Очевидность» заявил: когда в экономике России происходят негативные явления, очевидно, что они влияют на всех соседей. «Кризис в России повлиял и на члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Армению, и на не являющегося членом ЕАЭС Азербайджан, и на Грузию. Для всех нас очевидно: страны, которые каким-либо образом связаны с Россией — будь то в плане рабочей силы, экономических отношений или в плане реализации товаров, могут ощутить это воздействие. Это ни для кого не является секретом», — назидательным тоном изрек Ш. Кочарян, по словам которого, внешнеэкономическая политика Армении основана на углублении существующих связей, создании новых, есть приоритетные страны.
«В этом направлении уже проводится соответствующая работа», — сказал он.
Здесь бы, конечно, ереванским аналитикам напомнить простую вещь: санкции против РФ, конечно, действуют на многие страны, только вот степень этого самого воздействия не совпадает. Одно дело — Азербайджан, состоявшееся государство с конкурентоспособной экономикой, который в случае чего может переориентировать свой экспорт и импорт.
И совсем другое — Армения, находящаяся по сути дела на содержании у РФ. И если теперь это содержание станет поскромнее,.. то Еревану не позавидуешь. К тому же есть еще политические и военно-политические аспекты: без поддержки России Армении не выстоять, а у России на фоне санкций за «крымнаш» прежней свободы рук тоже нет. В результате в Армении продолжается состояние «тихой политической паники», примерно как на потерявшем управление корабле, который несет на рифы: все прекрасно понимают весь масштаб и весь ужас надвигающейся катастрофы, но что-то предпринять уже не в силах.
На этом фоне Москва, судя по всему, решила напомнить Армении, что ей вряд ли стоит особенно рассчитывать на диверсификацию своей политики, потому как для подобных маневров надо для начала наладить отношения со своими соседями. Что вызвало бурное возмущение армянских «западников».
«Российский политолог, внештатный пропагандист Кремля Андраник Мигранян «наградил» вульгарными эпитетами тех деятелей Армении, которые выступают с инициативой выхода Армении из ЕАЭС. Когда Мигранян называет армянских деятелей «идиотами», «демагогами», «провокаторами», он, с одной стороны, выдает свое неимение обосновывающих евразийскость Армении аргументов, а с другой стороны, — вульгарнейшим образом вмешивается во внутриполитическую жизнь в Армении» — возмущается «Первый информационный», по мнению которого, «о несостоятельности российской политики и экспертной мысли говорит и тот аргумент, что для удержания Армении в ЕАЭС из Москвы опять же наше общество запугивают турецкой или азербайджанской угрозой».
После чего приводит, наконец, слова самого Миграняна: «Это тоже одно из обстоятельств, с учетом которого мы должны выбрать наш путь развития. Армения не находится на территории Прибалтики, не имеет дружественных отношений с соседями. Эти обстоятельства, пожалуй, игнорируются многими политическими деятелями».
«В переводе»: Армении со своей агрессивной политикой, в условиях региональной изоляции, без российской «подпитки» просто не выжить. Так что санкции есть, их последствия тоже, а вот вариантов у Еревана, похоже, нет.