За рубежом, Эхо

«Армения без армян»

no-armeniНУРАНИ

Люди, как свидетельствует история, мигрировали всегда. «Великое переселение народов» после падения Рима, открытие Америки, колонизация и деколонизация Африки и Азии — все вызывало массовые миграционные потоки.

Не говоря уже о войнах, революциях и т.д. А с ростом глобализации и «интернационализацией» многих сфер деятельности началась миграция экономическая, по принципу «рыба ищет где глубже, а человек — где лучше».

Нешуточный «миграционный вал» пережили и страны постсоветского пространства — в начале девяностых. В одних государствах ситуация стабилизировалась. В других — массовое бегство продолжается.

Армения — пример классический: здесь миграция достигла уже масштабов национальной катастрофы. Причем местные эксперты уже открыто говорят о том, что причина «миграционного вала» — это прежде всего бедность, неустроенность и отсутствие социальных перспектив в самой Армении.

А ситуация становится действительно угрожающей. Еще неделю назад депутат парламентской фракции Республиканская партия Армении Мигран Акопян в беседе с Tert.am назвал тревожным то, что, согласно данным статистической службы, количество населения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 15 200.

По его словам, Армения не может позволить себе такую «роскошь». «Темпы миграции, низкий уровень рождаемости, действительно, очень тревожны. Пришло время всем народом, на общегосударственном уровне задуматься над решением вопроса демографии. Перед Арменией стоят две важнейшие задачи — безопасность и демография. Над этими двумя задачами государственный аппарат должен в течение ближайших лет работать», — изрек он назидательным тоном.

Затем принялся рассуждать, что миграция — крайне многослойное понятие, и необходимо серьезное исследование для того, чтобы понять, почему люди мигрируют, поскольку рассматривать в качестве причины исключительно социальные проблемы неправильно. «Следует побыстрее разработать стратегию, пораньше ее утвердить и миграция в нашей стране будет приостановлена, и в какой-то степени это переродится в репатриацию, посредством естественного прироста нам удастся решить демографическую проблему», — добавил депутат.

Что же до вопроса, удастся ли такими темпами достичь отмеченного президентом Армении Сержем Саргсяном показателя, согласно которому, в 2040 г. население Армении должно достичь 4 млн, то, по словам Мигранта Акопяна, Серж Саргсян четко поставил эту задачу. И добавил: «На мой взгляд, на сегодняшний день более серьезной задачи для страны нет и не может быть, все остальное -пустые разговоры».

Другой вопрос, что причины миграционной катастрофы в Армении ясны и без долгих и затратных исследований: бедность, неустроенность, растущая угроза войны и отсутствие экономических перспектив. В определенном смысле слова миграция — это не «болезнь», а «симптом», верный индикатор общей ситуации в стране.

Однако реакция власти оказалась достаточно неожиданной. Эксперты клуба «Глас народа» провели опрос «Миграционные вопросы в контексте работы нового правительства Армении», после чего отрапортовали: подавляющее большинство населения Армении не собирается покидать страну! Опрос, как рассказывал журналистам эксперт клуба Арман Гукасян, был нацелен на выявление общественных настроений по вопросу эмиграции. Армянское правительство зафиксировало ряд достижений в рамках ЕАЭС, что позитивно повлияло на миграционную ситуацию в стране, уверен Гукасян.

«Многие эксперты прогнозируют 2,5-3% рост экономики к концу 2017 года в результате ряда эффективных мер, предпринятых правительством Армении. Мы уверены, что правительство проводит правильную политику в рамках Союза, используя весь его потенциал», — сказал Гукасян. Данные опроса говорят о том, что жители не хотят покидать Армению и надеются на улучшение социально-экономической ситуации в стране, сказал Арман Гукасян.

Правда, опрос проводился среди 900 жителей сравнительно сытого Еревана, пусть даже 25% респондентов официально прописаны в областях. 75% опрошенных — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. 72% респондентов — беспартийные.

«На вопрос — планируют ли они переехать на постоянное место жительства в другую страну — 72% опрошенных ответили «нет», 19% — «не знаю», 9% — «да», — рассказала другая участница конференции, также эксперт клуба «Глас Народа» Цовинар Костанян. Опрос не выявляет, имеют ли большинство респондентов возможность выехать из страны. Однако, по словам Костанян, следующий вопрос — «ожидают ли граждане реформ в социально- экономической сфере в ближайшее время» — отчасти проливает свет на ситуацию. Положительно на него ответили 79% опрошенных, 15% сказали «нет», 6% — затруднились ответить. Из чего делается простой и ожидаемый вывод: граждане Армении никуда ехать не собираются!

А что же в реальности? Как передает «Вестник Кавказа», швейцарский журналист Михаэль Вразе в репортаже «Бегство на «родину»», опубликованном в издании Luzerner Zeitung, рассказал о нелегкой судьбе сирийских армян, бежавших от войны в Армению в надежде найти там новое пристанище. По его словам, с 2012 года более 20 тысяч армян из Сирии бежали в Армению, которая «дает бежавшим от гражданской войны армянам не только политическое убежище, но также выдает паспорта».

Добавим от себя: с помощью «сирийцев» власти Армении пытались выправить демографическую ситуацию в своей стране, а если повезет, то и заселить их на оккупированные азербайджанские земли. Но…большинство сирийских беженцев рассматривают Армению лишь как «промежуточную остановку» в своем пути на Запад. «Почти все новоприбывшие думали, что задержатся здесь лишь на пару месяцев, а затем вновь вернутся в Сирию», — рассказал швейцарскому журналисту Саркис Балхян, пресс-секретарь одной из гуманитарных организаций, помогающих сирийским беженцам.

«То, что бежавшим в Армению сирийским армянам теперь приходится строить жизнь в стране, где каждый третий безработный, стало для них настоящим шоком. «Местные армяне не дают нам чувства того, что мы находимся дома. Они думают, что мы хотим у них что-то отнять», — жалуется один из беженцев Севак Саркис.

Отец Севака мечтает о возвращении в Сирию: «Если завтра прекратится война, то я буду первым, кто полетит назад», — убежденно говорит он, отмечая, что представлял себе «армянскую родину» совершенно иначе», — рассказывает журналист, который затем цитирует беженку из Сирии Анну Истаньян: «Как для работы, так и для жизни, здесь попросту слишком тесно. Не хватает перспектив, нет шансов подняться — в отличие от Европы и США, где таких возможностей хватает «.

Впрочем, вполне возможно, что уже очень скоро «миграционное сальдо» в Армении изменится. Только вот стоит ли радоваться таким перспективам — вопрос, как ни парадоксально,открытый. По мнению ереванской «Лрагир», «все больше армян, проживающих в России, задумываются над тем, чтобы вернуться в Армению.

И многих заставляет это делать нынешняя неутешительная ситуация в российской экономике, рынок труда которой заметно уменьшился и стал дешевле. А после новых санкций США против России перспектива снижения курса рубля и доходов еще более усугубилась. И хотя пока трудно говорить о волне репатриантов из России, и мужское население Армении по-прежнему весной «кочует» на север, чтобы вернуться к Новому году, социологи и экономисты уже говорят о вероятной репатриации».

Казалось бы, вот оно, исполнение многолетней мечты! Но…газета задает насколько логичный, настолько же и неприятный вопрос: «Чем могут заняться в Армении вернувшиеся из России люди? Есть ли условия для развития малого бизнеса, фермерских хозяйств, гарантии защиты собственности и бизнеса? Готовится ли государство к вероятному притоку трудовых репатриантов? Для нормального правительства возвращение трудоспособного населения было бы высшим благом, и оно воспользовалось бы ситуацией, чтобы направить этот потенциал на развитие.

Но в Армении предпочитают не призывать трудовых мигрантов возвращаться на родину. Более того, было сделано все, чтобы как можно больше людей выехало за пределы страны и отправляло в Армению добавленную стоимость, в которую государство не вложило ни цента».

Поясним. Одно дело, когда на фоне роста экономики, открытия новых рабочих мест, программы развития регионов и т.д. ситуация с миграцией тоже наконец меняется. Но армянские мигранты могут засобираться на родину не потому, что в Армении стало лучше, а по той причине, что в России становится еще хуже. А это уже многое меняет.

В Армении, где не заметно никаких социально-экономических перемен к лучшему, эти люди, по всей видимости, не задержатся. А это значит, что, как бы сирийские репатрианты не жаловались на «тесноту», Армения будет по- прежнему пустеть. Так что перспектива «Армении без армян» остается все такой же реальной.