Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ, начальник управления по связям с общественностью и популяризации науки президиума Национальной академии наук Азербайджана
Август по сложившейся в Академии наук традиции — месяц массовых отпусков. Кто-то едет по профсоюзной путевке, кто-то любит отдыхать в палатке, хотя для археологов и геологов летний сезон, проведенный в палатке, далеко не отдых, а самая что ни на есть рабочая пора.
Но для большинства сотрудников институтов и учреждений академии отпуск — долгожданное время, которого ждали целый год, хотя у работников, как было принято говорить в советское время, умственного труда отдыхает исключительно тело, ведь как можно заставить отдохнуть мозг, который даже во время сна продолжает работать.
Подобно тому, как сон, по утверждению информационной теории академика Симонова, — возможность переработки и усвоения информации, полученной в течение предшествующего дня, так и отпуск для человека творческого — время осмысления того, что сделано в период его активной работы, шанс для детального анализа результатов и возможность определения дальнейших путей поиска.
Ведь если во время даже часового сна, столь необходимого для отдыха, ни одна из клеток нашего организма не спит, а только перестраивается на другой ритм, может ли мозг ученого «отдыхать» в течение целого месяца. Человек любознателен, постоянно стремится вперед по пути знаний и поэтому безоблачные летние ночи не дают уснуть сотрудникам Шемахинской и Батабатской астрофизических обсерваторий.
И как тут уснуть, когда телескопы дают возможность окунуться в бесконечность Вселенной, разглядеть множество миров, подобных нашей Земле? Ибо, как утверждал Амундсен, «…то, что до сих пор еще неизвестно, давит на сознание, является чем-то, чего человек еще не победил, вызовом к господству над природой».
Да, настоящий ученый — это не знающий усталости труженик, отдающий всего себя науке и поэтому говорить о каком-то пассивном отдыхе для деятеля науки, по крайней мере, наивно.
Помимо собственно научной деятельности президент НАНА, академик Акиф Ализаде ставит сегодня перед каждым ученым также задачи воспитательного характера. В связи с организацией академической магистратуры в науку с каждым годом приходит все больше молодежи, что многократно увеличивает ответственность каждого во все расширяющемся процессе подготовки «свежей крови» для отечественной науки.
Сегодня гражданская позиция ученого не ограничивается собственными, пусть даже плодотворными научными поисками, с учетом ответственности за научную смену каждый обязан дать толчок той цепной реакции, которая способна из поколения в поколение множить таланты, что только и может помочь академии в целом избежать печальной участи большинства созданных в последний год Второй мировой войны академий республик бывшего Советского Союза.
Главное — привить молодежи любовь к науке, научить ее ценить время, ведь в молодости кажется, что все впереди, все еще успеется. Точно так же в первый день отпуска его предстоящие дни кажутся человеку бесконечными, хотя пролетают они так же быстро, как и день первый. И оглянуться не успеем, как пролетят, и мы окажемся на пороге осени и нового учебного года и тут главное — вернуться в стены академии, ее институтов и учреждений переполненными энергией и желанием работать.
В центре научного процесса — не оборудование, пусть даже самое новейшее и самое дорогое, ни созданные для работы, пусть даже самые первостепенные критерии. В центре — человек и, безусловно, от того, какие ему предоставлены технические возможности и социальные условия, в том числе и отдыха, зависит плодотворность его деятельности. Часто, даже очень часто в печати, социальных сетях раздаются голоса о невысокой заработной плате ученых.
Только вот в чем суть этого вопроса: поднимающие его не задумываются о том, что если речь идет о заработной плате, то и само это словосочетание говорит о том, что ее нужно именно заработать. И только при таком подходе ученый может и должен быть осыпан государственными милостями, как были осыпаны ими наши первые академики — Узеир Гаджибеков, Самед Вургун, Юсиф Мамедалиев, памятники которым воздвигнуты в центре Баку.
В нашей столице установлен также памятник великому сербскому ученому Николе Тесле, как и Узеир беку в Белграде, что подтверждает непреложную истину о том, что для науки нет и не может быть границ.
Сказанное подтверждается также словами выдающегося советского ученого Сергея Вавилова: «…история науки не может ограничиться развитием идей — в равной мере она должна касаться живых людей, с их особенностями, талантами, зависимостью от социальных условий, страны и эпохи. В развитии культуры отдельные люди имели и продолжают сохранять несравненно большее значение, чем в общей социально-экономической и политической истории человечества… Ясно поэтому, что жизнь и деятельность передовых людей — важный фактор в развитии науки…».
А пока… пока все настроены на предстоящий отпуск, мысленно напевая слова нехитрой песни 80-х: «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…», с чьей-то легкой руки окрещенной песней ректоров. Но времена те давно прошли, ректоры более не всесильны при определении результатов вступительных экзаменов, а это значит, что дорога в вузы, а затем и в большую науку, для талантливой молодежи открыта.
P.S. Кстати, лето — время созревания плодов, и никто из отпускников-ученых не застрахован от того, что на дереве, под тенью которого он приляжет отдохнуть знойным августовским днем, к тому времени не поспеет ньютоновское яблоко.