О.БУЛАНОВА
В Гобустане, являющемся одной из колыбелей человечества и известном во всем мире своими уникальными петроглифами, имеется одна уникальная скала, на которую латинскими буквами нанесена надпись: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus > Leg XII Ful.
В переводе на русский язык это означает следующее: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Этой надписи две тысячи лет.
Как на Абшеронском полуострове могла появиться подобная надпись? Чтобы понять это, следует углубиться в историю упомянутого на скале легиона. Сделать это не так сложно, т.к. о XII римском легионе в анналах истории осталось немало информации.
Он был сформирован в 58 году до н.э. Гаем Юлием Цезарем для войны с гельветами. Символом легиона при формировании, как и у всех легионов Цезаря, стал бык. Бык — тотем, олицетворяющий силу и могущество. Изображения быка найдены в Шумере, в Кавказской Албании, в средневековом Азербайджане, в Средней Азии…
Бык — символ лунного божества, связанный с водным началом, и в нем сознательно подчеркивались рога в виде полумесяца — намек на лунное происхождение образа. Образ быка — центральный символ в гербе старого Баку.
Легион, созданный Юлием Цезарем, одержал немало славных побед. Он участвовал в битве на Сабисе в 57 году до н.э. против троекратно превышающих его по численности нервиев. Битва закончилась блестящей победой римлян. В 52 году до н.э. легион бился против войск Верцингеторикса в Галлии. Во время гражданской войны XII легион сражается на стороне Цезаря при Фарсале. После Фарсалы легион удостаивается звания Victrix, что означает «Победоносный». После смерти Юлия Цезаря легион принимает участие в военных операциях под командованием Марка Антония.
В 14 году н.э. легион сражается в Иордании. В течение следующих десятилетий подразделения легиона используются для подавления восстаний евреев (правда, эта кампания, начавшаяся прекрасно, закончилась для легиона отнюдь не радужно) и поддержания порядка в провинции. Он удостаивается звания Fulminata, что означает «Молниеносный» («Молнией вооруженный»).
Данное название происходит, скорее всего, от так называемого «чуда XII Молниеносного легиона» (legio XII fulminata). Во время военного похода против германских племен Марк Аврелий со своей армией был окружен варварами.
Находясь в осажденном положении и изнуренные жаждой, поскольку всякий доступ к воде был перекрыт противником, римляне готовы были уже сдаться. Но случилось чудо: неожиданно пошел сильный дождь, подкрепивший и освеживший римлян, и ударила молния, обратившая германцев в бегство. Сохранились литературные, археологические и нумизматические свидетельства об этом событии.
О том, что территория Закавказья издавна интересовала римских правителей, говорит тот факт, что еще в 65 году до н.э. Помпей, преследуя Митридата VI Евпатора, предпринял поход на Кавказ с целью подавления мятежных стран. По словам Плутарха, он подчинил племена албанов и дошел до берегов Каспийского моря. Формально Албания находилась под римским протекторатом и царь Албании был упомянут среди друзей Римской империи.
К сожалению, из-за отсутствия информации в письменных источниках, историкам неизвестна причина появления римского легиона на землях Абшерона. Произошедшее восстание в Галлии остановило запланированный поход на Кавказ римского императора Нерона, одного из предшественников Домициана.
Если принять во внимание дислокацию в восточной Анатолии XII Молниеносного легиона, который отвечал за обеспечение безопасности восточных границ империи, то можно предположить, что данный отряд был предназначен для разведывательных целей или же обеспечивал безопасность торгового пути, проходившего вдоль берегов Каспийского моря через Баку, или же его направили покорить этот выгодный в стратегическом плане морской порт.
Как бы там ни было, римский легион с тотемом быка направился в сторону города, чьим символом потом стал образ именно того самого быка. Направился… и исчез. До 114 года сведений о нем нет.
Прошло почти две тысячи лет. И вот в 30-х годах ХХ века на территории нынешнего заповедника Гобустан у подножья горы Беюк-даш была обнаружена вышеупомянутая небольшая скала с загадочной латинской надписью, относящейся ко времени между 81 и 96 годами (время правления Домициана).
Что же случилось далее с «Молниеносным» легионом? Досконально это сейчас выяснить, конечно, невозможно. Многие исследователи, в том числе писатель Эльдар Ахадов, предполагают, что он был полностью истреблен местными жителями. Бакинцы, абшеронцы победили римлян, ибо эта надпись оказалась последним упоминанием в I веке н.э. о «Молниеносном», имеющим к тому времени слишком большую известность, чтобы просто так затеряться.
О том, что на Абшероне в окрестностях Баку побывали римляне, говорит и тот факт, что в Сабунчинском районе Баку до сих пор находится селение Рамана, прежде обозначавшееся на картах как Романа (Romana в переводе с латыни «римляне»).
Можно было бы засомневаться в этой версии: римский легион, созданный самим Гаем Юлием Цезарем, покоривший половину Европы, весь Ближний Восток, не смог одолеть маленького клочка суши — Абшерон? Не сумел поставить на колени его жителей? Что ж, возможно, это был первый, но далеко не единственный случай в истории древних земель Азербайджана.
Надир-шах, могущественный правитель Персии, властелин, штурмом взявший Дели, Кандагар и Кабул, покоривший десятки народов и стран Востока, имевший в своем распоряжении стотысячную армию с артиллерией и конницей, однажды попытался овладеть маленькой крепостью на территории современного Азербайджана, заранее предложив ее защитникам сдаться. Но получил отказ. Тогда разгневанный шах отправил гонца с вопросом: «Почему маленькая крепость проявляет такое непокорство величайшему воину и правителю?» В ответ он получил только два слова: «Придешь — увидишь» («гялярсян — герярсян»). Армия шаха подступила к крепости, но сколько ни пыталась, так и не смогла ее взять. С тех пор эта непокоренная никем крепость так и называется — «Гялярсян — герярсян».
Так и с римлянами. Пришли — и увидели. И так увидели, что до 114 года о XII легионе «Молниеносном» нет никаких известий. Вероятно, к 114 году легион был сформирован вновь. Подобный прецедент уже был — в 46 году до н.э., когда Цезарь распустил легион и расселил его ветеранов в окрестностях Пармы в Италии. В 44 году до н.э., после смерти Цезаря, Марк Эмилий Лепид воссоздал легион вновь и отдал его под командование Марка Антония.
Однако историк и исследователь Аббас Исламов выдвигает свою точку зрения. По его мнению, предположение многих исследователей, что XII легион «Молниеносный», вовлеченный в I веке н.э. в тяжелые военные операции против Парфии в регионе восточной Анатолии и западного Ирана, где-то в 80-е годы новой эры стоял лагерем в этих местах и даже доходил до Баку, являются ошибочными! Ведь эти предположения основываются на всего лишь на небольшом тексте, состоящем из шести коротких асимметричных строк, высеченных на поверхности чуть менее одного квадратного метра в уголке скалы. При этом сочиняются истории о сражениях между Легионом «Молниеносным» и некими защитниками Абшерона.
Обосновывая свою позицию, Аббас Исламов обращается к фактам и логике. Известно, что типичный легион римской армии начала I века н.э. состоял примерно из 5500 легковооруженных и тяжеловооруженных пехотинцев и примерно из 400-500 всадников. Это был большой воинский контингент, состоявший в среднем из 50-60 центурий. Каждая центурия состояла примерно из ста воинов. Командир центурии назывался «центурион» (буквально — «сотник»). Иными словами, в каждом легионе имелось примерно 55-60 центурионов, которыми, как правило, становились солдаты-ветераны.
Сторонники предположения, что XII Легион Молниеносный, которому во времена императора Домициана была поручена также задача оказать поддержку правителям Иберии и Албании, находился в полном составе на Абшероне, считает исследователь, не учитывают специфику организации этого крупного военного подразделения, его значимость и субординацию командования.
Т.е., если предположить, что эта надпись появилась на куске скалы, знаменуя присутствие всего прославленного римского легиона, то ее, во-первых, должны были оставить от имени военачальника, возглавлявшего легион (носившего титул легата и назначавшегося лично императором), а не от имени какого-то центуриона (одного из пяти- шести десятков прочих «сотников»).
И, во-вторых, ее должны были выполнить в более классическом, геометрически правильном, монументальном стиле, а не в виде кустарно исполненных кривых и асимметричных строк, на неприметном уголке скалы. Иными словами, данная надпись свидетельствует о прямо противоположном — о том, что XII легион «Молниеносный» на Абшероне никогда не был.
По мнению Аббаса Исламова, надпись была действительно оставлена центурионом XII легиона «Молниеносный», но, по всей вероятности, посетившим данные места не в составе легиона, а в качестве частного лица — паломника, поскольку Гобустанские скальные плато были, вне всяких сомнений, местом расположения древних святилищ дохристианского периода. Царившая здесь религиозная идеология была во многом сродни римскому политеизму.
Этот самый римлянин, посетивший Гобустан, мог быть уже в отставке — ведь никому не известен его возраст, но сохранять воинское звание, полученное на службе. Т.е. Луций Юлий Максим мог быть отставным центурионом, некогда служившим в «Молниеносном» (легион просуществовал под этим названием несколько веков) и посетившим Гобустанские святилища во времена Домициана. И оставившим там надпись. Как известно, желание человека написать что-то типа «Здесь был Вася» уходит в глубокую древность.
Версия Аббаса Исламова неожиданна и ставит с ног на голову все устоявшиеся предположения, ведь у историков принято считать, что XII легион «Молниеносный» был и в Гобустане, и на Абшероне. Иначе как еще объяснить топоним «Романа»?
При этом нет никаких задокументированных сведений, где конкретно был этот легион в эпоху Домициана Цезаря Августа. Гротефенд и Стиль его помещают в провинции Сирии — с очень большим правдоподобием. Боргези помещает его в Германии; Пфитцнер — в Египте. Во всяком случае, более чем вероятно, что он там находился с очень давних пор.
Однако возможен и третий вариант развития событий. Римский легион, пришедший покорять чужие земли, в данном случае — земли Абшерона, на самом деле дошел до Абшерона, став первым римским легионом, добравшимся так далеко на Восток, но он не был уничтожен. Иными словами, никто римских воинов не убивал. Но почему же тогда до 114 года о легионе «Молниеносном» нет никаких известий?
Возможно, римские воины по каким-то причинам просто не захотели возвращаться назад: им так понравились новые земли, что они захотели остаться здесь навсегда. В итоге «растворились» в местных жителях, ассимилировались, переженились, и родившиеся дети стали частью местного этноса. И теперь в жилах современных азербайджанцев течет капелька римской крови.
В пользу этой версии говорит и образ быка: вряд ли народ, на голову разбивший иноземных захватчиков, поместил бы на герб своего города их тотемный символ.