НУРАНИ
В годы существования СССР о том, что у Советского Союза есть территориальные споры с соседями, а под контролем Москвы находятся территории, советские права на которые с точки зрения закона небезупречны, газеты не сообщали под аршинными заголовками.
Даже о боях за остров Даманский говорили вполголоса, а уж о том, что остров этот в конце концов пришлось уступить Китаю, советским гражданам вообще знать не полагалось. Точно так же «сквозь губу», скороговоркой и без подробной и крайне не выгодной Москве «раскладки» рассказывалось и о проблеме «северных территорий» — островов Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи, захваченных СССР у Японии в конце Второй мировой войны. СССР в своей политике никогда не отличался большим уважением к международному праву.
Однако российские журналисты еще в «нулевых» нечаянно проговорились: до сих пор на этих островках, которые СССР именовал «Южно-Курильскими», а Япония — «северными территориями», советские чиновники высшего ранга не появлялись. Все-таки не царское это дело.
Теперь же это правило уже не соблюдается. Президент РФ Владимир Путин собственной персоной посещает захваченный у Украины Крым. Правда, он ни разу не появился в Севастополе, который только ленивый не назвал в России «городом русских моряков», на день ВМФ России.
В 2014 году, по «горячим следам» захвата, Путин встречал праздник в Североморске (притом что, по многим косвенным признакам, ждали верховного главнокомандующего именно в Крыму), в 2015 году — в Балтийске, последние два года — в родном Санкт-Петербурге. Возможно, информацию к размышлению, почему так происходит, дают «утечки», что в июле нынешнего года президентский борт, доставлявший Путина на саммит G20 в Гамбург, летел по очень длинной и странной траектории, старательно обходя и Украину, и страны НАТО.
А теперь вот Владимир Владимирович в годовщину российской агрессии против Грузии решил побывать в оккупированной грузинской Абхазии. О том, что 8 августа Владимир Путин посетит с визитом эту грузинскую провинцию, оккупированную Россией, агентству РБК сообщили пять собеседников в Москве и Сухуми, знакомых с организацией провокационного визита.
Известно, что в программе краткого визита — переговоры с «президентом Абхазии» Раулем Хаджимбой. Последний, по данным РБК, регулярно посещает Россию. В последний раз он приезжал на переговоры к Путину в декабре прошлого года. Стороны обсуждали перспективы развития отношений и реализацию «Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве», который Россия в 2014 году подписала с этим марионеточным оккупационным режимом.
Справедливости ради, российские официальные лица уже позволяли себе этакие «инспекционные поездки» по завоеванным землям. 3 июля в Сухуми побывал помощник президента Владислав Сурков.
С «президентом Абхазии» они обсудили реализацию инвестиционных программ и сотрудничество Москвы и Сухуми, проще говоря, финансовую помощь России местным марионеткам. Министр иностранных дел России Сергей Лавров побывал с двухдневным визитом в Абхазии в апреле этого года. Во время визита он принял участие в открытии нового комплекса российского посольства. Да и сам Владимир Путин появлялся здесь регулярно. В последний раз он посещал Абхазию в 2013 году.
Но на сей раз Владимир Путин отправляется в оккупированный Сухуми в годовщину агрессии против Грузии — 8 августа.
В Тбилиси совершенно справедливо возмутились. По оценке государственного министра по вопросам примирения и гражданского равенства Кетеван Цихелашвили, поездка президента России Владимира Путина в оккупированную Абхазию является продолжающейся оккупацией и попыткой фактической аннексии.
«Имеют место провокационные действия. Этот визит, наверное, следует рассматривать в этом ранге. Это вписывается в общую картину — это продолжающаяся провокация. Это попытка фактической аннексии со стороны России, поэтому наша задача — нивелировать любую провокацию. Наша задача — сохранить мир, который жизненно важен для страны», — заявила Цихелашвили, которую цитируют грузинские СМИ.
Официальные российские источники, однако, по поводу визита Путина хранят молчание. Даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на запрос РБК о поездке президента вообще не ответил.
Однако весьма близкий к Кремлю заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин (объявленный, кстати говоря, в Азербайджане персоной нон грата), высказал предположение, что визит Путина в Абхазию связан со сложной внутриполитической ситуацией в этом, пардон, недогосударстве, а также с визитом в Грузию 1 августа вице-президента США Майка Пенса.
Как вынужден был выдавить депутат, раскол в абхазском обществе, борьба в политических кругах, а также межнациональная напряженность тормозят экономическое развитие Абхазии и российские инвестиции в стране. «Это дополнительный повод для того, чтобы Путин присмотрелся к ситуации в Абхазии и составил свое личное мнение», — предположил Затулин, подчеркнув, что необходимость российской помощи Абхазии не ставится под сомнение.
По мнению Затулина, визит Путина может быть также призван подтвердить «обязательства» России по отношению к Абхазии и Южной Осетии (вернее, готовность Москвы и дальше держать на своих штыках созданные в Сухуми и Цхинвали оккупационные марионеточные режимы) в связи с тем, что Пенс «активно агитирует Грузию за вхождение в НАТО, тем самым будоражит целый ряд вопросов, включая вопрос о насильственном восстановлении грузинской юрисдикции над народами и территорией Абхазии и Южной Осетии».
В самом деле, находясь в Грузии, вице-президент США Майк Пенс еще раз подчеркнул, что США поддерживают территориальную целостность Грузии и ее стремление в НАТО, и категорично осудил российскую оккупацию Южной Осетии и Абхазии. К тому же его визит совпал со стартом в Грузии масштабных учений НАТО с участием США. И это, судя по всему, заставило всерьез занервничать персон вроде Хаджимбы: здесь отдают себе отчет, что военное решение конфликта в принципе не исключено.
Еще тревожнее ситуация в экономике. От надежд, что после признания независимости со стороны РФ и обещаний российских же инвестиций Абхазия будет кататься, как сыр в масле, не осталось даже тени. Более того, добропорядочные инвесторы пользоваться ворованным, как правило, не любят, судебные процессы с властями Грузии им ни к чему. Наконец, даже те инвестиции, которые и удавалось реализовать в Абхазии, работали по схеме «владельцы — россияне, наемные работники — абхазы», что не нравилось местным жителям.
Определенные надежды внушал туризм. Правда, «советские» санатории некогда раскрученных Гагры и Пицунды даже в самых розовых снах не могли конкурировать с Турцией или Черногорией, но на советской ностальгии кого-то привезти сюда все-таки удавалось.
Однако нынешним летом пугающий рост криминала грозит оборвать и этот «волосок». Уже в те дни, когда СМИ обсуждали визит Путина, в поселке на Белой речке Хипста напали на семью, переехавшую в мае 2017 года из Санкт-Петербурга в Абхазию.
Как рассказывают журналисты, пострадавший — Анатолий Быковец — вместе с женой и братом делал в доме ремонт. Трое бандитов ворвались в дом с пистолетами и ножами, в традициях «лихих девяностых» женщине жгли утюгом лицо, чтобы выведать, где хранятся сбережения, мужа этим же утюгом ударили по голове. Узнав, что накопления лежат в автомобиле Volkswagen, на этой же машине бандиты и скрылись.
И, как утверждают осведомленные источники, власти далеко не всегда «принимают должные меры» для розыска бандитов. Такова уж местная специфика: крохотное «недогосударство», где все друг друга знают, чудовищная коррумпированность, помноженная на всевластие «полевых командиров» и перенасыщенность общества оружием…
И так уж совпало: как раз накануне визита Владимира Путина здесь же на военных складах возле поселка Приморское произошел взрыв боеприпасов, в результате пострадали 50 человек. 27 из них пришлось госпитализировать. 19 пострадавших — граждане России. Две россиянки, жительницы Санкт-Петербурга, погибли.
Конечно, пожары на военных складах случаются и по неосторожности. Однако куда чаще с их помощью пытаются прикрыть воровство. Есть, конечно, надежда, что увели взрывоопасные «единицы хранения» для того, чтобы глушить рыбу.
Но на фоне роста криминала такая версия не кажется особо убедительной. И еще лучше не забывать, что нынешний «президент» Абхазии Рауль Хаджимба и не особо скрывает своих связей с «решительными людьми» с Северного Кавказа. Словом, ответ на вопрос, где «заговорят» похищенные в Приморском боеприпасы, может оказаться по-настоящему шокирующим.
И вряд ли Владимир Путин способен разрулить все это за один визит.