За рубежом, Эхо

Иранские грезы Сержа Саргсяна

rouhani-sargsyan-iran-armeniaНУРАНИ

Американский политический жаргон понятен сегодня даже тем, кто не является ни «американистом», ни филологом, и даже английский язык знает слабовато.

Ну в самом деле, кому сегодня надо объяснять, что «коп» — это полицейский, что «ястребы» — это сторонники жесткой политики, а «голуби», наоборот, выступают за более миролюбивый курс, что «крысиные гонки» — это конкуренция, а выражение «показать морковку» — это более сочный и яркий синоним слова «заинтересовать».

Только вот…сколько раз одной и той же аудитории можно показывать одну и ту же «морковку» далеко не первой свежести — так, как это делает перед визитом в Иран президент Армении Серж Саргсян? Формальный повод для визита — церемония инагурации президента Ирана Хасана Роухани, намеченная на 5 августа.

Однако этой поездке главы государства в Ереване уделяется самое пристальное внимание: Иран для Армении — важный политический и экономический партнер. Другое дело, что поездка эта пройдет на не самом лучшем для двусторонних отношений фоне: против Ирана вводятся новые санкции, его обвиняют в нарушении «ядерной сделки» и т.д.

Санкции вводятся и против РФ, чьим «форпостом» и экономическим паразитирующим придатком является Армения. Не лучший фон для выстраивания далеко идущих планов сотрудничества, тем более, что Тегерану и Еревану при развитом политическом партнерстве до сих пор так и не удалось подвести под него хоть какой-то экономический базис.

Тем не менее, иранскому направлению своей политики в Армении удаляют первостепенное внимание. Ереванская «Лрагир» подметила: «Визит Сержа Саргсяна состоится после визита в Армению министра регионального сотрудничества Израиля, который встречался в Ереване с премьером и министрами, но которого не принял Серж Саргсян. Официально Серж Саргсян был в отпуске. Хотя это не помешало ему дать интервью, а 5 августа прервать отпуск и поехать в Иран. Очевидно, что Серж Саргсян демонстративно не принял израильского министра».

А Серж Саргсян в преддверии визита дал интервью иранской газете «Шарг», где разливался соловьем. Он уверял собеседников, что именно Армения является наикратчайшим и безопасным сухопутным путем, чтобы связать Европу с Ираном, что у Армении на сегодняшний день, оказывается, тесные партнерские отношения с ЕС, и она готова предоставить платформу иранским и европейским коллегам для развития взаимовыгодной деятельности, и тем более пытался заинтересовать всех и вся перспективами транзита через Армению иранского газа.

Ереван заинтересован в участии в крупных региональных экономических проектах и готов к сотрудничеству в этом вопросе с Ираном, заверил Серж Саргсян. Коснувшись возможности транзита иранского природного газа в Европу по территории Армении, отметил, что если по итогам соответствующих обсуждений стороны проявят заинтересованность, то проект можно осуществить. У Армении и Ирана тесные дружеские связи, что позволяет углублять двустороннее сотрудничество в экономической и энергетической сферах, заявил Саргсян.

Затем заверил: «Армения в рамках ЕАЭС инициировала обсуждения вокруг установления льготного торгового режима с Ираном, в результате чего, как вы знаете, уже проходят переговоры. Уверен, что это сотрудничество может быть выгодным для всех сторон, открыв для иранских товаров выход на 180-миллионный рынок. Страны-члены ЕАЭС, в свою очередь, получат возможность свои товары в льготном режиме представлять на иранском рынке».

Что касается отношений Армения-ЕС, то, по версии Саргсяна, «Армения является наикратчайшим и безопасным сухопутным путем, связывающим Европу с Ираном». Отметил, что в Ереване высоко ценят взвешенную позицию Ирана в армяно-азербайджанском конфликте. И патетически изрек: «Дружба двух соседних народов настолько крепка, что остается только, сохраняя общие наработки, заботиться об их дальнейшем развитии и углублении, что и является надежной основой и оплотом наших отношений».

Более того,»Армения и Иран находятся по соседству с наиболее нестабильным и неспокойным регионом: в некоторых странах свирепствуют зверства террористов», и в подобных условиях важно совмещать усилия международного сообщества по региональной безопасности и укреплению мира, взяв на себя важнейшую роль в борьбе с экстремизмом. О том, что именно Иран и Армения проводят политику государственного терроризма, понятное дело, умолчал.

Впрочем, такие «мелочи» президента Армении не очень интересовали. Он, конечно, беседовал с иранскими журналистами, но вот адресовано его интервью было аудитории армянской. Ей и предназначались «месседжи», которые теперь ловят на лету и начинают всячески превозносить околовластные пиарщики.

Так, ирановед Гоар Искандарян в беседе с Tert.am отметила, что интервью президента Армении Сержа Саргсяна иранской газете «Шарг», оказывается, было очень интересным и содержало в себе много месседжей. «Это месседж относительно того, что Армения сухопутным путем может стать связующим звеном с Европой, и это необходимо активировать», — сказала она.

Затем принялась уверять, что в прошлом году была опробована сухопутная дорога, и стало очевидно, что грузовые машины доехали до пункта назначения намного быстрее и получилось намного дешевле, чем через Турцию.

«В интервью президента было достаточно месседжей по части придания важности Армении, это было что-то наподобие призыва, послания к тому, чтобы дружественная с Арменией страна обратила больше внимания на связанные с РА программы. Эти месседжи заставляют иранскую сторону вновь пересмотреть свою политику и обратить большее внимание на Армению», — уверяла госпожа Искандарян.

Только вот, напомним в который уже раз, «иранские грезы» президента Армении и его окружения вряд ли имеют шанс сбыться. Да, надежды на иранский газовый транзит возлагаются в Армении уже не первый год. Более того, по мнению экспертов, именно в расчете на него Россия скупила на корню всю армянскую ГТС. Но все это имело смысл, пока Россия одновременно рассчитывала реализовать и проект «Южного потока» — принадлежащей «Газпрому» трубы, по которой шел бы на Запад и азербайджанский, и иранский, и, возможно, центральноазиатский газ.

Однако после того, как в Азербайджане приступили к реализации своего проекта «Южного газового коридора», наиболее проницательные аналитики предупредили: проект «Южного потока» повисает в воздухе. Для него может не найтись ни газа, ни потребителей.

Москва, правда, попыталась сманеврировать и объявила о старте проекта «Турецкого потока», но он, предупреждают эксперты, имеет все шансы пасть жертвой нового пакета американских санкций. Под них, кстати говоря, априори подпадают и все газовые проекты с участием Армении, чья газотранспортная система принадлежит «Газпрому». К тому же новые санкции составлены таким образом, что под них подпадают и европейские партнеры российских супермонополистов.

А проект обещает быть ой каким затратным. Да, газовую трубу можно вывести в Армению, оттуда — в Грузию, а потом? Тянуть по дну Черного моря? Долго, сложно и затратно. Особенно с учетом санкций. Присоединиться к магистральному газопроводу «Южного газового коридора»? Но это, как бы поделикатнее выразиться, азербайджанский проект, там никто не ждет прокачанный транзитом через Армению газ с распростертыми объятиями. Куда проще вывести трубу или в Турцию и попасть сразу на «европейский газовый перекресток», или в Азербайджан с его экспортными трубопроводами.

Другое дело, что Серж Саргсян при помощи такой вот незадачливой «морковки» берется убедить не самую проницательную часть своей аудитории, будто бы для Армении на иранском треке еще не все потеряно. Пусть даже в реальности дело там уже давно «труба». И вовсе не в значении «трубопровод».