Политика, Эхо

Паника Армении: санкции наложенные на РФ могут привести к потере Карабаха

karabakh-karabax-military-voenn-war-voynaНУРАНИ

За развитием событий вокруг новых санкций США против России с напряженным вниманием следят не только в Вашингтоне и Москве. Дело не только в том, что новый санкционный пакет затрагивает и интересы компаний и концернов «третьих стран», сотрудничающих с РФ. Важно другое.

«Общемировая политическая погода» в той или иной степени влияет практически на все страны мира, и в XXI веке шансов «отсидеться» и переждать грозу куда меньше, чем хотелось бы, — это аксиома.

Конечно, такое внимание имеет свое «национальное прочтение», и у каждой страны здесь свой арсенал «средств реагирования». Одни уповают на себя, другие — на «командную игру» и помощь партнеров, третьи — на «свободу маневра». Но за развитием событий с напряженным вниманием следят если и не все, то, по крайней мере, подавляющее большинство.

Армения — не исключение, где за развитием событий следят с понятным беспокойством. Ереванская «Аравот», напоминая о том, что «накануне американские законодатели с исключительной солидарностью проголосовали в пользу законопроекта, по которому в отношении России будут применены беспрецедентно жесткие санкции», продолжает: «Этот пакет станет тяжелым ударом и по военной, и по экономической мощи Москвы, той мощи, уповая на которую, официальный Ереван продолжает сохранять свое членство в ЕАЭС и ОДКБ, считая Россию «стратегическим союзником».

Факт в том, и об этом говорят даже российские эксперты, что эту страну ждут большие испытания, и вовсе не факт, что Армения обязана продолжать свою «традиционную» политику и навлекать на себя эти испытания. В Армении уже звучат призывы переоценить угрозы и пересмотреть подходы к безопасности и внешнеэкономической политике.

Насколько это оправдано, в чем истинный интерес Армении в этой новой расстановке, может выясниться только в результате публичной дискуссии. Во всяком случае, ясно, что «по-прежнему» больше не будет, а что будет после этого — зависит от нас, нашей общей воли и нашего интеллекта».

В самом деле, последствия санкций против РФ для своей страны в Армении обсуждают уже не первый день. Но вначале во главе угла здесь стояли последствия сугубо экономические. Теперь же акценты смещаются. В Армении вдруг осознали, что оказались в «проигрывающей команде». А это уже означает неприятности по всем фронтам.

К тому же существенно сузятся и возможности лоббистов: если Армению на фоне нынешней волны антироссийских настроений (ну или русофобии) на Западе будут воспринимать как «форпост России», каковым она, в сущности, и является, разного рода «армянские комитеты» и «ассамблеи» тоже будут восприниматься как «инструменты российского влияния». Но самое главное, в ближайшее время Москве уже может стать не до защиты интересов своего «форпоста».

Здесь, пожалуй, необходимо вспомнить кое-какие не очень афишируемые в Армении уроки армянской же истории. Так, рассуждая о том, почему армянское государство в турецкой Киликии в средние века просуществовало так недолго, австрийский историк Эрик Файгл особо отмечал «роковое искушение, испытываемое не только армянами Киликии, но и всеми в целом армянами, добровольно вступать в игры большой политики».

Точнее, добавим от себя, наниматься в подручные к сильным, как казалось, державам, рассчитывая, что с барского стола кое-что «в территориальном прочтении» перепадет и им.

Подобным же образом армянские лидеры вели и ведут себя и в ходе агрессии против Азербайджана. Здесь не сомневались: Карабах на блюдечке с голубой каемочкой Армении преподнесут внешние покровители. В реализации своей «карабахской стратегии» армянские лидеры делали ставку не на экономический или военный потенциал самой Армении, а на внешнюю поддержку.

Одни всерьез верили, что все нужные для Армении решения «продавит» армянское лобби, другие, более осведомленные, отдавали себе отчет: ставку надо делать на Москву. Тем более, что Олег Калугин знал, о чем говорил, когда констатировал, что уже с семидесятых годов «Дашнакцутюн» действовал под полным контролем КГБ СССР.

Казалось бы, армянская ставка на Россию полностью себя оправдала. Благодаря российской военной помощи под армянской оккупацией оказался и Нагорный, и равнинный Карабах.

Только вот…последние события не оставили сомнений: покровительство России вовсе не гарантирует Армении таких же военных успехов, как это было в начале девяностых. Бои в апреле прошлого года закончились для нее территориальными потерями. На дипломатической арене события тоже развиваются не в пользу Армении.

Как признает «Первый информационный», Гарник Исагулян, именующий себя «советником представительства «Арцаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) в Армении», пригрозил: «Если будет оказываться давление на Республику Армения, то это вариант, который всегда можно использовать, и в любой момент мы можем заявить, что Армения не может представлять «Арцах», — напомнив заявления властей о том, что Армения поддерживает «Арцах», но не заменяет его.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Перевести переговоры в плоскость «Азербайджан — сепаратисты Карабаха» — давняя мечта Еревана. В таком случае Армения надежно обезопасит себя от обвинений в агрессии против другой страны, за что, особенно с учетом «крымского» опыта, может и «прилететь».

Другой вопрос, что, как признает «Первый информационный», «конечно, все мы желаем полноценного участия «Арцаха» в переговорном процессе, однако нужно здраво рассмотреть возможности для этого. Это не реалистично в случае сегодняшнего статус-кво, тем более, когда, по сути, процесса урегулирования и нет, и Армения и Азербайджан не могут согласовать даже технические вопросы.

Если сегодня Армения поднимет вопрос участия «Арцаха» в переговорном процессе, то это, по сути, будет означать попытки изменить статус-кво, что легитимирует намерение Баку развязать войну». В переводе: за такие дипломатические новшества Армении точно может «прилететь».

Но самое главное, ереванские аналитики не заметили: Исагулян говорил о том, что на Армению оказывается давление. Еревану остро необходима внешняя поддержка, а где ее взять? Рассчитывать на заступничество Запада «форпосту России» не приходится. Россия ее прикрывать то ли не желает, то ли не решается.

И если ситуация и дальше будет меняться не в пользу Москвы, то не исключено, что главные неприятности для Армении еще впереди, о чем и напомнил в своих оценках бывший замминистра иностранных дел РА, Чрезвычайный и Полномочный Посол Арман Навасардян. Как заявил отставной дипломат, в результате новых экономических санкций, введенных США в отношении России, Армении будет сложно маневрировать между США и РФ.

«США лидируют в мире в экономическом плане, а в военном плане РФ почти на одном уровне с США. Говорить, что напряженность между США и РФ возникла только что будет заблуждением, у США четкий политический вектор, они заявляют, что, на первом месте их интерес, их игры с ЕС не известно, чем закончатся. После холодной войны РФ была на низком уровне, но такой президент, как Владимир Путин, вызволил страну из этой ситуации, что не по душе США», — послушно повторил Навасардян штампы «кисель-тв».

Затем вошел в раж и добавил: оказывается, политика США нацелена против Путина, что наблюдается также в некоторых армянских кругах. А затем высказал главное: если Путин уйдет, мы (т.е. армяне — Ред.) можем оказаться в такой ситуации, что будем восславлять этот день. «Многое Путин сдерживает. В турецком вопросе, карабахском вопросе и многих других вопросах. Что, вы думаете, в Москве сидят политические деятели исключительно проармянской ориентации? Нет, здесь куча поборников Турции, Азербайджана», — отметил Арман Навасардян.

Уточнение и в самом деле важное. Отставной ереванский дипломат верно заметил: санкции, наложенные на РФ, могут привести к внутриполитическим сдвигам в самой РФ, и тут уже у власти могут оказаться силы, для которых на первом месте будут не занафталиненные великодержавные мечты о прорыве к Босфору и Дарданеллам, а куда более прагматичные задачи, требующие развития отношений с Анкарой и Баку.

А «Искандеры» на базе в Гюмри этому только помешают. А если в решающий момент у Москвы просто могут обнаружиться свои интересы, в которые армянский экспансионизм уже не впишется, то это для Еревана будет означать катастрофу. Во всяком случае, нелишне вспомнить, как после краха планов создать за счет военной силы Антанты на землях турецкой Восточной Анатолии «Западную Армению» один из лидеров дашнаков времен Первой мировой войны Ованес Кашазуни сетовал: «Свои собственные стремления мы поместили в улей других. Мы утратили чувство реальности и дали волю мечтам».

А Фритьоф Нансен заметил: «Горе армянскому народу, оказавшемуся втянутым в европейскую политику! Для него было бы лучше, чтобы его имени ни разу не вспомнил ни один европейский дипломат». И еще лучше, если бы армянские лидеры не строили планов территориальных приобретений за счет соседей, полагаясь на внешнюю военную поддержку.